На днях вступили в силу новые правила получения валюты из-за рубежа. А ведь денежные переводы украинских заробитчан практически сравнялись с объемами прямых инвестиций в экономику страны.
Напомним, по итогам 2012 года в нашу экономику влилось $7,53 млрд частных денежных переводов, т. е. опять же таки, на 7,2% больше, чем в предшествующем году, хотя его соотношение к ВВП осталось на прежнем уровне.
Впрочем, эти цифрам можно верить лишь с оговоркой. Нужно различать трудовые средства, заработанные собственно нашими заробитчанами, и деньги диаспоры, которые регулярно перечисляются в Украину.
По данным Нацбанка, за I квартал в Украину поступило $1,778 млрд частных денежных переводов — на 7,1% больше, чем за первые три месяца прошлого года ($1,66 млрд).
При этом с помощью международных платежных систем в I квартале поступило 43,6% ($775 млн) средств, через корсчета банков — 42,6% ($758 млн), через неформальные каналы (передача налички) — 1 3,8% ($245 млн).
Если в 2008-2009 гг с помощью международных систем поступало около трети всех переводов, то в 2011 году их доля выросла до 40%, а в 2012 году — до 42,7%. Наибольшее количество денег традиционно поступало в Украину через корреспондентские счета банков.
Самыми же неконтролируемыми остаются неформальные каналы передачи средств, по которым могут быть только оценочные данные. Отметим, что в 2012 году, по данным НБУ, этим путем в Украину «зашло» $1,035 млрд, а в 2011-м — «всего» $963 млрд.
Из общего же объема частных денежных переводов в Украину в первом квартале 2013 года $1,19 млрд составила оплата труда, $321 млн — переводы от украинцев, работающих за границей, а $269 млн — другие частные трансферты.
Таким образом, чистыми «гастарбайтерскими» деньгами можно считать только $321 млн (-20%). Важно отметить, что сами гастарбайтеры признаются, что все чаще передают деньги родным нелегально, чтобы не платить проценты за перечисление.
Наибольшая сумма частных переводов по итогам рассматриваемого периода поступила из России — 33,8% от общего объема, США — 9,6%, Германии — 6,6%, Кипра — 5,1%, Греции — 5,1%, Италии — 4,7%, Великобритании — 3,5%, ОАЭ — 2%. Существенно растет поток перечисляемых средств из таких стран, как Панама, Виргинские острова и... Туркменистан. Впрочем, данные НБУ говорят о том, что суммарные объемы переводов из этих государств пока остаются небольшими. Кстати, в последнее время заметно уменьшились объемы переводов из Канады, Португалии и Испании.
Следует отметить, что эти показатели во многом зависят от мировой экономической конъюнктуры. Экономические проблемы в Италии, Португалии и Испании (там, где «кучкуются» трудовые мигранты с Украины) привели к росту там безработицы и, как следствие, к снижению доходов заробитчан, что отразилось на их «поддержке родины».
Таким образом, в 2012 году впервые сумма денежных переводов физлиц из-за границы практически сравнялась с объемом средств, поступивших в Украину в виде прямых иностранных инвестиций: $7,5 млрд против $7,8 млрд.
Напомним, что за весь 2012 года в экономику Украины иностранные инвесторы вложили $7,8 млрд прямых инвестиций, что на 8,3% больше показателя за 2011 год ($7,2 млрд). Однако львиную долю этих средств на деле составляют деньги украинских олигархов, которые потихоньку возвращают свои капиталы с Кипра и прочих офшорных зон.
Почему заграничные переводы украинских гастарбайтеров порой практически достигают уровня официальных инвестиционных потоков?
Первая причина состоит в низкой инвестиционной привлекательности украинской экономики, куда «настоящие» иностранные инвестиции заходить отнюдь не торопятся. Вторая — в многочисленности украинской «трудовой диаспоры» за границей, которая по разным оценкам насчитывает 1,5-7 млн чел. (включая сезонных работников). Кстати, согласно информации Минсоцполитики, с 2010 по 2012 год за границей работали 1,2 млн украинцев.
Соотношение объема частных денежных переводов к ВВП Украины с начала текущего года также значительно выросло — до 4,7% (в 2012 году — 4,3%). Это наибольший показатель с первого квартала 2009 года.
