Уже скоро 23 года, как нам чего-то не хватает. Национальной идеи, денег, газа, дорог, технологий. Не хватает чего-то от МВФ, от "Газпрома", от Евросоюза. Но события последних месяцев вдруг обнажили главный украинский дефицит – некому руководить.
Есть кому воровать, есть кому стрелять и махать битами, есть кому кричать в микрофоны, а вот Руководителей, за которыми хочется идти легитимно всей страной, как-то маловато.
«У нас не средств не хватает, у нас мозгов не хватает»,– сказал бы кот Матроскин. И еще доверия. И еще тех, кто эти самые мозги взращивает…
Вузовские оценки по менеджменту имеются, вычищенные биографии поблескивают, харизмы политтехнологи подогнали по фигуре, а вот надеть все это не на что. Нет Фигуры. Жестокий дефицит лидеров.
Как-то вдруг потеряла значение цветность политических платформ и взглядов. Мы начинаем вглядываться в лица, чтобы найти хоть кого-то здравомыслящего. Того, кому можно было бы верить и доверять. Вот полковник ВВ вроде в кадре держался по-человечески и говорил слова правильные. Может пусть продолжает служить? Вот Порошенко засветился как-то по-мужски. Комендант Майдана, наверное, хороший хозяйственник, и отставной черкасский генерал милиции высказался, как генерал. Но все как-то эпизодами и смонтированными кусочками, которым доверия нет. В ассортименте политической кухни – одни и те же, уже забракованные историей образцы.
Поэтому полагаемся на авось. Мы всей страной играем в лотерею, если, конечно, играем мы, а не «играют» нас. А вдруг повезет и выберем случайно хорошего, порядочного и бездетного? Вдруг в кресло австрийца-«папередника» присядет кто-то хотя бы понятно разговаривающий. А в главное кресло страны? Снова Вдруг?
Только сейчас до нас начал доходить смысл американской доктрины: «Командир подводной лодки стоит дороже, чем сама подводная лодка». Ну что – лодка? Кусок железа, что может утонуть, не доплывши. А вот человек может и пульнуть боеголовками, не подумавши. Чем выше должность, тем страшнее результаты ошибки. Ошибки образования, ошибки воспитания.
Именно так: рядом и через запятую. Потому что образование и воспитание – это две большие разницы, которым нельзя друг без друга. Отличное знание анатомии абсолютно не мешает бить оппонента куда попало, а высокодуховное голубоглазое существо может запросто въехать вам «ренджровером в борт» только потому, что на физике она читала под партой «Пятьдесят оттенков серого» и понятия не имеет о таких вещах, как красный оттенок светофора и тормозной путь.
Базовый набор знаний и моральных принципов нужен каждому, как комплект хромосом.
Иначе из отличных солдат может получиться СС. А из интеллектуала-моралиста, не умеющего считать до 300, не получится даже спикер парламента. Где у нас выдают такие наборы личности-гражданина?
К детским садикам претензий почти нет – абсолютное большинство научилось одеваться самостоятельно и ходить на горшок. Только отдельные личности продолжают гадить в лифтах. И то, вероятно, потому, что много болели и пропустили тему «горшка». Это скорее недоработки здравоохранения.
Вузы, при всей скандальности темы «количества и качества», если и виноваты, то в недостаточном развитии отечественной науки и техники. То есть виноваты в том, чего давно нет, и чем мы уже не пользуемся. К тому же в воспитательных функциях организма они уж точно не задействованы. Организмы в этом возрасте уже умеют сами курить, материться и даже размножаться.
Остается ударная школьная десяти-одиннадцатилетка. Именно она штампует личностей-человеков. Именно поэтому она так обязательна. Поэтому именно она накрывает всю страну последствиями своих ошибок. Если у каждого хирурга есть свое кладбище, то у каждого школьного учителя есть свой кусочек сегодняшней Украины.
Ошибки учителей ходят с битами, несут в микрофоны наборы звуков, отдают приказы или наоборот, никак не могут их сформулировать.
