Онлайн-студия «Inpress-клуб» — проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. В прямом эфире без купюр и монтажа читатели нашего портала могут стать наблюдателями и участниками интересных бесед, острых дискуссий, обстоятельных интервью.
Гостями «Inpress-клуба» становятся лидеры общественного мнения, популярные ньюсмейкеры, любимцы публики, признанные авторитеты, чье мнение интересно широкой аудитории.
Напомним, 2 декабря в онлайн-студии «Inpress-клуб» мы запустили новый спецпроект — онлайн-марафон, посвященный теме «евромайдана». А во вторник, 24 декабря, в онлайн-студии «Inpress-клуб» состоялся онлайн-марафон, посвященный социальным итогам 2013 года. В прямом интернет-эфире свое мнение о текущих событиях в Украине высказывали эксперты, представители профильных министерств и ведомств, общественные и культурные деятели. Тема разговора — «Украинское общество. Итоги года».
Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители. Мы продолжаем наш онлайн-марафон в студии «Inpress-клуб». Вам хорошо известно, что это проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. сегодня мы с вами обсуждаем следующую тему: «Украина, украинское общество — итоги года». В это время в студии с вами работать буду я, Сергей Даниленко. И тема, которую мы сейчас будем обсуждать, это вопрос безопасности. Я бы хотел представить вам нашего гостя — это Сергей Шабовта, Украинская федерация профессионалов безопасности — президент этой организацией. Пан Сергей, к Вам такой вопрос: украинское общество. Безопасность. Касается, собственно, каждого человека. От того момента, когда вы вышли из своего помещения, из дома, закрыли за собой двери, и до вопроса, касающегося национальной безопасности, которую мы можем поделить на множество подразделений: информационная — сейчас актуальная, военная безопасность, безопасность экономическая и безопасность экологическая. Если мы рассматриваем уходящий год, в этом контексте каковы Ваши впечатления, ощущения, мысли? Где находится Украина? Каково состояние ее безопасности? Как мы должны себя чувствовать и на улице, и как граждане?
Шабовта: Знаете, я рад, что сегодня мы подводим итоги года, который потихоньку заканчивается. И убежден: действительно, самое мудрое, что нужно сегодня делать, — это анализировать сделанное, и отталкиваясь от него, решать, а что нам дальше делать и куда, собственно, двигаться.
Вопрос безопасности для меня достаточно понятен, поскольку я возглавляю организацию, которая уже 19-й год в сфере безопасности. Это старейшая общественная организация, которая содержит в себе ресурс значительного количества ведущих охранных операторов. И понятно, что это вопрос не только, скажем, практической деятельности значительного количества людей, но и в первую очередь нормативного регулирования самой отрасли, поскольку без законодательной базы вообще ничего не может произойти.
С одной стороны, казалось бы, уходящий год — знаковый, поскольку в октябре прошлого года мы получили Закон Украины «Об охранной деятельности». Впервые за 20 лет. Специалисты ожидали, что в значительной степени вопрос повышения качества взаимодействия с правоохранительной системой, повышения качества охранных услуг вообще, которые предоставляются гражданам, значительно изменятся. К сожалению, должен сказать, что значительного, ощутимого изменения не произошло. Как всегда, в государстве принятие закона совсем не означает автоматически, что все начинает работать. Очень затянуто и сложно принимался ряд документов, которые должно было, согласно постановлению Кабмина, отработать Министерство внутренних дел. Но все-таки мы потихоньку подбираемся к тому, что закон в полной мере заработает.
На сегодняшний день есть убежденность в том, что мы уже нашли понимание с МВД. Но с другой стороны, я не могу не думать о том, например, что сентябрь этого года — это годовщина расстрела охранников в «Караване». Это высветило очень много проблем. Я помню, как много мне пришлось выступать в прошлом году, комментируя это ужасное событие.
Но еще больше того, что нужно сделать, чтобы предотвратить подобные действия. Я, к сожалению, в сентябре этого года в нескольких выступлениях публично сказал, что фактически тех жестких выводов, которые следовало бы сделать, — их пока что не сделали. Нет самого очевидного решения — на уровне Кабмина, — которое урегулировало бы охрану мест скопления людей (развлекательных центров, мест проведения общественных мероприятий, гостиниц, супермаркетов). Там должны работать только профессионалы.
Зачем государству Закон «Об охранной деятельности»? У нас довольно большое количество лицензированных специалистов, и при этом — случайный набор людей, которые в лучшем случае руководствуются какими-то малопонятными инструкциями. Я хочу сказать, что в этом плане никаких изменений нет — и мы говорили об этом в своих профессиональных кругах в том плане, что все-таки будем озвучивать свое видение, принимать участие в разработке нормативной базы, чтобы добиться этого решения.
Вы задали вопрос «где мы находимся?», при всем том могу трезво сказать, что сам и рынок безопасности, и отрасль безопасности в значительной мере на сегодняшний день абсолютно отвечают европейским стандартам. Думаю, что сегодня, подводя итоги года, важно упомянуть ежегодную выставку «Безопасность», проведенную осенью, — она показала важность и уровень технических разработок.
Ведущий: Мы имеем в распоряжении все эти технические средства, они доступны?
Шабовта: Известные бренды, компании разрабатывают хорошее оборудование для видеонаблюдения, технические средства. Системы доступа и контроля и украинских операторов точно так же нормально работают, они их успешно инсталлируют, ставят, и качество их достаточно высокое.
Вы правильно сказали — на сегодняшний день начинаются проблемы уровня информационной безопасности, мы практически говорим о возросшем уровне кибертерроризма. Ограбление банка — копеечное дело, другое дело, что это может повлечь за собой человеческие жертвы. Но, с другой стороны, банки работают так, чтобы там не было какого-то большого количества наличных и урон экономике или какому-то конкретному банку нанести — такого нет. Сегодня намного страшнее другое: банки опустошаются на расстоянии хакерскими атаками…
Ведущий: С гораздо большим уроном.
Шабовта: Да. Я хочу сказать, что на сегодняшний день мы говорим о кибертерроризме не только как об угрозе каким-то материальным событиям, а и угрозе политического уровня. Вы посмотрите — если какая-то опасность возникает, то хакеры тот или иной сайт практически блокируют — это проблема, которой необходимо заниматься. Нужно сказать, что одно из событий года, относящихся к теме безопасности, — что в Украине был принят закон о безопасности персональных данных.
У нас много чего гениально развивается, но итог таков, что свои персональные данные каждый человек должен защищать лично. То есть государство даже на уровне закона декларирует, что оно не может заниматься и не будет заниматься этими проблемами. И это при том, что наши персональные данные доступны повсюду: Вы пришли в тот же валютный «обменник», у Вас взяли ксерокопию паспорта — Вы никогда не знаете, куда дальше они пойдут.
Ведущий: Это массовое явление.
Шабовта: Да, это массовое явление. А потом узнаем, что с ксерокопиями без ведома хозяина у нас могут продавать квартиры…
Ведущий: Брать кредиты…
Шабовта: …Брать кредиты, создавать новые «юридические лица» — какие-то мошенничества совершать, это очень большая проблема. И я хочу сказать, что общаясь со своими коллегами, специалистами, мы говорим о том, что вопрос киберпреступности, вопрос защиты информации — это, к сожалению, достаточно большой круг проблем, которые пока что достойно и на разумном уровне в Украине не решены.
И последнее, что я хотел бы добавить об итогах года. Мы 20 с лишним лет надеялись на то, что в Украине будет закон об охранной деятельности. Но на сегодняшний день, уже имея определенный опыт работы с Верховной Радой в частности, мы понимаем: достаточно актуальный вопрос — это вопрос закона о детективной деятельности. Вопрос конкурентной работы, вопрос оценки достоверности своих партнеров и так далее.
Закона нет. Но в Украине создана достаточно мощная общественная организация — Всеукраинская ассоциация детективов. Они в этом году впервые провели международный конгресс, достаточно интересный, на котором было представлено и определенное количество европейских государств, в частности из России была достаточно мощная делегация. Это свидетельствует о том, что само движение детективов обретает довольно цивилизованные черты. Общественности это интересно знать. Есть много ситуаций, когда вам нужно обращаться к специалистам. Это могут быть вопросы поиска пропавшего человека, вопросы сбора какой-то информации, которая исключит риски из вашего бизнеса.
Ведущий: Для этого необходимо взаимодействие с официальными правоохранительными органами?
Шабовта: Конечно, да. Я не могу не упомянуть, что это проблема, которая нам досталась еще со времен советской власти. Правоохранительная система очень сложно передает свои функции, и когда мы стучимся им в двери и говорим: люди добрые, посмотрите на цивилизованный мир... Есть много функций, которые передаются от правоохранительной системы. Это уменьшает затраты бюджета и никак не влияет на качество.
Ко мне поляк приезжает вчера вечером. И говорит: «Сергей, у нас в небольших городках в 18.00 все полицейские расходятся по домам, а дежурит представитель негосударственной системы безопасности. Он обучен тому, как реагировать, какие нужны действия. Конечно, есть какие-то дежурные машины, подразделения, но не привлекаются бюджетные деньги для того, чтобы кто-то еще из правоохранителей сидел ночью. А это очень большие затраты. Я думаю, что нам нужно работать на такую перспективу. Необходимо четко разделить и понять, какие функции правоохранительной системы совершенно спокойно можно передать представителям негосударственной системы безопасности.
Ведущий: Благодарю вас, Сергей, за ответ на этот вопрос. В таком случае у меня будет следующий: мы говорим о Вашей профессиональной среде, которая формируется, и уже скоро у нас будут украинские детективы, собственные украинские Шерлоки Холмсы. А как с общественностью работать? Культуре собственной безопасности в школе учат — на предмете ОБЖД. Но человек должен в этом ориентироваться так же, как он ориентируется в других областях своей жизнедеятельности. Человек должен понимать, что такое безопасность, где он может своими документами оперировать, с кем он должен общаться. Мир меняется...
Шабовта: Вы знаете, для меня показательно, что подводя итоги года, вы и меня пригласили, специалиста по вопросам безопасности. Это показатель того, что масс-медиа достаточно много апеллируют к точке зрения специалистов. Надеюсь, никого не обижу, но скажу как профессионал, входящий в Федерацию профессионалов по безопасности. У украинского бизнеса есть одна не очень разумная черта — он немного скуповат. Возможно, из-за проблем своего бизнеса...
Мы же сравнивали: украинская отрасль безопасности на минимальном рубеже ценообразования работает. Это проблема. Так нельзя. Когда, проводя конференцию или другие какие-то мероприятия, мы говорим украинскому бизнесмену: невозможно приобрести качественную вещь за копейки. Потому что качество специалистов, подготовка, все остальное — это затратная часть в охранной деятельности. Это было бы неразумной филантропией, если бы директор из какого-то неизвестного кармана за свои средства работал, а услуги продавал за копейки. Так не бывает.
Проблема еще и в том, что практически, с моей точки зрения, у нас при всем том с правоохранительной системой складываются отношения, мы друг друга знаем. Смотрите. На сегодняшний день есть Закон Украины «Об основах государственного наблюдения и контроля». Он говорит о том, что те виды деятельности, которые лицензируются, они или раз в квартал, или раз в год, в зависимости от периодичности проверок, должны выкладываться в интернет. И мы сегодня говорим киевскому главку: хотим провести в начале года такой эксперимент. Давайте, не апеллируйте к своему ресурсу, дайте нам эту информацию. У нас на сегодня есть достаточно мощные интернет-порталы, давайте будем показывать потенциальным заказчикам, что компании есть разные. Пусть они выбирают. Если они увидят, что есть компании, которые проверку не прошли, то это будет другое отношение к такой компании.
Хотел бы, пользуясь возможностью, поблагодарить всех представителей масс-медиа. Очень много обращаются за комментариями. И это показательно. Раньше как было: что-то произошло, представители правоохранительной системы комментируют. А иногда их комментарии бывают скупыми, иногда они очень долго задерживают информацию.
Я хочу сказать, что при всем уважении к работе правоохранительной системы, я им достаточно часто и жестко говорю: ребята, одна из ваших проблем в том, что вы очень сложно реагируете. Прошло событие, случилось преступление. Это не проблема недоработки правоохранительной системы. Невозможно все предусмотреть и профилактику провести так, чтоб никто не преступал закон. Преступники есть в государстве. Объективно есть. Но если общественность будет знать о том, что происходит и какие последствия это влечет, то вопросов к самой системе будет гораздо меньше.
Ведущий: Тут Вы, на самом деле, подсказали интересный ход. Только техническими способами, даже если на каждом углу поставить милиционера, преступность победить нельзя. Мы знаем много других государств, где преступность близится к нулю. То есть общество там построено таким образом, сформированы такие моральные нормы в том числе, что преступником быть небезопасно. Вот не только силовыми методами, но и общественными...
Шабовта: Согласен с Вами. Вы затронули интересную тему. Есть проблема в нашем обществе, которой не существует в других цивилизованных обществах — это уровень доверия к правоохранительной системе. Я имею в виду и системы МВД, и СБУ, и прокуратуры, и судей и т. д. Уровень доверия очень низкий в нашем государстве. Не только из-за качества работы. Когда-то те штампы, которые были ими сформированы, начали работать против общественной точки зрения. А это ошибка.
Нам известны скандинавские государства, такие как Швеция, Финляндия, где степень доверия к правоохранительной системе стоит на втором месте после религии. То есть больше 90 процентов. Это показатель того, что общество не ставит под сомнение: там специалисты, там работают законы.
У нас это проблема, но с другой стороны я уверен в том, что и самой правоохранительной системе нужна моральная помощь. Я хотел бы привести такой пример. Мы сегодня говорим о завершении года. В марте наша федерация закончила двухлетний марафон, который мы провели во всех 27 регионах. Мы поставили перед собой цель провести всеукраинскую акцию, которую назвали просто «Наш Анискин». Сегодня нет яркого украинского образа милиционера. Милиционеров показывают какими-то смешными, глупыми. А Анискин еще со времен Советского Союза — яркий образ сердечного, теплого человека. Это один из фильмов, он так и назывался. Была снята трилогия в Советском Союзе. Мы поставили себе цель найти этот образ.
Под образ Анискина подходили инспекторы, которые прошли этот путь. Ведь опыт не возникает на голом месте, необходимо работать. Я увидел невероятное количество людей. Я увидел 27 человек в каждом регионе и каждый по-своему — «Анискин». Мы использовали даже прием, пригласив на мероприятие жену с детьми. Увидев счастливые глаза этих жен, мы поняли, что попали в точку — потому что они видят обычно уставшего, озадаченного мужа, отца. А вот в минуту славы они его никогда не видели.
Сегодня очень много говорят о непрофессиональности, о непонятных действиях, которые связаны с Майданом и т. д. Все это еще будет расследоваться, анализироваться и т. д. Я это знаю, потому что общаюсь с руководителями, и не только уровня Министерства внутренних дел. Обязательно это будет до фамилии, до события разобрано. Но невозможно, когда милиция десятилетиями живет в негативном поле и все это воспринимает. Общество само будет от этого страдать. Необходимо доверять, и нам немного иначе смотреть на эти события.
Ведущий: Благодарю вас, Сергей, а нашим зрителям напоминаю, что у нас в гостях был президент Федерации профессионалов безопасности Сергей Шабовта, и мы говорили о безопасности в Украине. Спасибо, через несколько минут мы продолжим.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.