Эксперты дорожной отрасли говорят, что нынешние темпы строительства и ремонта автомобильных дорог не выдерживают никакой критики. Виной всему — недостаточное финансирование отрасли, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
«В прошлом году дорожные службы капитально отремонтировали 1600 километров украинских дорог. Из всей сети в 170 тысяч километров — это всего 1%. С такими темпами мы будем приводить в порядок украинские дороги 100 лет. Необходимо ежегодно капитально ремонтировать 15 тысяч километров. Чтобы покрыть такие объемы, необходимо ежегодное финансирование не менее 40 млрд грн. В этом году дорожники получат чуть больше 16 млрд грн. Однако, согласно Концепции целевой программы развития дорожного хозяйства до 2018 года, начиная уже со следующего года, финансирование будет возрастать. До 2018-го мы выйдем на уровень 40-46 млрд грн в год», — отметил директор Государственного дорожного научно-исследовательского института Василий Нагайчук.
По словам эксперта, основными источниками увеличения финансирования будут введение платы за проезд по дорогам общего пользования большегрузного транспорта, инвестиции концессионеров, кредитные средства, штрафные санкции за превышение норм нагрузки, а также постепенное повышение акцизного сбора — в Украине он самый низкий среди всех стран Евроконтинента. Например, в Германии акциз составляет 670 евро с тонны светлых нефтепродуктов. В Украине — 198 евро.
«Только с адекватным уровнем финансирования дорожное хозяйство Украины может быть приведено в надлежащее состояние. При нынешнем финансировании нам доступен только ямочный, а также незначительные объемы капитального и текущего среднего ремонта. О строительстве новых дорог пока речь не идет. Стоимость капитального ремонта дороги 1-й категории составляет 19 млн грн за 1 километр, строительство новой такой дороги обойдется в 40 млн грн. За рубежом эти цифры существенно выше. В Польше строительство одного километра новой магистрали стоит 80 млн грн. В Германии, Франции — больше 100 млн грн. Нам необходимо срочно спасать существующую дорожную сеть. А это в основном ямочный и текущий мелкий ремонты. Сколько бы дорожные службы не пломбировали ямы — они появляются снова, поскольку значительная часть дорожного покрытия поражена трещинами. Во время дождя вода попадает в трещины и при наезде колеса автомобиля происходит так называемый гидроудар, который приводит к образованию новых ям. Остановить этот процесс можно только капитальным или хотя бы текущим средним ремонтом с выравниванием и полной заменой верхнего слоя покрытия, на что требуются колоссальные затраты», — подчеркнул Василий Нагайчук.
Также директор ГосдорНИИ отметил, что ямочный ремонт применяется во всем мире, однако только в том случае, если разрушению подверглось не более 5-10% поверхности дороги. В Украине ямочный ремонт приобрел значительный масштаб при ограниченном финансировании. Дорогу приходится латать для обеспечения безопасного проезда. Когда ямочный ремонт уже неэффективен, проводят текущий средний ремонт. Средств на большее не хватает.
«Ямочность очень быстро распространяется на поверхности дорог, которые отработали свой нормативный срок. В этом году в Украине ямочные разрушения накрыли уже 61 тысячу километров дорожной сети. И эта цифра продолжает расти. Если же взять дороги, которые были капитально отремонтированы в предыдущие годы, например, Киев — Борисполь, Киев —Житомир, Киев — Ковель — Ягодин и другие, то они сегодня отлично служат, пережив без разрушений суровую зиму 2012-2013 гг. Но в целом это всего несколько процентов от всей сети. Большая же часть дорог быстро разрушается, давно отработав свой ресурс», — резюмировал Василий Нагайчук.
Как сообщалось, «Укравтодор» почти полностью отремонтировал дороги общего пользования. По сообщению госслужбы, на 11 июля полностью ликвидирована ямочность на 60,1 тыс. км дорог общего пользования, или на 5 млн кв. м, что составляет 93% необходимого объема ремонта. Остается ямочность на дорогах местного значения площадью 290 тыс. кв. м.
Как ранее сообщал Inpress.ua, с 2002 года дорожникам уже удалось привлечь у международных финансовых организаций (МФО) на строительство и реконструкцию украинских дорог 2,3 млрд евро. Кроме того, ведутся переговоры о привлечении заемных средств в размере 22 млрд грн.
К слову, Министерство инфраструктуры для повышения качества дорог предложило законодательно внедрить гарантийные сроки для разных типов дорог и предусмотреть финансовую ответственность подрядчика за некачественное выполнение работ.
Как ранее сообщал Inpress.ua, в Украине по состоянию на 2013 год строительство или реконструкция одного километра дороги I категории (с двумя и более полосами в каждом направлении, имеющими большую пропускную способность и скорость движения) стоит 5,6 млн долларов, II категории — 2,94 млн долларов, III категории — 2,64 млн долларов, IV категории — 1,46 млн долларов, V категории — 0,3 млн долларов.
Отметим, что президент Виктор Янукович заявил, что восстановление и строительство региональных автомобильных дорог в Украине — одна из главных задач для власти на 2014 год. По словам президента, подготовка к реализации этой программы уже начата. В частности, запланировано строительство профильных заводов, планируется закупка необходимых материалов. Виктор Янукович заметил, что все дороги за год сделаны не будут, но «мы должны сделать большинство жизненно важных дорог».
Как ранее сообщал Inpress.ua, по словам Александра Вилкула, причина неудовлетворительного состояния украинских дорог кроется не только в несвоевременном ремонте, но и в многократно возросшей нагрузке на дорожное полотно из-за движения большегрузных автомобилей. Отмечается, что 88% автодорог в Украине спроектированы на нагрузку на ось 6 тонн, в то время как современный грузовой автотранспорт имеет нагрузку 11,5 тонн на ось. Кроме того, количество большегрузного транспорта ежегодно возрастает. При этом, по оценке экспертов, 30-40% большегрузных автомобилей выезжают на дороги со сверхнормативной загрузкой. По расчетам экспертов, движение большегрузного автотранспорта уменьшает межремонтные периоды автодорог и мостов в два раза.
Как сообщал Inpress.ua, ситуация с украинскими дорогами стала объектом масштабной критики в феврале-марте 2013 года, когда после погодных перепадов дороги по всей стране пришли в малопригодное для эксплуатации состояние. 21 марта 2013 года Николай Азаров заявил, что для того, чтобы привести в порядок около 170 тыс. км дорог, Украине потребуется 500 млрд грн.
Напомним, что основные дороги, которые, по данным «Укравтодора», должны быть отремонтированы в этом году: Днепропетровск — Донецк — Луганск; Херсон — Джанкой — Симферополь; Винница — Умань — Знаменка; Днепропетровск — Николаев; Знаменка — Днепропетровск; Борисполь — Полтава; Киев — Белая Церковь. Также в «Укравтодоре» обещают закончить работы на трассе Киев — Житомир.
Справка
«Укравтодор» в 2012 году осуществил кассовые расходы на общую сумму 10,14 млрд грн, из которых на дорожные работы потрачено 6,95 млрд грн, а на оплату финансовых обязательств по ранее взятым кредитам — 3,1 млрд грн.
В 2013-м на финансирование «Укравтодора» предусмотрено 23,9 млрд грн, из них 15,56 млрд грн — на дорожные работы, 8,4 млрд грн — на погашение кредитной задолженности. Улучшение качества дорог потребует увеличения ежегодного финансирования до 40 млрд грн.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.