Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Цена инвестиций - кто и как кредитует Украину

30 сентября 2013, 11:00 4

Как бы не критиковали Международные финансовые организации за навязывание неких «правил жизни», но никто не предоставляет более привлекательных условий (сроки и проценты) по кредитам, чем они. Не удивительно, что Украина продолжает успешное сотрудничество со всеми крупнейшими МФО. 

Институциональные инвесторы

МФО являются одними из самых надежных финансовых партнеров как государства, так и частных компаний. К МФО принято относить Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Мировой банк (МБ), Международную финансовую корпорацию (МФК — подразделение МБ) и др.

Их финансовые ресурсы значительно превосходят возможности отечественных банков, что позволяет им выдавать «длинные» кредиты под «вменяемые» проценты. Они инвестируют в проекты, которые никогда бы не профинансировали коммерческие кредиторы (например, автодороги, метро, энергобезопасность, здравоохранение и т. д.).

«Преимуществом такого финансирования для Украины является их стабильность, независимо от условий на рынке», — отмечает руководитель аналитического департамента ИГ «АРТ—Капитал» Игорь Путилин.

Следует отметить, что рассматривать МВФ в рамках всех МФО следует отдельно, что вытекает из специфики деятельности фонда, который для выделения средств ставит многочисленные и подчас трудновыполнимые условия. К слову, на днях президент Виктор Янукович сообщил, что Украина ждет миссии МВФ и расчитывает на позитивное решение о выделении нового кредита.  При этом, по его словам, страна выполнила большинство необходимых для этого условий. 

«Мы выполнили все условия, за исключением одного, которым является повышение цен на газ для домашних хозяйств. Там нет у нас вариантов для повышения цены. О том, когда может быть подписано соглашение именно - это вопрос к МВФ. Мы готовы заменить это условие другим и готовы это обсуждать», – сказал глава государства. 

По мнению главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака, решение открыть Киеву новую кредитную программу МВФ может после подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре. 

Правительство ныне находится во «всеоружии» к работе с МФО. Так, недавно Кабмин утвердил стратегию сотрудничества с МФО и привлечения международной технической помощи (МТП) на 2013–2016 гг. Ее разрабатывало более 30 органов исполнительной власти.

Стратегия содержит 5 основных направлений привлечения МТП. Это позволит направить эти ресурсы на решение приоритетных задач социально-экономического развития Украины, среди которых: повышение конкурентоспособности национальной экономики на инновационной основе; поддержка структурных изменений за счет развития высокотехнологичных перспективных секторов и перехода страны к «зеленой» модели развития экономики и промышленности, а также ускорение развития и модернизации инфраструктуры и транспорта. В Минэкономразвития уверены, что принятие документа позволит улучшить согласование МТП и ресурсов МФО с приоритетами социально-экономического развития страны.

Напомним, что с недавних пор МФО могут выпускать процентные или дисконтные облигации в гривне. Парламент 4 июня принял поправки в закон «О ценных бумагах и фондовом рынке» (об эмиссии облигаций МФО). Средства будут использоваться в нацвалюте на территории страны на долгосрочное финансирование реального сектора и муниципальных программ. Разрешение на такую эмиссию облигаций дает Министерство финансов по согласованию с Национальным Банком Украины.

Наиболее реальные планы по выпуску таких облигаций имеет ЕБРР (гривневое финансирование может составить 25–30% от общего объема уже в текущем году), которому интересно финансирование инфраструктурных проектов, отраслей, работающих на внутренний рынок и кредитование малого и среднего бизнеса. При этом аналогичные планы есть и у МФК. Там хотят финансировать агро- и финансовый секторы, ресурсо- и энергоэффективность, а также модернизацию муниципальной инфраструктуры.

