Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

По дороге в ЕС – что еще не сделала Украина

11 октября 2013, 08:00 1

В подписанном 7 октября в Кракове соглашении о сотрудничестве между Польшей и Украиной до 2015 года Украина фигурирует как страна, подписавшая Соглашение об ассоциации с ЕС.

Во время совместной с Виктором Януковичем пресс-конференции президент Польши Бронислав Коморовский отметил, что соглашение предусматривает «оптимистический вариант сотрудничества между Польшей как членом ЕС и Украиной как ассоциированной страной».

Основания для того, чтобы говорить именно так, у Коморовского, конечно, были. Ведь практически все поставленные Брюсселем условия для подписания соглашения Украиной выполнены, по крайней мере, формально. Остается принять закон о прокуратуре, который в настоящее время находится на согласовании в Венецианской комиссии. Остается нерешенным также вопрос Юлии Тимошенко.

Евросоюз — взгляд изнутри

В этой связи авторитетное британское издание The Economist на днях писало, что «между странами-членами ЕС существуют противоречия. Для Швеции и Польши переход Украины на Запад – вопрос экзистенциальной важности. Испания и Франция, с другой стороны, могут спокойно и даже не без удовольствия смотреть на то, как сделка сорвется. Как ныне принято, все решит Ангела Меркель».

Как она может решить? Пресс-секретарь президента ФРГ Иоахима Гаука 7 октября, когда тот отправился в польский Краков, чтобы встретиться там с Виктором Януковичем, заявил следующее: глава государства беспокоится не только о судьбе Юлии Тимошенко, а о вопросе правового государства, соблюдения прав человека и демократических стандартов в Украине вообще.

Видно, не случайно в Американском институте в Украине считают, что «одной из самых больших неопределенностей является реальная позиция немецкого канцлера Ангелы Меркель».

Весьма интересное сообщение в этой связи сделала 8 октября польская Gazeta Wyborcza. Как рассказал на днях газете «один из важнейших дипломатов ЕС, ключевой остается позиция Германии и канцлера Ангелы Меркель, которая держит вопрос Тимошенко на лезвии ножа».

Понятно, обо всем этом президенту Украины хорошо известно. Тем не менее, на пресс-конференции с Брониславом Коморовским фамилия Тимошенко не называлась. Очевидно были веские причины к теме Тимошенко «лишний раз» не обращаться.

«Матушка» под сенью российской императрицы

Конечно, сегодня больше шансов на то, что соглашение будет достигнуто. Но доля сомнения тоже присутствует. Ведь в Германии на носу «слоновья свадьба», то есть создание правящей коалиции в составе ХДС/ХСС и СДПГ. У социал-демократов, как хорошо известно, с Москвой всегда были «особые» отношения, начиная еще с Вилли Брандта с его «восточной политикой». А с тех пор, как для Герхарда Шредера «родным домом» стал Газпром, – тем более.

Да и от «матушки» Меркель, в кабинете которой висит портрет российской императрицы Екатерины Великой, всего ожидать можно. Вдруг родится (или родилась уже?!) идея некоего кондоминимума по Украине. Зачем? Хотя бы затем, чтобы показать преддефолтной Америке, кто в Европе хозяин.

В этой связи любопытно прозвучало заявление президента РФ Владимира Путина 8 октября. Комментируя возможное подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, Путин отметил, что оно будет иметь некоторые отрицательные последствия экономического характера для российско-украинских отношений. Однако в политическом смысле «братские отношения двух стран никак не изменятся».

Разумеется, здравый смысл подсказывает, что геополитические соображения европейских политиков должны победить, и соглашение должно быть подписано вне зависимости от того, где будет находиться в тот момент Юлия Тимошенко.

Но вот источники польской газеты Rzeczpospolita в ЕС утверждают обратное. «Я бы на это (подписание Соглашения без освобождения Тимошенко) не рассчитывал. Решающий голос в этом вопросе имеет Ангела Меркель. А она публично обязалась освободить Тимошенко перед заключением соглашения. Иначе ничего не получится», – рассказал газете один из источников.

Впрочем, советник польского президента Томаш Наленч после встречи в Кракове заявил следующее: «Все знаки на небе и земле указывают на то, что мы близки к счастливому финалу этого дела (вопроса Тимошенко)». Однако он же назвал дело Тимошенко наибольшим препятствием для подписания соглашения.

В такой ситуации каждый контакт с европейскими политиками и брюссельской бюрократией приобретает для Киева первостепенное значение. Да, жизнь будет продолжаться и без соглашения, как в свое время заявил в Ялте Виктор Януковчи в ответ на град вопросов о дальнейшей судьбе Тимошенко. Но, судя по всему, это вовсе не та жизнь, на которую уже успели нацелиться украинские сторонники европейской интеграции.

Речь не идет о том, что Украина глубоко прониклась всеми европейскими «ценностями», да и не обязательно надо ими проникаться. Ценности православной культуры ничуть не ниже и не меньше, чем ценности протестантской и католической культур, или ислама, который ширится в Европе.

Дело в другом. Как пишет The Economist, Соглашение об ассоциации способно открыть путь к новым кредитам МВФ, что крайне важно для нашей страны. К тому же все меньше времени остается до президентских выборов 2015 года.

В свою очередь, деловая элита Украины хочет не только защититься от аппетитов крупных российских компаний, но также заинтересована в верховенстве закона и незыблемости прав собственности. Пришло время забыть о «лихих девяностых», периоде дикого капитализма.

Да, ассоциация чревата некоторыми убытками, поскольку российские рынки будут частично утрачены. Но, с другой стороны, их потеря способна вызвать дополнительный импульс для давно уже назревшей модернизации отечественного производства.

«Детская дипломатия» со «взрослыми» вопросами

Поэтому в Киеве крайне серьезно отнеслись к предстоящему 11 октября очередному визиту в Украину европейского комиссара по вопросам расширения и Европейской политике соседства Штефана Фюле. Тем более, что, как оказалось, вместе с ним приезжает министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле.

Руководитель украинской дипломатии Леонид Кожара 8 октября заявил, что еврокомиссар Фюле и министр иностранных дел ФРГ Вестервелле приедут в Украину на конференцию «Наши дети».

«Несколько известных политиков посетят Украину — и европейский комиссар Фюле, и министр иностранных дел Германии, но главная тема их приезда – проведение конференции «Наши дети», и их приезд будет иметь, прежде всего, гуманитарный контекст, но понятно, что оба будут иметь встречи политического уровня, и будут говорить также об ассоциации», – отметил Л. Кожара.

На вопрос о том, связан ли как-то визит руководителя внешнеполитического ведомства ФРГ с лечением Тимошенко в Германии, он ответил: «Министр иностранных дел г-н Вестервелле прибывает в Украину по приглашению организаторов конференции «Наши дети», а организаторы – это влиятельные люди, которые также из Германии».

То есть пусть речь идет о «детской дипломатии», но вопросы два высоких гостя будут рассматривать очень даже «взрослые». Тем более, что ранее сообщалось о предполагаемом участии Штефана Фюле в работе национального круглого стола с участием представителей украинского правительства, оппозиции и гражданского общества, где должны обсуждаться европейская повестка дня и подготовка к саммиту в Вильнюсе, а также шаги, которые необходимо будет предпринять после саммита.

Последнее обстоятельство имеет для Украины едва ли не решающее значение.

Взять хотя бы такой вопрос, как финансирование для перехода экономики на технические регламенты и стандарты Евросоюза. Цена вопроса – 165 млрд грн в течение 10 лет. Причем, основные расходы по этой «статье» предвидятся в первые несколько лет. Однако ЕС пока не принимал на себя никаких обязательств по финансированию этих расходов, кроме ограниченных объемов технической помощи.

На Западе также говорят об убытках от предстоящей потери Украиной части российских рынков и необходимости модернизации промышленности и сельского хозяйства, чтобы суметь закрепиться в Европе. Возникает еще один вопрос: как поддержать сносный уровень жизни населения в переходный период? И, наконец, последний: как долго переходный период продлится? Это для того, чтобы подсчитать, какой совокупный объем финансовых средств понадобится Украине, самоотверженно сделавшей геополитический и, надо полагать, цивилизационный выбор в пользу Европы и Запада в целом.

В Украине каждому понятно, что изыскать эти средства должна Европа. За годы кризиса ее сусеки несколько опустели. Но «похищение Украины» стоит многого, даже нескольких сот миллиардов. В конце концов, в Украине строили космические корабли, когда европейцы еще на велосипедах ездили. Только все ли понимают это в Европе?! Поэтому говорить о таких вещах (настоятельно и наступательно!) необходимо с каждым европейским визитером.

Точно так же надо форсировать переговоры в формате Украина – Россия – ЕС с тем, чтобы минимизировать экономические и другие проблемы, которые возникнут после подписания Соглашения об ассоциации. А время не ждет – 28 ноября с каждым днем все ближе.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях