Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Поляки и украинцы должны сказать друг другу: простите, и мы вас прощаем

22 июня 2013, 11:25 3

Несколько лет назад я написал книгу «Червоне століття», в которой указал, что есть свидетельства того, что преступления на Волыни были как со стороны поляков, так и со стороны украинцев. Такие свидетельства есть, и отрицать их бессмысленно.

Но когда кто-то говорит, что такие преступления делала, например, УПА, то это большая ошибка. Потому что преступление совершается кем-то лично. И только тот, кто совершил это преступление, должен за него отвечать, а не целая организация. Если даже не перед судом, то хотя бы перед историей.

Таким образом, нам нужно работать над тем, чтобы выяснить, кто был инициатором с любой стороны подобных преступлений. И здесь не играет никакой роли, кто первый начал, потому что нельзя оправдать преступление, даже если оно является ответом на чужое преступление. Ведь никакая польская агрессия не может служить оправданием убийства польских детей. И никакая украинская агрессия не может быть оправданием убийства украинских детей. Тут даже не о чем спорить.

У нас нет в распоряжении документов о том, было ли решение какой-то политической инстанции в отношении событий на Волыни, но любая политическая инстанция — это не УПА. УПА — это партизанская сила, которая отстаивала право Украины на ее национальную независимость. Право народа взять в свои руки оружие и отстаивать свою независимость против деспотии признано международными нормами. Поэтому сказать, что это была акция УПА, у нас нет никаких оснований. А вот то, что в самой УПА и вне ее были люди, которые совершали преступления, — это другое дело. Их нужно называть лично. Я думаю, что тут все должно решаться именно таким образом.

Но нам нужно прекратить эту гонку — кто был в какой степени в чем виноват. Ведь евреям не пришло в голову устроить театрализованное представление, как в Бабином Яру расстреливают еврейских детей. Я не могу представить, чтобы еврейские национальные деятели решили такой спектакль устроить — мол, смотрите, как украинцы, или немцы, или кто-то еще евреев убивают. Вместо этого евреи ведут постоянную работу по поиску виновных в убийствах своих сограждан. Также никто из них не ставит вопрос, что немцы или Германия как государство несут ответственность за геноцид. Поэтому и полякам этого не следует делать.

Но есть моральная ответственность за поддержание атмосферы, за агрессивный фон. Как сказал великий немецкий философ и психиатр Ясперс — есть проблема истины, свободы и вины. И эта вина — это больше, чем личная юридическо-правовая ответственность. Это когда выходят и говорят: простите нас, и мы вас прощаем. И Кучма, и Квасьневский уже сказали — простите нас, и мы вас прощаем. Это не прощение в прямом смысле слова. Потому что военные преступления не прощаются, за них нужно отвечать. Но это та высокая символическая акция, цель которой — избавиться от атмосферы взаимной вины. И хорошо, что это было сделано.

Комментарии

3
Елена Казанцева 22.06.2013, 22:14

Что вы хотите сказать этой постановой? Не секрет, что НКВД убивало невинных людей. Моего деда тоже в 36 г. забрал черный воронок без суда и следствия, безграмотная бабушка осталась с 6 детьми на руках. Коммунистический строй и Сталинский режим - это две разные вещи. Если коммунистический строй, при котором никто еще и никогда не жил, но к которому надо стремиться, потому что это строй для людей, для всех людей, а не только для дворян и элиты (все остальные кто - быдло, по-вашему?), так вот если коммунистический строй плохой, то какой хороший? То что сейчас? Дикий рынок, где одни владеют миллиардами и продолжают их собирать, а другие дохнут с голоду или не имеют средств на самое необходимое? И по поводу УПА я тоже не согласна. Если б это просто была освободительная организация, я б слова не сказала против, но ведь они боролись не столько за освобождение Украины (причем что интересно, вместе с фашистской Германией), они боролись против тех, кто верил в коммунизм, именно верил и был жестоко обманут. А какой режим они хотели установить на "свободной" Украине? Фашистский? Если б Красная Армия, в которой было много и украинцев, не поперла фашистов с нашей страны, многих из нас сегодня б попросту не было - поубивали б УПовцы-ОУН-овцы за инакомыслие. А кто-то разглагольствует про демократию?