Нежадные инвесторы

Влияние средств МФО на развитие экономики Украины сложно переоценить. «Если говорить о стратегическом развитии экономики Украины, то без средств МФО это сделать сложно. Украинской экономике нужны относительно дешевые, но долгосрочные инвестиции, а это могут предоставить только ЕБРР, МБ, МФК и МВФ. Только эти структуры могут кредитовать на 10–20 лет», — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Следует отметить, что в Программе активизации экономики на 2014 год уже заложено получение финансирования от МФО в размере более 13 млрд грн. Не исключено, что часть средств, которые хотят привлечь от МФО, заложены и в привлечение под госгарантии, коих предусмотрено на сумму более 64 млрд грн. В целом, сотрудничество с МФО является также важным позитивным сигналом для остального бизнес-сообщества и важным толчком для роста частных инвестиций в страну.

В текущем году ЕБРР намеревался инвестировать в Украину примерно 1 млрд евро, но финальный объем инвестиций зависит от делового климата и эффективности борьбы с коррупцией в стране. Если улучшение в упомянутых вопросах не наступит, то возможно снижение кредитной активности на 30%. Впрочем, этому есть рациональное объяснение — если ухудшается бизнес-климат, то заемщики не торопятся привлекать кредиты.

По состоянию на 1 января 2013 года банк взял на себя обязательства относительно предоставления более 8,2 млрд евро (10,7 млрд долл.) в рамках 318 проектов в Украине. Уже по состоянию на начало лета текущего года ЕБРР еще утвердил проекты для Украины на сумму 433 млн евро.

Только за последнее время ЕБРР предоставил кредиты компании «Ветряной парк «Новоазовский» на сумму 48,8 млн евро и «Днепропетровской муниципальной энергосервисной компании» в размере 20 млн евро под гарантии города, а также увеличил лимит финансирования факторинга «Укрэксимбанку» с 15 млн до 30 млн долл. Также совместно с МФК банк заявил о намерениях выделить концерну «Галнафтогаз» 180 млн долл. (ЕБРР — 80 млн долл. и МФК — 100 млн долл.) на расширение сети АЗС «ОККО», впрочем более 10% акций компании принадлежат ЕБРР.

Отметим, что в 2012 году ЕБРР инвестировал 934 млн евро (1,2 млрд долл.) в 35 украинских проектов, что на 8,4% меньше по сравнению с 2011 годом. При этом 71% средств был предоставлен частным компаниям, 29% — на проекты в госсекторе. В 2011 году ЕБРР нарастил объем вложений в Украину на 7,1% по сравнению с 2010 годом — до 1,02 млрд евро.

Со своей стороны МФК в 2013 финансовом году (июль 2012 — июнь 2013) инвестировала в 11 проектов в различных секторах экономики Украины 300 млн долл., что вдвое больше, чем годом ранее. Украина заняла третье место по объему инвестиций от МФК среди стран Европы и Центральной Азии.

Из них около 200 млн долл. вложено в отечественный аграрный сектор (производитель курятины «Мироновский хлебопродукт», датский производитель мясной продукции с активами в Украине Axzon, агрохолдинг «Астарта» и производитель томатной пасты «Агрофьюжн»). Кроме того, корпорация выделила кредит розничной сети «Ашан».
Отметим, что агросектор является одним из «любимчиков» не только частных иностранных инвесторов, но и МФО. Один только ЕБРР вложил в эту отрасль около 3 млрд евро (более 75 проектов), с ежегодным увеличением инвестиций по этому направлению до 200–250 млн евро.

Числятся за МФО и более глобальные проекты: финансирование повышения уровня безопасности энергоблоков АЭС, выделение средств на модернизацию газотранспортной системы Украины, автодорог (с 2002 дорожникам удалось привлечь у МФО 2,3 млрд евро инвестиций), повышение энергоэффективности на муниципальном уровне, улучшение железнодорожного сообщения и т.п.

Так, МБ занимается финансированием государственных или муниципальных проектов. По итогам 2013 финансового года (с 1 июля 2012 по 30 июня 2013) объем использованных средств вырос до 30%. Украина заняла 5-е место в регионе Европы и Центральной Азии по объему портфеля, который состоит из 10 проектов на общую сумму 2,42 млрд долл. Со своей стороны МБ не исключает возможность увеличить ежегодный объем ресурсов для страны с 500 млн до 1 млрд долл.

