Ситуация по «парламентскому примирению», мягко говоря, выглядит пока что очень странно. На данный момент видны исключительно односторонние уступки со стороны власти. При этом уступки не локального и сиюминутного характера, а произведены стратегические шаги назад. После «сдачи» Киева, последовала и сдача правительства. Более того, Янукович сделал предложение своим главным конкурентам по президентским выборам в 2015 году это самое правительство и сформировать. Об отмене «драконовских законах» в этом контексте и говорить не приходится, так как выглядит это сущей мелочевкой.
Но что характерно, взамен Янукович ничего (пока что) не получил. Абсолютно ничего. Наоборот. Майдан тихо ликует, считая это первыми шагами к капитуляции. Юго-восток недоумевает. А милиция чувствует себя преданной.
ВФЯ пошел на уступки, которые от него вообще никто не ожидал. Никто. Ни Запад, ни оппозиция, ни даже самые буйные на майданах. Собственно, потому последние двое суток в стране установился статус-кво. Даже позавчерашние захваты министерств в стане самой оппозиции были названы «провокацией», и здания были поспешно возвращены власти.
Со стороны создается впечатление, что Янукович пошел на своеобразный аналог Брестского мира, когда перемирие было добыто любой ценой, лишь бы была небольшая передышка. Однако давайте посмотрим, чего добился президент.
Первое. Прекратилась истерия со стороны Запада. Даже в Вашингтоне и Брюсселе в эти дни не могут сообразить, чего ЕЩЕ потребовать от Януковича.
Второе. Прекратилась воинственная риторика оппозиции. Они хотели амнистии, хотели отмены «драконовских законов», хотели отставки правительства… и все это получили в одночасье, и даже больше — им было предложено самим стать частью власти.
Третье. Майдан, который ранее был вне закона, получил тотальную амнистию. Захваты административных зданий, погромы, взятие заложников, создание сепаратистских «народных рад», порча имущества, нападения на милиционеров (и даже их убийства) с 28 января стали не преступлением. Теперь у ВСЕХ есть шанс на перемотку.
Таким образом, Янукович снизил градус агрессии в стране. Но есть нюансы, которые в принципе ничего не решают в данном конфликте.
Нюанс первый. Отставка правительства, равно как и отмена «драконовских законов» — это был всего лишь повод, которым оппозиция разжигала толпу на майдане.
Касательно Кабмина. Оппозиция без «доброго решения» Партии регионов не могла его даже отправить в отставку, что и показало декабрьское голосование. Но даже если бы у нее — парламентской оппозиции — вдруг набрались голоса для отставки Азарова, то предстояло еще сформировать НОВОЕ правительство. А как показала практика, оппозиция не способна сформировать Кабмин даже с подачи Януковича.
Что касается законов «16 января», то это еще более надуманная тема, которая хорошо продавалась разве что людям, которые носили неделю дуршлаги на голове, искренне считая, что они таким образом «противостоят режиму». Ни один из принятых законов СОВЕРШЕННО не ограничивал гражданские права украинцев (на том же Западе за правонарушения, которые регламентировали данные законы, наказания предусматриваются в разы больше). А потому 28 января Верховная Рада не сделала украинцев более свободными. Разве что, журналистам по-прежнему можно будет клеветать, а экстремистам скрывать свое лицо во время массовых мероприятий.
Соответственно, уступки Януковича остались только уступками Януковича. Взамен он не получил ничего, кроме недоумения от своих сторонников и оппонентов. Однако это ненадолго, потому что через день-два появятся новые ультиматумы к власти. Например, от Януковича могут потребовать запретить посещать Россию, или «предложить» установить в его кабинете видеокамеры, чтобы «народ Украины видел, чем ежеминутно занимается президент».
Нюанс второй. Оппозиция, которая СОВЕРШЕННО не контролирует майдан, теперь будет искать причину, чтобы не «уводить» людей с улиц, а самое главное, не освобождать административных зданий. Об этом же свидетельствует и последнее заявление «коменданта наметового мистечка» Андрея Парубия, который предложил самой власти освободить здания Кабмина и АП. При этом подобные заявления следуют не потому, что оппозиция совсем уже «борзеет». Она как раз давно бы уже готова была пойти на соглашения с властью. Но проблема в том, что Яценюк/Кличко/Тягнибок не в состоянии освободить хоть одно единственное помещение в Украине (пример этому — штурм облсовета «свободовцами» во Львове, направленный против других «мытынгувальныкив»). По сути, оппозиция только сохраняет лицо, выдумывая причины, почему здания не освобождаются.
