22 декабря лидеры оппозиции со сцены объявили о создании народного объединения «Майдан». Уже на следующий день де-факто самопровозглашенный Совет НОМа провел первое заседание, а за первую неделю своего существования (пока что вне рамок правового поля) «Майдан» успел обзавестись «сопредседателями», «президиумом», резолюцией, манифестом… Какие цели на самом деле стоят перед организацией, каковы ее перспективы и чем она может помочь своим учредителям в 2015 году?
Каждое народное вече должно быть насыщено качественным информационным поводом, даже если создавать его становится все труднее и труднее. Главной новостью собрания, проведенного 22 декабря, стало создание народного объединения «Майдан», о чем с соответствующим пафосом сообщили лидеры оппозиционных фракций и стремительно ворвавшийся в касту топ-спикеров оппозиции Юрий Луценко.
Любопытно, что Виталий Кличко был первым выступающим из числа оппозиционного бомонда, но ничего о создании НО «Майдан» не сказал — может, коллеги его в свои планы не посвящали?..
Традиционную бессодержательность риторики оппозиционеры разбавили двумя конкретными тезисами: во-первых, озвученная Олегом Тягнибоком цель в 10 миллионов членов и создание полноценной сети областных, районных и первичных организаций – не иначе как слава той партии, которую нельзя называть, не дает покоя?..
Во-вторых, достаточно недвусмысленное заявление Луценко о расширении базы сторонников «Майдана» за счет восточных областей. Какие аргументы подберут для юго-востока – пока непонятно, но сам экс-министр МВД уже успел 28 декабря посетить Харьков и … был облит зеленкой. Чей это почерк — знают уже далеко за пределами Слобожанщины.
Именно в Харькове пройдет и Всеукраинский форум евромайданов 11-12 января, но не совсем понятно, каким образом это может изменить отношение жителей юго-востока к протестующим, их требованиям и их самопровозглашенным лидерам.
По данным социологического исследования Research & Branding Group, лишь 13% жителей восточных областей поддерживают «Евромайдан», тогда как европейский вектор интеграции считают приоритетным 18%. К слову, в целом по Украине также прослеживается аналогичная тенденция — «евроинтеграция» имеет относительно большую поддержку, чем «евромайдан».
Из названия нового объединения корень «евро» загадочным образом исчез, оставив украинцев один на один с новой реинкарнацией бренда «Майдан». Стоит ли говорить, что привлечению новых сторонников на юго-востоке это не способствует…
На этом проблемы с выбором названия не заканчиваются: в сети практически сразу возникло множество саркастичных вариаций на тему получившейся аббревиатуры – ГНОМ, ГМО, ГОМ.
В таком актуальном ныне 2004 году сами оппозиционеры упражнялись в острословии, высмеивая возможное название Юго-Восточной Украинской Республики, о провозглашении которой зашла речь на Северодонецком съезде — теперь объектом насмешек стало их детище. Как говорится, как корабль назовешь…
Впрочем, гораздо большей проблемой является координация работы и контроль над организацией. Сам язык подсказывает, что контролирующий НО «Майдан» де-факто управляет «Майданом», потому особый интерес вызывала процедура образования и первые дни работы центральных органов НОМа.
Процесс «избрания» управляющих органов «Майдана» явно имел гораздо больше общего с традициями КПСС, чем Запорожской Сечи. «Друзі, побратими, є пропозиція… <список>… Хто за? Проти? Утримались? Рішення прийнято». Где и кем создавались все эти списки? Кто принимал решения и какими соображениями руководствовался?..
Первый конфуз возник из-за несоответствия оглашенного со сцены списка Совета «Майдана» опубликованному на сайте «Батькивщини». Затем недоумение даже в среде многих топ-спикеров вызвало учреждение института «сопредседателей» Совета НОМа, которое нивелировало хоть какую-то роль гражданского сектора в принятии решений.
Когда «не прокатило», лидеры оппозиционных фракций и Юрий Луценко сами осудили идею «сопредседательства» — интересно, а откуда же она взялась? — и заменили ее «Президиумом» Совета «Майдана».
«Президентствовать» поручили депутату от «Свободы» Андрею Ильенко (еще один «киевский комендант»…), Сергею Соболеву («Батькивщина»), Валерию Пацкану («УДАР»), Руслане Лыжичко и представителю студенчества Елизавете Щепетильниковой. Еще два место, видимо из-за не увенчавшихся успехом торгов, остались вакантными.
О президенте Ассоциации студенческого самоуправления Украины Елизавете Щепетильниковой известно мало – фактически только одно: ее молодежные тренинги так раздражали Александра Лукашенко, что Щепетильникову объявили персоной нон-грата в Белоруси.
А вот для обещавшей сжечь себя заживо Русланы Лыжичко это уже n-я попытка взойти на политический Олимп. В 2004 году певица была «советником на общественных началах» у премьер-министра Виктора Януковича — правда, в более поздних интервью Руслана утверждала, что ее заставили, было неудобно отказать и так далее.
После «оранжевого Майдана» на выборах 2006 года Руслана получила проходное место в списке «Нашей Украины» и стала одной из «говорящих голов» избирательной кампании. Однако в парламенте Руслана проработала недолго, добровольно отказавшись от мандата и сфокусировавшись на шоу-бизнесе.
Впрочем, в 2010 году певица вдруг становится доверенным лицом кандидата в президенты Юлии Тимошенко во Львовской области. Небольшая пауза в неполных 4 года, и Руслана объявлена «координатором Президиума Совета всеукраинской народной общественной организации «Майдан»». Не об этом ли мечтает каждый нормальный музыкант?..
29 декабря Народное вече утвердило Манифест НО «Майдан», в котором учредители декларируют основные цели и задачи объединения. Среди первоочередных значатся:
Оппозиционеры уже поторопились сравнить НО «Майдан» с польской «Солидарностью» и движением «Саюдис» в Литве. Как и в случае с Запорожской Сечью, пафоса и лести здесь на порядок больше, чем исторической правды: во-первых, та же «Солидарность» выросла из профсоюзного движения, а основу ее социальной базы составляли работники заводов, шахтеры, металлурги – в общем, все те, кого нет на «Майдане; во-вторых, «Солидарность» объединяла диаметрально противоположные политические партии – от католических консерваторов и правых либералов до ультралевых социалистов и анархистов, тогда как «Майдан» в силу своей региональной специфики подобным похвастать не может.
Максимально лаконично обозначим те цели, для достижения которых, по нашему мнению, на самом деле создавался «Майдан»:
Создание НО «Майдан» — достаточно логичный шаг со стороны лидеров оппозиции, думающих о нейтрализации неконтролируемого «гражданского сектора», потенциальной капитализации бренда «Майдан» и его перспективах в контексте 2015 года (с тем, что выборы президента не состоятся раньше, смирились уже и сами оппозиционеры, исключившие соответствующее требование из своего манифеста).
Вот только поспособствовать расширению базы сторонников этот новый формат вряд ли сумеет: для большинства жителей Украины, проживающих в крупных городах Левобережья, лидеры «Майдана» остаются такими же непонятными, чуждыми и неприемлемыми. НО «Майдан» для них — те же лица, только в профиль…
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.