Закон о трансфертном ценообразовании вызвал много споров и комментариев еще до принятия, когда он «гулял» по коридорам Верховной Рады. Не мешает разобраться во всех тонкостях этого инновационного, но не однозначного документа.
1 сентября вступил в силу подписанный президентом Виктором Януковичем 31 июля весьма спорный закон «О трансфертном ценообразовании», принятый 4 июля парламентом. Принятие закона в парламенте балансировало на грани: «за» проголосовал 231 народный депутат при необходимых 226.
Законопроект был разработан Миндоходов и впервые предусматривал процедуру борьбы с выводом прибыли в офшоры и страны с низким уровнем налогообложения.
Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием (ТЦ) основывается на принципе «вытянутой руки» (Arm’s length principle) — международном стандарте, согласованном государствами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве рекомендуемого к использованию по установлению трансфертных цен для налоговых нужд.
Компромиссная редакция, выработанная в процессе диалога парламентариев с Миндоходов, существенно лучше, нежели принятая в первом чтении, учитывает многие комментарии бизнеса и разрешает многие его опасения. Впрочем, Миндоходов в ходе прохождения законопроекта в парламенте смогло отстоять практически все ключевые нормы документа.
В целом закон предусматривает такие нормы:
При этом внедряется добровольность применения механизма отклонения от рыночных цен на 5% аграриями, металлургами и химиками. То есть под усиленное внимание контролирующих органов попадут сделки с украинскими предприятиями, использующими льготные режимы налогообложения (сельскохозяйственные предприятия на фиксированном сельскохозяйственном налоге, предприятия IT-индустрии).
Для контроля за ТЦ будут использоваться пять методов: сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), цены перепродажи, издержки плюс, чистой прибыли и распределения прибыли.
Налогоплательщики вместе с годовой декларацией налога на прибыль будут подавать отчет о проведенных ими в течение календарного года контролируемых операциях.
«Украина явно запоздала с введением ТЦ. Это нужно было делать еще 10 лет назад. А теперь получается, что Украине нужно спешить за другими странами. Мировая экономика все больше и больше структурируется. Все меньше остается места для „серого“ импорта и экспорта.
И если Украина хочет, чтобы ее принимали всерьез, нужно, чтобы ее воспринимали как страну с понятными ценами. Хотя требования о ТЦ нет в договоре об ассоциации с ЕС, но во многом это необходимо было сделать, чтобы не было со стороны ЕС претензий к нерыночным ценам на украинские товары», — отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
По словам партнера, руководителя налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании «Baker Tilly Украина» Рустама Вахитова, рано или поздно такой закон должен был появиться, это был только вопрос времени.
«Иначе украинские налоговые органы придумали бы свои, нестандартные методы борьбы с выводом прибыли за пределы страны, а так они будут использовать уже проверенный инструментарий. В ЕС правила трансфертного ценообразования существуют уже 20 лет, а Россия имплементировала их больше двух лет назад», — отмечает эксперт.
Принятый закон соответствует принятой международной практике. Кроме того, в Европе уже практически создана система, обеспечивающая свободный доступ налоговиков к операциям в большинстве юрисдикций, включая офшорные. В Украине пороговой суммой дохода для контроля трансфертных цен является 50 млн грн.
Примечательно, что страны ОЭСР намерены радикально пересмотреть систему налоговых соглашений и схему борьбы с уходом крупных компаний от уплаты налогов.
Так, согласно плану действий, в 2014-2015 гг. международные корпорации должны начать отчитываться по объемам доходов и уплаченных налогов по месту фактической деятельности. Пересмотру подлежит и стандарт раскрытия информации: от обмена данными по запросу до автоматической передачи налоговых сведений. Это призвано упростить выявление схем налоговой оптимизации. Судя по всему, Украина также присоединится к этому соглашению.
В глобальном исследовании ТЦ компании EY (бывшая Ernst&Young) отмечается, что международные компании работают над выполнением многочисленных и изменчивых правил ТЦ с тем, чтобы избежать двойного налогообложения.
«Для достижения поставленной цели им следует проявить инициативу в подготовке документации, мониторинге изменений [правил] в разных странах, совершенствовании технологий для ускорения анализа финансовых результатов», — отмечает Томас Борстелл, глава международного направления услуг EY в области ТЦ.
Экспертный анализ отдельных статей закона показывает как плюсы, так и минусы документа. К позитивным можно отнести следующие:
• защита украинского бизнеса от антидемпинговых обвинений, что расширяет сферы сбыта продукции и позволяет выходить на новые рынки сбыта, такие как ЕС или США;
• пополнение госбюджета и препятствование оттоку налогооблагаемой прибыли за рубеж и в офшоры в частности;
• упрощение документооборота крупных компаний (крупные налогоплательщики обязаны предоставлять расширенную информацию по контролируемым операциям не до 1 мая, а в течение двух месяцев с момента получения запроса);
• декриминализация отдельных сфер экономики и уменьшение влияния олигархических групп в стране;
• не нужно будет вести отдельный учет для целей контроля за ТЦ, бизнес имеет возможность определять показатели рентабельности на выбор — по национальным или по международным стандартам бухучета и финансовой отчетности.
К негативным нормам закона можно отнести:
• нарушен принцип стабильности налогового законодательства, т. е. изменения вносятся меньше, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года, в котором новые нормы должны заработать;
• такая практика используется далеко не во всех странах;
• бизнес не успел подготовиться к действию закона, равно как и власть не успела принять все необходимые подзаконные акты;
• сроки введения (с 1 сентября) создают неопределенность для бизнеса (за какой период подавать отчетность по новым правилам в 2014-м: за период с 1 сентября по конец года (период действия новых правил) или за весь календарный 2013 год; неясно, будет ли 5% от ставки налога на прибыль «минусоваться» от 19% сейчас или от 16% с 2014-го );
• дополнительные финансовые затраты со стороны налогоплательщиков.
«Новый закон изменил правила определения обычных цен для контролируемых операций и возложил на плательщиков налогов, которые осуществляют подобные операции, дополнительные обязанности по подготовке отчетности и документов, подтверждающих уровень обычных цен, что, в свою очередь, будет требовать привлечения серьезного трудового ресурса и дополнительных финансовых затрат», — считает руководитель аналитического департамента ИГ «АРТ Капитал» Игорь Путилин.
О том, что не все в законопроекте «доведено до ума», признают и во власти. Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) совместно с Советом по вопросам стимулирования инвестиций и предпринимательской деятельности при Миндоходов будут вести мониторинг действия закона и пытаться оперативно реагировать на все замечания добросовестных налогоплательщиков.
«Любой закон требует времени для адаптации к практике. Самый большой риск — это конфликт между бизнесом и налоговой, какую цену считать справедливой. Зарубежом есть четкие параметры этих цен, которые можно всегда сравнить или с каталогами, или с биржевой котировкой, у нас этого нет, и это может приводить к бесконечным спорам и конфликтам.
В идеальном варианте наши отраслевые ассоциации, как это делают в странах ЕС, должны на себя взять обязательства по обобщению и систематизации рыночных цен на товары, которые подпадают под ТЦ», — поясняет Александр Охрименко.
«С точки зрения скорости внедрения закона, имело бы смысл дать компаниям больше времени на адаптацию к новым правилам, а не два месяца», — говорит Рустам Вахитов.
Игорь Путилин, в свою очередь, подчеркивает, для сохранения конкурентоспособности украинской налоговой системы закон о ТЦ требует существенной доработки в части налогового администрирования. Закон обязывает налогоплательщиков предоставлять огромный массив информации относительно своих хозяйственных операций, в частности, операций со связанными лицами, перечень которых был значительно расширен законом.
Эффект действия закона подсчитать пока сложно, но Миндоходов первоначально рассчитывало, что он принесет бюджету дополнительно 20 млрд грн в течение трех лет.
По мнению Александра Охрименко, первые результаты от принятия закона можно наблюдать уже осенью, а полноценные изменения — через три года.
Оценивая выгоды от внедрения проекта, эксперт спрогнозировал, что к концу года украинский бюджет получит 1 млрд грн, а в будущем при правильной политике Миндоходов среднегодовой доход дойдет до 20-25 млрд грн.
«Данный закон будет препятствовать оттоку налогооблагаемой прибыли за рубеж и поэтому может иметь положительное влияние на экономику Украины. Положительный эффект, который рассчитало Миндоходов (20 млрд грн), может оказаться значительно выше», — считает Игорь Путилин.
Впрочем, по мнению Рустама Вахитова, для достижения 20-25 млрд грн в год налоговым органам придется найти раз в пять больше налогооблагаемой прибыли. «Мне кажется, что масштабы доначислений не будут настолько серьезны и таких показателей сложно будет достичь. Реальный эффект для госбюджета будет существенно ниже», — резюмирует эксперт.
Безусловно, вступивший в силу законопроект не решит всех проблем с нелегальным оттоком капитала из страны. А его внедрение может создать достаточно большое количество трудностей не только для компаний, которые практикуют различные схемы уклонения от налогов, но и для добросовестного бизнеса. Тем не менее главной задачей документа является вывод капитала из тени, как следствие — обеспечение реального роста экономики, что, в свою очередь, благоприятно отразится не только на бюджете Украины, но и на благосостоянии ее граждан.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.