Соответственно, непонятно, кому Янукович сделал все эти уступки.
Нюанс третий. Виктор Янукович был не очень понятен своим избирателям на протяжении трех лет. Остались нераскрытыми вопросы по федерализации, по русскому языку, по интеграции с РФ… Но в критический момент действующую власть отстоял не только «Беркут», но и гражданские, которые смогли отбить Запорожье, Днепропетровск, Харьков. Все это — пока еще электорат ВФЯ, которому тоже нужны теперь какие-то объяснения.
Ситуация по-прежнему остается тупиковой. Начнем с амнистии. Она начнет действовать только после того, как протестующие освободят все здания и дороги. В этой абстрактной формулировке есть одна важная нестыковка. Власть не обозначила конечного времени, когда захваченные объекты должны быть освобождены. Что это означает на практике? Приблизительно следующее. Теперь любой человек с тазиком на голове может закидывать милицию/прохожих коктейлем Молотова, а затем потребовать для себя амнистии.
Непонятна ситуация также с опереточными «народными радами», которые уже устанавливают в западных регионах свое законодательство. Например, в Ивано-Франковской и Тернопольской областях ими запрещена деятельность Партии регионов и КПУ. «Ответку» включил и Крым, запретив в республике действие «Свободы». В это же самое время в райцентрах западной Украины проходят погромы офисов Партии регионов.
Все это приводит к тому, что УЖЕ СЕЙЧАС в стране НЕВОЗМОЖНО провести выборы. Можно представить, чтобы кандидат от той же Партии регионов смог приехать в Коломыю и провел там агитационные сборы?
Страна продолжает раскалываться, и договоренности в рамках «обмена министерскими портфелями» уже не работают.
Сейчас огромные надежды можно возлагать разве что на конституционную реформу. Плюс власти и оппозиции можно поставить хотя бы за то, что они «махом» не вернули конституцию образца 2004 года. Та конституция не работала на протяжении 4 лет, полностью разбалансировав все ветви власти. И это с учетом того, что народ на западной Украине с ума тогда еще не сходил, и в стране массовых погромов не было. Возврат «той» конституции в сегодняшних реалиях Украины означал бы погружение страны в окончательный хаос. (Представим на секунду, что армия и внутренние войска подчиняется Януковичу, а милиция и «Беркут» переходят в управления того же Яценюка).
Другое дело, что непонятно, какими принципами будут руководствоваться власть и оппозиция, которые сейчас «правят» основной закон. Оппозиция сейчас желает максимально больше «оторвать» полномочий от президента. Однако толпа на улице недовольна не Януковичем лично (он выступает только символом этого недовольства), а властью в целом. И что интересно, представители «народных рад» на западной Украине, откидывающие любую дискуссию о федерализме, ежедневно своими указами и саботажем центральной власти этот федерализм в стране вводят на практике.
Интересна также позиция по следующему премьер-министру. Учитывая образовавшийся политический кризис, можно не исключать, что новый глава правительства станет… кандидатом в президенты от Партии регионов в 2015 году. Конечно, если ВФЯ «устанет» и решит дать дорогу молодому. А устать за последние месяцы может кто угодно.
До отставки Азарова партия власти никого не рассматривала, и соответственно, никого «не крутила» в качестве преемника «Папы». Не было и социологических замеров по возможным кандидатам от Партии регионов. Но, например, в 1999 году, когда некто Путин был назначен и. о. премьер-министра Российской Федерации, о его существовании знали единицы в стране. Это не значит, что Партия регионов может выбросить своего Путина, но в условиях массовой ломки стереотипов и ценностных ориентиров новая кандидатура может выстрелить.
В общем, вопросы с урегулированием политического кризиса после вторничных голосований никуда не делись, а только перешли в другую — более глобальную — плоскость. Майдан по-прежнему не знает, чего хочет. Оппозиция хочет власти, но в кооперации не готова, да и не умеет работать. Янукович хочет мира, но не знает, с кем о нем договариваться. Запад хочет Украину без Януковича, но там еще не понимают, что без него — ВФЯ — начнется полный хаос. Россия хочет не потерять Украину, и в случае чего, готова «спасать» ее для себя по частям. И только население Украины хочет мира… Но почему-то делает все возможное, чтобы здесь была война.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.