C 18 февраля центр украинской столицы превратился в поле боя. Жители Киева не привыкли к таким реалиям. Вопросы вызывают не только действия активистов «евромайдана», но и правомерность использования специальных средств работниками правохранительных органов.
В этом случае стоит обратиться к европейскому опыту и посмотреть на то, как силы полиции подавляют массовые беспорядки в наиболее цивилизованных городах планеты. Тем более что активисты оппозиции все чаще говорят о том, что именно уличные беспорядки являются европейской традицией политической борьбы. А вот мирные протесты — это что-то из опыта буддистских стран, до которых нам в любом случае далеко.
Надо признать, что «ужасные» спецсредства «Беркута» и внутренних войск не сильно отличаются от того, что использует полиция европейских стран. Дело в том, что массовые беспорядки случаются даже в сравнительно богатых странах, с довольным жизнью населением. Силам полиции в этой ситуации надо иметь под рукой арсенал средств для борьбы с уличными бунтовщиками.
Проще властям Узбекистана или Бирмы, которые могут просто перестрелять всех протестующих, после чего арестовать членов их семей. А что делать полицейским из европейских стран, где не принято просто так применять огнестрельное оружие?
И тут как тут оказывают средства нелетального поражения уличных бунтовщиков. Резиновые пули, слезоточивый газ, водометы, светошумовые гранаты, — все эти якобы признаки тоталитарного режима были разработаны в демократических государствах.
Так, к примеру, еще с 1968 года резиновые пули применялись английскими войсками и полицией в Северной Ирландии.
Патроны с резиновыми пулями также находятся на вооружение полиции США и применяются до настоящего времени. В октябре 2011 года резиновые пули применяли для разгона демонстраций в Денвере.
Патроны с резиновыми пулями состоят на вооружении испанской полиции. 5 апреля 2012 года полиция применила их для прекращения столкновений между футбольными болельщиками, в июле 2012 года резиновые пули были использованы при разгоне демонстрации шахтеров.
Стоит признать, что ставший широко известным в последние недели слезоточивый газ относится к химическому оружию, однако он не запрещен международными соглашениями. Полицейские службы различных демократических стран активно используют слезоточивый газ в случае подавления уличных беспорядков.
Иногда к человеческим жертвам приводит использование «нелетальных» светошумовых гранат. Так, в мае 2003 года в Нью-Йорке во время полицейской операции женщина умерла от сердечного приступа, вызванного взрывом светошумовой гранаты. В 2010 году в известном своей криминогенностью американском городе Детройт, девятилетняя девочка погибла в результате взрыва светошумовой гранаты, брошенной полицейскими в окно ее комнаты.
Беспорядки в Лондоне
В законодательстве различных европейских стран детально прописаны правила использования специальных полицейских средств. Именно возможность сдерживать агрессивные проявления со стороны толпы считается там показателем демократичности государства и общества. В этом случае власти имеют право на защиту государственных учреждений и порядка на улицах и площадях.
К, примеру, в тихой и умиротворенной Финляндии статья 27 Закона «О полиции» говорит, что «сотрудники полиции имеют право использовать средства принуждения, включая оружие». Под спецсредствами финские полицейские понимают активные средства защиты — электрошок, телескопическую палку, распылитель газа и наручники. Финские полицейские могут применять силовые меры для рассеивания толпы и задержания лиц, отказывающихся подчиниться их требованиям.
В не менее тихой европейской стране Норвегии статья 11 Закона «О полиции» дает право «пресекать и разгонять незаконные демонстрации, шествия, митинги и пикеты». Решение о характере применения силы в зависимости от ситуации принимает начальник того или иного органа полиции.
В демократической Франции законодательство даже дает право национальной жандармерии «использовать ее вооружение против лиц и транспортных средств, не выполнивших законное требование остановиться».
Беспорядки во Франции
В Испании в Законе «О силах и органах безопасности государства» также регламентировано использование оружия и специальных средств. Такие меры возможны в тех случаях, «когда существует обоснованная угроза для жизни и физического здоровья сотрудников правоохранительных органов или третьих лиц».
В Швейцарии применение специальных средств регламентируется «с учетом возраста, пола и состояния здоровья лиц, к которым планируется применить средства принуждения».
В перечне швейцарских специальных средств полиции есть и дубинки и дестабилизирующие вещества (естественные и синтетические горчичные препараты), средства для связывания рук, водометы, служебные собаки. В среднем каждые год-два в одной из нормальных европейских стран происходят массовые беспорядки, для усмирения которых полиции приходится применять специальные средства.
В Гамбурге 22 декабря прошлого года водометами разогнали шествие представителей левых радикальных партий, которые выступали против выселения из помещения в центре города. Как пояснил потом пресс-секретарь шефа полиции Гамбурга Мико Штрайбер, протестующие начали спонтанный марш. И когда в полицию полетели бутылки с зажигательной смесью, камни и пиротехника, полицейским пришлось применить водометы.
Эти беспорядки заставили полицию объявить часть Гамбурга «зоной опасности», что дало полицейским возможность обыскивать и задерживать людей при подозрении в противоправных действиях. Когда в Германии в 2010 году полиция разгоняла демонстрантов, устроивших митинг против реконструкции вокзала Штутгарта, им пришлось использовать водяные пушки и слезоточивый газ. Жесткие действия полиции вызвали тогда возмущение многих представителей общественности.
В 2010 году уличные беспорядки потрясли цивилизованную Британию. После этого власти сделали вывод, что британская полиция должна иметь возможность применять более жесткие методы подавления уличных беспорядков. Глава британского МВД Тереза Мэй призвала полицейское руководство разработать новые методы работы с бунтующей толпой. А британский премьер Дэвид Кэмерон предложил тогда механизм блокирования интернет-сервисов, которые используют для координации действий участники массовых беспорядков.
Среди других мер, предложенных Кэмероном, значились профилактические разгоны толпы и введение комендантского часа. Премьер также предложил разрешить полицейским силой снимать маски с протестующих.
В 2005 году во Франции были массовые протесты, активную роль в которых сыграла мусульманская молодежь из предместий Парижа. Восставшие обвинили полицию в предвзятости. Для подавления беспорядков полиции пришлось применить водометы и стрелять по уличным протестующим резиновыми пулями.
Глава профсоюза французских полицейских призвал тогда власти ввести комендантский час в районах, охваченных беспорядками и подключать армию, добавив, что полицейские не могут полностью держать ситуацию под контролем.
Французское правительство также одобрило применение закона 1955 года о чрезвычайном положении, который разрешало местным властям в случае необходимости вводить комендантский час.
Закон «О чрезвычайном положении» был принят в 1955 году при подавлении восстания во французской колонии Алжир. Полиция таким образом получила чрезвычайные полномочия для проведения обысков в домах, если будут подозрения, что там хранится оружие.
Был срочно объявлен призыв резервистов в ряды военной полиции и жандармерии. В Париже комендантский час не вводился, но по распоряжению префекта столичной полиции была запрещена розничная продажа, а также перевозка бензина в канистрах. Также был обнародован запрет на проведение митингов и демонстраций.
Из Франции были депортированы иностранные граждане, принимавшие участие в массовых беспорядках. В декабре 2008 года массовые беспорядки вспыхнули в Греции. Поводом к бунту стал инцидент в Афинах, когда полицейский застрелил на улице подростка, который бросал камни в его машину.
Чтобы оттеснить штурмовиков от здания парламента Греции, полиция применила слезоточивый газ. Сообщалось о случаях применения огнестрельного оружия.
Год спустя греческие власти в профилактическом порядке вывели на улицы Афин около 6 тыс. полицейских и произвели около 150 задержаний. Однако даже эти не меры не смогли предотвратить повторение беспорядков.
Беспорядки в Греции
Завершая этот обзор, стоит сказать, что в Европе есть четкое разделение мирных манифестаций и массовых беспорядков. К мирным шествиям европейская политическая традиция относится терпимо, а вот массовые беспорядки вовсе не встречают такого одобрения в обществе. Поэтому и использование полицейскими структурами специальных средств вполне вписывается в ожидания еврообывателей. Они привыкли считать, что демократия — это порядок, а не вседозволенность.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.