Любопытно также, что объем доходов наших сограждан в 2012 году, полученных из-за рубежа и задекларированных в ходе кампании декларирования 2013 года, вырос в девять раз — до 9 млрд грн. Объем налога с доходов, обязательного к уплате, увеличился в пять раз и составил почти 580 млн грн. Напомним, что норма о декларировании доходов, полученных из заграницы, существует в Украине с 2003 года, и вошла в Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 2011 года.
Судя по статистике Миндоходов, кампания явно не выглядит проигрышной, но из-за снижения динамики переводов объем декларирования в 2013 году должен снизиться. Кроме того, исходя из данных, что в 2012 г. украинские гастарбайтеры переслали родным $7,5 млрд, нашим фискальным службам «не показали» как минимум 50 млрд грн переводов, что делает саму «операцию», мягко говоря, не доведенной до логического завершения.
При этом особых инструментов, чтобы найти оставшиеся средства, у Миндоходов крайне мало. По оценкам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, деньги от налогов на переводы большие — 8,5-9 млрд грн, посему налоговикам есть смысл этим заниматься.
Только в России в 2012 году насчитали примерно 1,3 млн трудовых мигрантов из Украины. Из указанного числа только немногим более 100 тыс. украинцев работают в России на легальных условиях, а около 1 млн делают это нелегально, причем 700 тыс. из них — кандидаты на получение автоматического запрещения на въезд сроком на три года. Отметим также, что в начале мая президент РФ Владимир Путин внес изменения в закон, которые ограничивают правовые возможности иностранных граждан в России.
Вместе с тем, по данным украинского МИД, за период 2011-2012 гг. официально покинули Украину и сменили гражданство всего более 14 тыс. человек.
Наши гастарбайтеры давно уже стали «традиционными» в России, Италии, Польши, Испании, Португалии, Чехии и других странах.
Следует отметить, что по итогам 2011 года украинцы составили самую многочисленную миграционную группу в ЕС. Около 204 тысяч граждан Украины получили в 2011 году разрешение на пребывание в странах Евросоюза. А ведь нелегальных еще больше. Второе место занимают граждане США, за ними следуют представители Индии, Китая и Марокко.
Возможно, что евроинтеграция поможет легализовать трудовых мигрантов из Украины и повысить их заработки, но с учетом нынешнего состояния европейской экономики и специфики миграционной политики в ближайшей перспективе на это рассчитывать приходится с определенной дозой скепсиса. Хотя при этом нужно сказать, что несмотря на отток трудовых гастарбайтеров из-за ситуации в Испании и Италии другие европейские страны (Германия, Польша и т. п.) увеличивают квоты для них.
Средства инвесторов и мигрантов можно сравнивать количественно, но не качественно. Первые идут на бизнес-цели (приобретение активов, расширение производства и т.п.), тогда как вторые — практически исключительно на потребительские цели (покупка еды-обуви-одежды, развлечения, реже приобретение недвижимости и т. п.). Безусловно, часть средств трудовых мигрантов расходуется и на открытие бизнеса в Украине, хотя их долю подсчитать крайне затруднительно.
Кстати, на фоне цифр валютных поступлений совершенно невозможно подсчитать эффект от "оттока мозгов" и будущие потери от многих сопутствующих вещей (потери бюджета, пенсионной системы, демография и др.).
Власти обратили внимание на доходы трудовых мигрантов достаточно давно. Еще в марте 2009 года Кабмин принял постановление, которым нормы указа президента №727 от 3 июля 1998 года «Об упрощенной системе налогообложения и учета субъектов малого предпринимательства» были распространены и на трудовых мигрантов.
Документ позволил физлицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность за границей, легализовать свои доходы путем перехода на систему единого налога и претендовать на повышенное пенсионное обеспечение в Украине. Увы, но статистика того, сколько «трудовиков» воспользовались приглашением государства, неизвестна.
С другого стороны, именно ныне действующее правительство (в 2010 году) озаботилось проблемой защиты пенсионного будущего трудовых мигрантов. Впрочем, мотив для этого — чисто финансовый — наполнить «вечнодефицитный» Пенсионный фонд (в текущем году его дефицит вырастет на 6,5 млрд грн (+ 42,5%) до 21,8 млрд грн), а также «детенизировать» трудовые переводы и направить их в «официальное русло».