nikolay.karasik 22.06.2013, 12:03

Что тут сказать, не добавить, не убавить, я полностью согласен с автором. История, должно остаться в прошлом, нам с Польшей и не только с Польшей, нужно строить будущее. Взаимное признание вины и взаимное прощение, вот, что должно лечь в основу международных отношений, между нашими странами и народами.

vitchizna 22.06.2013, 11:46

ПОСТАНОВА (витяг)
М. Житомир 10.07.2011р
Помічник прокурора Житомирського району Житомирської області юрист 3 класу Кобернюк Сергій Володимирович, розглянувши матеріали перевірки за заявою Борківського В.В. з приводу вбивства 27.09.1937 року його дідуся Борковського Миколи Аристарховича, вчиненого за постановою Трійки УНКВД по Київській області від 11.09.1937 року на виконання наказу НКВС СРСР № 000477 від 30.07.1937 року виданого начальником НКВС СРСР Єжовим М.І. на виконання Рішення Політбюро ЦК ВКП(б) від 02.07.1937 року «Про антирадянських елементів», який, для втілення у життя, 31.07.1937 року був попередньо погоджений з членами Політбюро ЦК ВКП(б),-
Встановив:
«Борковський Микола Аристархович реабілітований посмертно.
Враховуючи те, що в ході проведеної перевірки встановлено, що в діях членів Політбюро ЦК ВКП(б) є ознаки злочину, але вони діяли на території РРФСР, то дія Кримінального кодексу УСРР 1927 року (ст..98 ч.2 – розстріл, В. Д-Б.) на них не розповсюджується.
Що ж до дій начальника Трояніського (Київська обл.. на той час) райвідділу НКВС Я.П. Аппеля, який сфабрикував звинувачення проти М.А. Борковського, начальника окрвідділу НКВС Шатова-Лівшіна Є.С., який затвердив сфальшований висновок, і заступника Київського облпрокурора Черкеза Я.А. та окрпрокурора Житомирського округу Орлова, які погодили сфальшований обвинувальний висновок, а також учасників засідання трійки УНКВС по Київській області, у складі голови трійки Шарова (Шавера) М.Д., та членів трійки секретаря Київського обкому УКП(б) Кудрявцева С.А., прокурора Київської області Єременка В.Д., які прийняли рішення про розстріл Борковського М.А., вбачаються ознаки злочинів, передбачених ст..ст. 97, 98, 103 КК УСРР 1927 року, оскільки їхні злочинні дії за часом охоплюються дією КК УСРР (за редакцією) 1927 року».
Борковського М.А. реабілітовано під грифом «секретно», тому я прожив життя як член роду ворогів радвлади і комуністів з витікаючи ми звідси наслідками для моєї долі.

Це - єдина справа з доведення замовного вбивства дворян та інших чесних людей, які ненавиділи комуністів і їхню владу. Поряд зі спадковим титулованим дворянином герба Лебідь Борковським М.А. та його рідним братом - вбито та зарито біля Старого єврейського кладовища у Житомирі, за політичним замовленням Політбюро ЦК ВКП(б) майже 20 тисяч людей різних національностей: українці - 8622, поляки - 6802, німці - 2577, євреї - 469, росіяни - 319, чехи - 176, білоруси - 101 та до 10 людей з інших національностей. Тут має бути, і буде, Меморіал Голокосту націй.

Я знайшов свідка в Житомирі, але не пишу її імені бо дозволу іще не отримав. Бабуся розповіла про свого батька, який був заарештованим за те, що до колгоспу цей козак вступати не хотів. Його тримали в житомирській тюрмі. А оскільки він був грамотним то займався отриманням передач для заарештованих і був свідком того, що кожного світанку з воріт тюрми виїздив віз, запряжений парою білих коней, які тягли віз з горою трупів розстріляних "ворогів народу" і відвозив на Смолянки до ям "біля жидівського цвинтаря". Тіла невинно убитих, які покояться біля старого єврейського кладовища, грузилися навхрест, щоб більше влазило і не розсипалися по дорозі.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях