Если разрешение политического кризиса и гражданского противостояния в Украине не будет найдено в рамках политического класса, если элиты не переведут конфликт и противостояния с улицы в легальный политический институт реформы, прежде всего, в парламент как представительный законодательный орган, если элиты не начнут искать компромисс и не будет достигнут пакт элит, то тогда решение будет приниматься на улице революционными и радикальными массами. Поэтому чрезвычайно высока сегодня ответственность у парламента и у открывающейся парламентской сессии Верховной Рады Украины. И высока ответственность у нынешнего политического класса. Если не он найдет решение в форме реального и полномасштабного компромисса либо пакта элит, значит, это решение будет найдено улицей и радикально настроенными протестующими, но в обход политического класса и в обход нынешних политических институтов со всеми вытекающими последствиями.
Первоочередным вопросом открывающегося парламента должен стать вопрос, каким должен быть пакт элит. Это более сбалансированная система власти политического представительства. Это ограничение властей и не только президентской, а и вообще власти элит через изменения в Конституции и через внесение изменений в электорально-партийный режим, который может существенно ограничить власть элит и власть партий. Сделать партии, парламент в целом, исполнительную законодательную власть более подотчетной обществу, гражданам, в целом народу. То есть вопрос не сводится только в ограничении власти президента.
Другой момент — это усиление власти парламента как высшего законодательного органа страны. Это формирование коалиционного правительства, правительства национального единства и народного доверия, и не только либо власти, либо оппозиции.
Это досрочные выборы парламента и вообще досрочные выборы по новой избирательной системе, которая бы ограничила власть, партийных олигархов, потому что олигархи в Украине не только ограничиваются президентской вертикалью, экономическими монополиями. Она касается и режима партийной олигархии, когда лидеры партий фактически узурпируют внутрипартийную власть, ограничивая возможность как рядовых партийцев, так и простых граждан, избирателей, влиять на состав и политику партий.
В общем, необходимы системные изменения, которые бы дали возможность мирным путем осуществить революцию среднего класса. То есть решить те вопросы, которые не решила Оранжевая революция 2004 года. Которая поменяла людей, поменяла власть, но не поменяла структуру власти, структуру системы и так и не привела к революции среднего класса. Вот сейчас необходимы такие системные изменения в государственно-политической конструкции, которые бы привели к власти среднего класса в стране. Начиная с экономики, предпринимательства и заканчивая парламентским представительством, законодательными органами, партиями и тому подобное. Для этого необходимо не просто поменять Конституцию, а формировать либерально-конституционный порядок, либерально-конституционный договор, который должен быть положен в основание переучреждения государства на базе тотальной демонополизации, экономики политики и их соответствующей деолигархизации.
Относительно конкретных законопроектов, которые будут рассматриваться в первую очередь, — говорить рано, поскольку согласительный совет вчера не пришел к окончательным решениям. Оппозиция попытается поставить на голосование акт о возвращении Конституции 2004 года и о формировании коалиционного оппозиционного правительства. Провластное большинство, очевидно, попытается поставить вопрос о формировании парламентской конституционной комиссии, которая займется детальным изучением и возможностями конституционных изменений.
В конечном счете, думаю, одним из ключевых вопросов повестки дня этой сессии будет вопрос конституционных изменений. Конституция будет изменена.
Будут на этой сессии попытки найти консенсус элит вокруг конституционного процесса. Вопрос только в темпах, сроках, методах, процедурах нахождения конституционного компромисса. Скорее всего, эту сессию можно назвать конституционной, переучредительной, которая займется изменениями Конституции и займется подготовкой конституционного переучреждения страны. Процесс этого конституционного переучреждения страны, очевидно, займет весь 2014 год, поскольку в рамках только двух сессий можно по процедуре вносить конституционные изменения.
Подробнее об отставке правительства и отмене «законов 16 января» читайте в статье Игоря Лесева «Парламентское примирение»: уступки Януковича и маневры оппозиции».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.