На проект развития городской инфраструктуры МБ выделил 140 млн долл. (инвестиции в реконструкцию украинских городов; мероприятия по повышению энергоэффективности коммунальных предприятий), проект реабилитации гидроэлектростанций (166 млн долл.) и др. На подходе и кредит в размере 450 млн долл. на капремонт автодороги на участке Лубны — Полтава.

Впрочем, в министерствах уже готовят и другие проекты: совершенствование системы здравоохранения и социальной помощи, повышение энергоэффективности централизованного теплоснабжения и т. д., общей стоимостью примерно 1,5 млрд долл. Чиновники не против привлечь у МБ и «непрофильный» кредит на 800 млн долл. для финансирования госбюджета, но все упирается в возобновление сотрудничества с МВФ.

Нетрудно заметить, что крупные проекты затрагивают те сферы, на которые у государства обычно никогда не хватает средств, поэтому роль МФО в вопросе их финансирования сложно переоценить. Более того, эти средства страна получает на 10-30 лет под минимальные проценты.

Привлекательной стороной инвестиций МФО являются ставки финансирования, т. к. «годовые» ЕБРР и Мирового банка всегда ниже рыночных. Например, кредит ЕБРР на 15 лет для повышения безопасности украинских АЭС в размере 300 млн евро предоставлен по ставке LIBOR по евро +1%. Впрочем, как и коммерческие банки, ЕБРР «снимает» и комиссионные.

Так, кредит банка на финансирование проекта завершения строительства метрополитена в Днепропетровске в сумме 152 млн евро выдан по плавающей процентной ставке (EURIBOR + 1% годовых) с комиссией за обязательство на уровне 0,5% годовых от неиспользованной части займа, а единовременная комиссия составляет 1% от суммы займа (1,52 млн. евро). В настоящее время ставки LIBOR по евро и EURIBOR варьируются на уровне 0,5% годовых.

По словам начальника отдела рейтингов корпоративного сектора агентства «IBI-Rating» Игоря Дикого, в части сотрудничества с МФО существует значительный потенциал увеличения финансирования, который сдерживается существующим инвестиционным климатом.

Деньги в обмен на реформы

Следует отметить, что ЕБРР занимает «промежуточное» звено между МФО, которые полностью влияют на политику (как МВФ) и полностью «коммерческими» организациями (как МФК). Нужно признать, что чаще всего такие действия нужно воспринимать позитивно, т. к. они «заставляют» власти принимать необходимые для бизнеса решения.

Именно ЕБРР лоббировало появление в Украине института бизнес-омбудсмена, который будет не зависеть от власти и станет третейским судьей в отношениях между государством и бизнесом. Его появления можно ожидать уже осенью текущего года.

Со своей стороны «реформацией» активно занят и МБ. Банк планирует помогать Кабмину в разработке закона о защите иностранных инвестиций, подготовке земельной реформы, а также будет способствовать осуществлению полного анализа плодородия почв. Из прикладных вещей можно отметить содействие МБ в восстановлении орошения на Юге Украины и развитии зерновой логистики.

Разумеется, что не всегда власти страны готовы идти навстречу «пожеланиям» МФО, которые по тем или иным причинам не вписываются в планы или требуют радикальных подходов к решению проблем (например, усиление прозрачности госзакупок, на чем многие власть имущие активно «зарабатывают»), что есть и сопротивление переменам (как в случае с МВФ). Отметим, что именно по рекомендациям МФО будет произведена реформа «Укравтодора» (разделение функций проектирования, строительства и контроля качества дорог).

Также нужно понимать, что МФО очень тщательно изучают и отбирают проекты для финансирования, предъявляют больше требований к потенциальным заемщикам, чем украинские банки. Если это частная компания, то ее бизнес должен быть абсолютно прозрачным, а если государственный или муниципальный проект, то часто возникает требование предоставления госгарантий.

«Кредиторы выдвигают довольно жесткие условия получения (формализованный бизнес-план, значительный объем собственных средств заемщика в проекте, наличие залога, стоимость которого существенно превышает необходимый кредит) и контролируют целевое использование средств», — отмечает Игорь Дикий.

Как видим, получить кредит МФО довольно сложно, как государству, так и частной компании, но игра стоит свеч — низкие процентные ставки тому прямое доказательство.

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях