На прошлой неделе президент подписал ряд законов, которые были приняты, несмотря на блокирование парламента. Народные избранники внесли изменения в Уголовный кодекс и другие законодательные акты, приняли новый госбюджет-2014 и с чувством выполненного долга пошли на зимний отдых. Остановимся на некоторых из принятых законов.
Одним из первых парламентарии приняли в целом проект закона "О недопущении преследования и наказания лиц, принимавших участие в протестах с 21 ноября по 26 декабря 2013 года".
Еще один принятый документ предусматривает внесение в Уголовный кодекс новой статьи 436-1: «Публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма, пропаганда неонацистской идеологии, изготовление и (или) распространение материалов , в которых оправдываются преступления фашистов и их сторонников». За такие действия грозит ограничение или лишение свободы (на срок до двух лет), или штраф от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (8500-17 000 грн).
Также был принят закон, который предусматривает заочное уголовное производство. Это возможно только в том случае, если подозреваемый или обвиняемый уклоняется от прибытия на вызов в орган предварительного расследования или суда (при этом осуществление уголовного производства признано возможным при его отсутствии). Такое производство должно происходить с учетом общих положений и соблюдением всех процессуальных гарантий. Лицо имеет право в любой момент прибыть для участия в уголовном производстве. С целью недопущения нарушения прав подозреваемого (обвиняемого) предусмотрено, что участие его защитника в ЭТИХ процессах является обязательным.
Своеобразным подарком для представителей Фемиды являются внесенные изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей», которые предусматривают усиление мер безопасности для отдельных категорий лиц и объектов. При этом увеличены санкции за некоторые уголовные и административные правонарушения (в целях охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан).
Пытаясь обуздать слишком «крутых» болельщиков, народные избранники приняли закон (относительно ответственности за совершение административных правонарушений во время проведения футбольных матчей). В этом документе предусмотрены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Закон «Об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в связи с подготовкой и проведением футбольных матчей». За свои выходки на трибунах особо яростные фанаты могут лишиться права на посещение матчей. Также ужесточены требования к зрителям, билетам и техническому оборудованию спортивных сооружений.
Также серьезную огласку получил принятый закон, предусматривающей изменения четырех статей регламента Верховной Рады, что совершенствует порядок предоставления согласия на привлечение «слуг народа» к уголовной ответственности.
В новом законе оптимизируются сроки рассмотрения указанного вопроса Верховной Радой. Все факты, связанные с обвинением, задержанием или арестом нардепа, исследуются непосредственно на пленарных заседаниях при участии всего депутатского корпуса, а не профильного комитета. При этом сам депутат имеет право на защиту в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом и другими законами.
Такое ноу-хау вызвано тем, что в нынешних условиях процедура получения согласия на задержание или арест слишком бюрократизирована и растянута во времени. Например, согласно действующему регламенту Верховной Рады, сначала нужно рассмотреть этот вопрос в профильном комитете: народный депутат должен предоставить письменные объяснения, которые рассматриваются в 20-дневный срок. Если к этому добавить еще и срок подготовки к рассмотрению на пленарных заседаниях, а также положения календарного плана проведения соответствующей сессии, то вся процедура может затянуться на несколько месяцев.
На эти и другие моменты указывает в своей пояснительной записке автор законопроекта Владимир Олейник: «Указанные положения Регламента Верховной Рады Украины в комплексе создают возможности для избежания народным депутатом ответственности за совершенное преступление». По мнению автора, этот закон будет способствовать усилению ответственности депутатов перед своими избирателями и обществом в целом.
Однако настолько серьезный общественный резонанс в нашей стране возник из-за ряда других законодательных изменений, которые всерьез обеспокоили украинцев, опасающихся за соблюдение своих конституционных прав и свобод. Ужасные последствия народного недовольства, которое вылилось в кровавое противостояние с милицией, мы с вами наблюдаем до сих пор. Говорить о причинах эскалации конфликта можно долго, однако законы 16 января стали, скорее, формальным поводом, нежели главной причиной применения насилия с обеих сторон.
Вместе с тем, авторы подорвавших украинское общество нововведений уверены, что благодаря этому Украина только приближается к Европе, где подобные законы являются абсолютной нормой уголовной и процессуальной практики. Что ж, давайте рассмотрим наиболее нашумевшие «законы 16 января» и сравним их с европейскими аналогами.
Усиление ответственности за противоправные действия во время проведения массовых акций, предложенное принятым 16 январяя законом, соответствуют нормам, принятым в ряде других развитых стран, где нарушение порядка может караться как существенным штрафом, так и многолетним тюремным заключением. В ряде стран, таких как Германия или Греция, предусмотрена уголовная ответственность за ношение во время массовых мероприятий масок, а также щитов и шлемов. Ношение масок во время массовых беспорядков, согласно законодательству этих стран, является отягчающим обстоятельством для участников беспорядков — например, в Греции это грозит 10-летним тюремным сроком.
Более того, ОБСЕ, куда входит и Украина, прямо указывает на возможность запрета ношения масок во время массовых мероприятий, если маски используются исключительно для сокрытия личности человека, устраивающего беспорядки (Руководящие принципы ОБСЕ по свободе мирных собраний, приняты в 2010 г.)
При этом введенные в Украине нормы на порядок мягче, чем во многих европейских странах: если в нашей стране за организацию беспорядков предусматривается лишь административный арест на 10-15 суток, то, например, в Великобритании это грозит бунтовщикам 10 годами тюрьмы, а во Франции — штрафом до 75 000 евро.
С принятием закона №721-VII в Украине вновь введено уголовное наказание за клевету — то есть намеренное распространение заведомо ложных и порочащих сведений. Подобные нормы есть в законодательстве многих стран, причем в ряде стран наказание предусмотрено даже в случае распространения порочащих сведений, являющихся правдой, если доказано, что целью распространения таких сведений было лишь стремление очернить кого-то.
Так, в Криминальном кодексе Швеции предусмотрен штраф за указание на кого-то как на преступника или как «человека, жизнь которого достойна порицания». Если же будет доказано, что распространение такой информации привело к «существенному ущербу» для кого-либо, то виновному грозит до двух лет тюрьмы.
Украинское законодательство в качестве наказания за клевету предусматривает как штрафы, так и тюремное заключение в отдельных особо тяжких случаях. Такие нормы соответствуют нормам большинства стран Европы. В некоторых же государствах наказание значительно суровее — до пяти лет тюрьмы или штрафы более чем на 100 000 евро.
В связи с распространением случаев незаконного вмешательства в деятельность информационных ресурсов (блокирование сайтов органов государственной власти, незаконные действия с государственными информационными реестрами, распространение баз данных, содержащих конфиденциальную информацию и т. д.) , рост угрозы международной киберпреступности Верховная Рада также утвердила наказание за совершение подобных преступлений.
Эти меры были приняты для выполнения положений Конвенции о киберпреступности, которую украинский парламент ратифицировал в 2005 году. Согласно положениям этой конвенции, принявшие ее страны обязаны установить уголовную ответственность за несанкционированный доступ к компьютерным системам, несанкционированный перехват непубличных компьютерных данных, умышленное повреждение, уничтожение, ухудшение, изменение или сокрытие компьютерной информации, а также за препятствование функционированию компьютерных систем.
Наказание за киберпреступления в Украине, предусмотренные новым законом, соответствует нормам, принятым во многих других европейских странах.
Для организации более эффективной борьбы с правонарушениями в Украине вводится обязательное заключение договора между операторами связи и абонентами с возможностью идентификации последних. Стоит отметить, что такие правила вводятся только для абонентов предоплатных тарифов, тогда как пользователи постоплатных тарифов и ранее были обязаны заключать договора с предъявлением паспорта или другого документа, позволяющего идентифицировать абонента. При этом, как и прежде, получить данные об абонентах у обслуживающего их оператора кто-либо сможет лишь по решению суда.
Подобные правила действуют в большинстве стран Европы, где при покупке SIM-карт обязательно предъявлять какой-либо идентификационный документ и заключать договор на обслуживание.
В законодательство было введено понятие «иностранный агент», который описывает организации, действующих по поручению или под контролем заинтересованных лиц из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью. Подобные нормы предусмотрены законодательством ряда стран, например, Франции и США.
Так, в США закон закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в США правительством Франклина Рузвельта в 1938 году накануне Второй мировой войны из опасений проникновения нацистской пропаганды на территорию Соединенных Штатов. Главной его целью было выявить все организации, занимающиеся политической деятельностью, которые при этом финансируются из-за рубежа. Закон, в частности, запрещает распространение «любых информационных материалов […] в интересах […] иностранного принципала» без помещения «на видном месте» заявления о том, что материалы «распространяются агентом от имени иностранного принципала».
Позже благодаря ряду поправок область действия закона была расширена — он требовал выявления не только пропагандистских организаций, но и тех, которые выступают лоббистами иностранных политических и экономических интересов, в том числе и при принятии законов и других нормативных актов.
В Украине все организации, подпадающие под определение иностранного агента, должны в трехмесячный срок зарегистрироваться и выполнять определенные дополнительные обязанности (подавать и публиковать отчеты о своей деятельности, вести отдельный бухгалтерский учет и т. д.).
Установка дополнительного контроля за деятельностью общественных объединений, финансируемых из-за рубежа, необходимо с целью предотвращения скрытого и незаконного вмешательства иностранных субъектов в политическую деятельность в государстве, снижение потенциальных угроз национальной безопасности, недопущения случаев финансирования экстремистских, террористических или иных преступных организаций из иностранных источников.
Как видим, в Европе и Америке действительно довольно давно существуют и успешно практикуются фактически все те резонансные законодательные инициативы, которые были приняты в Украине 16 явнаря. Безусловно, судебно-правовые институты Украины и развитых стран Запада сравнивать попросту неприлично, однако права людей ущемляются не законами, а их исполнителями. А это уже вопрос других категорий. И как раз над этим и следует хорошенько подумать избранникам народа Украины как можно скорее.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.