Очевиден факт, что именно со школьного двора «под звуки нестареющего вальса» уходит что-то не то. Может, потому что – «нестареющего»? Даже песня та же, что и двадцать лет назад! И здания те же. С металлопластикой фасадов за счет родительских комитетов, но с теми же туалетами, актовыми залами и зарплатами учителей. И с тем же подходом к обучению: «выучить от сих до сих, сидеть тихо и прямо, декламировать громко, ходить строем».
Родительские собрания все больше похожи на собрание акционеров. Взносы обмениваются на характеристики. Ваш ребенок – плохой! Почему? Потому, что он разговаривает на уроках, потому что он вертится, потому что он бегает на переменах, он много смеется… или – не ходит строем в туалет. Потому, что он не такой как все!
Ученик, который спорит и задает неудобные вопросы – обречен, имеющий собственное мнение – пусть имеет его в другой школе. Но и другая школа ничем не лучше. Даже самая престижная гимназия отличается в основном стоимостью ремонта, дизайном школьной формы и размером взносов.
В частных школах – выпускники того же педфака. И зачастую не самые лучшие выпускники, а самые «породистые». Кого попало в учителя частных школ не берут!
Любимый аргумент «Нет денег» – не аргумент! Независимо от ухоженности парадного входа и престижности подвозящего родительского автопарка – с воспитанием личностей не складывается.
В школах сохранилась система маршировки в ногу и равнения в рядах. Равнение есть, но равняться уже не на кого. Пионеры – уже не примеры. Скауты – не для нашей местности. Козачки без лошадок и сабелек – несерьезно. Древние греки, римляне и спартанцы – слишком древние. Стив Джобс и Цукерберг – слишком импортные. Человеки-пауки и Бэтмены – слишком вымышленные.
Ветераны уже заканчиваются, ныне живущих «успешных бизнес-примеров» лучше не приглашать.
Позитивную мотивацию взять неоткуда. Зато есть «педагогический» опыт исправительных и карающих организаций страны.
Есть испытанный дисциплинарный механизм, чтобы подравнивать и трамбовать коллективы до серой однородной массы с ключевым принципом «не высовывайся»!
Не все в порядке и с процессом заталкивания знаний в детские головы. Технический прогресс, будь он неладен, никак не хочет стоять на месте и взял моду резко ускоряться. Нет времени учиться делить в столбик, учителей информатики жаль, преподавать современную историю – подвиг.
Министерства, учебники и учителя не поспевают за потоком новых знаний. Выучить от «сих до сих» – уже не работает: не хватит страниц, чтобы все вместить, и мозга, чтобы запомнить. Робкое подозрение, «а нужно ли заучивать?» переросло в твердое убеждение бесполезности процесса. Уже давно за расчетами обращаемся к помощи калькулятора, за знаниями – в интернет.
Туда ходить можно и самому, но лучше с учителем. Чтоб подсказал, «как лучше найти» и как «быстрее дойти». Современный учитель – уже не источник знаний. Он – проводник. Он – экскурсовод. Может кому-то и интересно – «кто и когда основал?», но все больше хочется узнать «а зачем он это сделал»? Поэтому учитель нужен. За знаниями без учителя – это как в спортзал без тренера. Чтобы – адаптировать упражнения под конкретный организм.
Он нужен, когда «не получается». Он может увидеть со стороны и подсказать, что нужно напрячь, чтобы получилось. Он обязан разглядеть «божью искру», дать раскрыться таланту и разбудить личность, которая умеет поступать «через не хочу» и через «не могу».
У хорошего тренера получаются чемпионы, а у плохого – нет. У хорошего учителя должны получаться личности. Которые уже могут самостоятельно все. Не зря документ об окончании школы когда-то назывался «аттестат зрелости». Наша сегодняшняя «зрелость» – заслуга наших вчерашних учителей.
Где взять Учителей? За рубежом – не вариант. Как и не вариант отправить всех наших детей воспитываться за рубеж. Придется поискать здесь тех, для кого учить – призвание. Это те, кто разговаривает с детьми не только по теме учебной программы. Это те, к кому ученики ходят на уроки с удовольствием, а не из-под палки.
Дать возможность выпускникам и родителям выпускников выставлять оценки учителям. Хотя бы на сайте школы. По крайней мере, отпадут те, кого к детям и близко подпускать нельзя. Остальным – платить и с учетом оценки, и с учетом количества желающих учиться именно у них. Не сможет платить государство, будем платить мы, чтобы потом не расплачиваться за отсутствие личностей. Лучших Учителей срочно записать, оцифровать и разместить в интернете, чтобы мог дотянуться каждый, кто не сумел присутствовать на уроках «по уважительным причинам».
А может, перейти от конвейера душ к «стендовой сборке»? Хотя бы для старших классов использовать опыт театральных вузов: «Мастер набирает класс». И за класс отвечает, и гордится выпускниками всю их последующую жизнь, а не только на выпускном вечере. И в официальной биографии указывать имя «мастера», который приложил руку, а не только сообщать: «закончил школу Х в городе Y».
Но прежде всего, срочно найти место для воспитания личности в школьных программах. Поставить такую задачу на государственном уровне, как первоочередную. Если, конечно, мы не готовим кадры исключительно для войск. Тенденция по количеству говорит именно об этом, но хочется верить, что в стране останутся и гражданские лица.
Пора срочно найти всенародных Лидеров. Универсальных для всей Украины. Чтобы было на кого равняться и западной, и русскоговорящей половинам. Если не находятся – вырастить срочно. Не получается в естественных условиях – отправить в Гарварды и Кембриджи группы без мажорных генов в крови. Лучше сирот.
Сформировать личность в буржуйской среде, вернуть, поручить что-нибудь ответственное, и не мешать. Чтобы можно было спустя несколько лет ткнуть пальцем в пример и сказать: "Вот, детишки, – простой паренек, бабушек через дорогу водил, овсянку кушал, место уступал, не пил, не курил, интегралы учил и теперь достиг, и заслужил".
И руководит поэтому, и уважением пользуется, а не только льготами. Потому что его воспитали так, что для него уважение дороже.
Много отправлять и выращивать не надо. Для начала хватит человек триста для Киева и 24 для всей остальной Украины – по одному на область. Чтобы на местах возглавить процесс воспитания и перевоспитания. Если начать отправлять сегодня – лет через десять будем иметь страну, к которой захочет присоединиться Европа. Деньги можно наскрести из бюджетов празднований спорных дат и какого-нибудь очередного помпезного юбилея. Должно хватить, даже с учетом перелетов первым классом на каникулы. Прошлое не обидится, если мы потратимся на будущее, которое не можем родить "естественно-демократическим" путем.
Иначе придется снова и снова играть в лотерею и искать лидеров в нынешнем поколении. Играть по правилам 2004-го или 1996 года, но прекрасно понимая, что если тему «горшка» пропустили в детстве, а тему «переводных бабушек» – в юности, – порядочности взяться неоткуда. Вместе с мандатом не вручить, на тренингах не привить.
Бесполезно корректировать логику ссущего в лифте, потому что ее нет. Она не от ума – она от воспитания. Она из базовых инстинктов, которые должны быть: пользоваться туалетной бумагой, мусор в корзину, бабам — цветы, дитям — мороженое. Женщину бить нельзя! И не потому что она мать, спортсменка, комсомолка и красавица. А просто потому, что нельзя. И врать нельзя. И еще всего пара обязательных пунктов от «не укради» и до «не возжелай», которые желательно вложить в хромосомы еще до того, как появится возможность возжелать в особо крупных размерах.
Иначе нам не хватит никакого бюджета, никакого кредита и никакого терпения. Потому что сами мы будем по-прежнему усредненно никакие.
Пора уже как-то определяться со списком обязательного набора, без которого не получить аттестат зрелой нации.
Нам скоро 23. Пора становиться взрослыми.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.