Насколько это нужно самим заробитчанам? Вопрос весьма интересный. С одной стороны, многие из них стремятся стать гражданами стран, где они давно и плодотворно работают, а значит, не связывают свое будущее (в том числе — и пенсионное) с Украиной. С другой стороны, здесь остаются их семьи, и с этим вопросом тоже нужно что-то решать.
Еще один аспект — какой интерес гастрабайтерам «официализировать» свои нелегкие трудовые доходы? Украинское государство последние годы не слишком занималось их судьбой, чтобы это стало мотивом для раскрытия перед украинскими госорганами своих доходов. К тому же, мало кто желает делиться столь интимной информацией по той простой причине, что родная держава вдруг «озаботилась» судьбой заробитчан только для того, чтобы наполнить свой вечно дефицитный бюджет.
Посему вариант с «пенсионным делом» выглядит как бы заботой о трудовых мигрантах, а с другой стороны, ни у кого нет сомнений о реальной цели фискалов. Санкций за сокрытие доходов, мягко говоря, не будет, т. к. слабость нашего государства видна хотя бы на одном примере.
Многие трудовые мигранты имеют банковские счета, но исходя из логики НБУ, они должны были информировать (открытие счета в банке за рубежом) про сие действие Нацбанк, чего в массовом порядке не происходит, и наш Центробанк просто не может дотянуться до всей этой массы людей.
Следует отметить, что основные же факты «внимания» государства к мигрантам относятся уже к последним двум годам. Так, в мае текущего года Миндоходов собралось ужесточить контроль за уплатой налога с зарубежных переводов. Ведомство сочло такие переводы на текущие или карточные счета иностранными доходами граждан, с которых должен быть уплачен налог в размере 15% или 17%.
По мнению министерства, ставка в 17% должна применяться в случае, если сумма перевода превышает десять минимальных зарплат (11,47 тыс. грн). Чиновники отметили, что налог должен быть уплачен получателем денег добровольно при заполнении налоговой декларации. Для этого налоговики начнут сопоставлять данные НБУ о загранпереводах с декларациями граждан. Отчасти именно для этого Миндоходов продвигает идею всеобщего декларирования доходов населения, а не «полудобровольного», как сейчас.
Кроме того, с середины июня украинские банки обязаны продавать 50% поступлений в иностранной валюте на счета физлиц, если их общая сумма превышает 150 тыс. грн в месяц. Под такими поступлениями понимаются любые переводы из-за пределов Украины в пользу населения, в т. ч. поступающие на текущие счета физических лиц иностранные инвестиции, перечисленные нерезидентами кредиты и финансовая помощь, а также средства для размещения на депозитных счетах.
В оппозиции решили пропиариться на сложившейся ситуации, и в Верховной Раде зарегистрирован законопроект об отмене налога на денежные переводы из-за рубежа, при условии, что гражданин получает деньги от близких родственников.
В настоящее время, согласно ст. 170 Налогового кодекса, средства, полученные из-за границы, пересчитываются в гривны и включаются в общий годовой доход налогоплательщика, фиксируются в декларации и облагаются налогом по ставке 15%. Ставка в 17% взимается со среднемесячного дохода в размере, превышающем десять минимальных зарплат (на 1 января 1147 грн).
Со своей стороны представители организаций украинской диаспоры считают необходимым принятие в Украине закона о внешней трудовой миграции — причем уже во второй половине текущего года.
В этом документе предполагается законодательно закрепить статус украинских трудовых мигрантов и членов их семей, а также разнообразные гарантии для них. А еще инициаторы данной новации считают, что необходимо отменить норму закона, которая предусматривает обложение налогом на прибыль денежных переводов трудовых мигрантов, и подписать межгосударственные договора о взаимозачислении пенсионных стажей, социальных выплат между Украиной и другими странами.
На недавних парламентских слушаниях о трудовой миграции представители Мирового конгресса украинцев назвали налог на иностранные доходы одной из основных проблем. Впрочем, в Миндоходов к перспективе отмены налога отнеслись настороженно, и вероятность принятия этого законопроекта весьма невелика...
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.