Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Меркель сохраняет пост — корона ЕС в надежных руках

19 декабря 2013, 08:00 3

Как всегда, в самый тяжелый момент истинные друзья приходят на помощь. В день «коронации» Ангелы Меркель ей щедро и бескорыстно помог президент России, снизивший цену на газ для Украины до 268 долл. за тысячу кубов и согласившийся купить на 15 млрд долл. государственных бумаг Киева.

В «ночь перед Рождеством» можно расслабиться

Затянувшаяся почти на три месяца коалиционная эпопея в Германии завершилась. Ангела Меркель в третий раз подряд избрана федеральным канцлером Германии, и теперь в «ночь перед Рождеством» может, наконец, расслабиться. На заседании бундестага ФРГ 17 декабря кандидатуру председателя Христианско-демократического союза (ХДС) поддержали 462 депутата из 631.

Против голосовали 150 депутатов, еще девять — воздержались. Любопытно, что против кандидатуры Меркель проголосовали 32 депутата из партий, входящих в новую правительственную коалицию, — демократия, однако. Еще 10 депутатов от правящих партий не принимали участие в голосовании.

Меркель возглавит правительство «большой коалиции», в которое, наряду с консервативным блоком ХДС/ХСС, вошла также Социал-демократическая партия Германии (СДПГ).

На этот раз Ангеле пришлось непросто. Эйфория ее выдающейся победы на выборах 22 сентября давно исчезла. Поутру выяснилось, что победа соседствует с поражением. Либералы остались за бортом бундестага, и тем самым прежняя черно-желтая коалиция, в сохранение которой до последнего момента верила Меркель, стала достоянием истории.

С другой стороны, ХДС/ХСС, буквально чуть-чуть не добрав до абсолютного большинства в бундестаге, оказался не в состоянии сформировать собственное правительство. Пришлось искать правительственного партнера, причем не при лучших обстоятельствах. Ведь со всеми другими тремя партиями, прошедшими на выборах вбундестаг, христианские демократы находились буквально «на ножах».

В этих условиях формирование «большой коалиции» с социал-демократами рассматривалось в стане ХДС/ХСС как единственный выход из ситуации. С «зелеными» и особенно Левой партией отношения у ХДС/ХСС и вовсе на точке замерзания. Идти же на внеочередные выборы не хотелось, поскольку настроения избирателей часто меняются, — ХДС/ХСС мог потерять часть голосов, а партия Альтернатива для Германии, выступающая против евро, наоборот, прибавить и пройти в бундестаг. В этом случае политической неразберихи стало бы еще больше, а шансов на коалицию – меньше.

Руководство СДПГ, несмотря на провальный для партии опыт большой коалиции 2005–2009 годов, предложению «Матушки» обрадовалось. Для него это стало спасательным кругом после чувствительного поражения на выборах. В результате произошла «слоновья свадьба» — так в ФРГ называют коалицию ХДС/ХСС и СДПГ.

Судьба коалиции и нового правительства окончательно решилась только 15 декабря, когда стало известно о результатах всеобщего опроса рядовых членов СДПГ, которым надо было одобрить или отвергнуть коалицию с ХДС/ ХСС. Лидеры СДПГ пошли на этот беспрецедентный шаг, чтобы получить от партии своего рода индульгенцию, на случай, если работа коалиционного правительства не заладится или же если экономическая ситуация станет ухудшаться и придется принимать то, что называется «непопулярными мерами».

Партийные низы поддержали верхушку СДПГ – почти 76% членов старейшей в Германии партии поддержали вхождение социал-демократов в коалицию с прежними «классовыми противниками».

Социал-демократы не прогадали

В общем и целом социал-демократы не прогадали. Председатель СДПГ Зигмар Габриэль получил пост вице-канцлера и возглавил министерство с новыми расширенными полномочиями – экономики и энергетики. Это самый весомый министерский портфель, поскольку главная внутриполитическая задача ФРГ – перевод экономики страны с традиционной на «зеленую энергетику».

Социал-демократы также возглавили министерства труда; по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи; окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов; юстиции и защиты прав потребителей. Пост государственного министра по вопросам миграции, беженцев и интеграции также достался социал-демократам – женщине турецкого происхождения Айдан Озогуз.

Все ожидали возвращения в кресло главы германской дипломатии руководителя фракции СДПГ в бундестаге Франка-Вальтера Штайнмайера, который был министром иностранных дел в правительстве прошлой «большой коалиции» с 2005 до 2009 года. Оно и состоялось, после чего в Москве вздохнули с некоторым облегчением. Как-никак – это он автор идеи «модернизационного партнерства» между ФРГ и Россией.

Он также настоял в ходе переговоров эсдеков с консерваторами на более обтекаемых и ни к чему не обязывающих формулировках той главы коалиционного соглашения, которая посвящена отношениям с Россией. Теперь Москва может особенно не переживать по поводу пресловутых «прав человека» или «томящихся в путинских застенках пусечек». С другой стороны, не исключено, что давления на Киев также поубавится – и по поводу "майдана", и в связи с ассоциацией.

Во всяком случае хорошо знакомый нашему читателю политолог Александр Рар уже успел заявить, что «возвращение Штайнмайера в МИД открывает большой шанс на нормализацию отношений между Германией и Россией, которые оказались сильно омраченными после принятия бундестагом осенью прошлого года известной резко критической резолюции».

Аналитик берлинского Фонда науки и политики Ханс-Хеннинг Шрёдер тоже говорит, что сближение возможно, чему будет способствовать и лучшая совместимость Штайнмайера с российскими руководителями на личном уровне. Видно, он прав. В Кремле, действительно, кое-кто испытывал дискомфорт, общаясь с представителем сексуальных меньшинств Гидо Вестервелле, занимавшим пост министра иностранных дел ФРГ.

И хотя последнее слово во внешней политике ФРГ всегда остается за канцлером, Меркель придется считаться с позицией социал-демократов. Следовательно, московского взгляда на события и процессы в Украине у Берлина может прибавиться.

Сенсация от консерваторов

Немецкие консерваторы не сумели обойтись без кадровых потерь. Ангела Меркель так и не смогла уговорить остаться на посту руководителя ее канцелярии, которая координирует работу всех немецких министерств, опытнейшего Рональда Пофаллу. Пятидесятичетырехлетний кудесник аппаратных интриг, который всегда разруливал их в пользу канцлера, решил окончательно уйти из политики. Остаток лет он решил посвятить своей новой 32-летней спутнице жизни — адвокату Нине Хебиш.

На место Пофаллы перешел из отданного социал-демократам министерства экологии Петер Альтмайер, который из-за своих организационных талантов слывет мастером на все руки.

Министром финансов остался мудрый и экономный Вольфганг Шойбле. Говорят, если бы все зависело от него одного, греки не то что евро — ни единого цента не получили бы. Также на своем месте руководителя министерства образования и научных исследований осталась Йоханна Ванка.

Сенсацией же в Германии сочли назначение министром обороны Урсулы фон дер Ляйен, ранее отвечавшей за социальную сферу. Она сменила на этом посту Томаса де Мезьера, вернувшегося в МВД. Но главное заключается в том, что она – первая женщина на этом посту в истории ФРГ, а еще — мать семерых детей. Поговаривают, что стареющая «Матушка» готовит ее себе в преемники. Но министерство обороны – это в ФРГ традиционно такое поприще, на котором можно и взлететь, а можно и бесславно уйти. Военное дело у послевоенных немцев, как и Восток, — дело тонкое. Министром здравоохранения в правительстве «большой коалиции» будет бывший генеральный секретарь ХДС Херман Грёэ.

Баварский ХСС в новом правительстве получил три министерских портфеля. Министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих переброшен на сельское хозяйство. Бывший генеральный секретарь ХСС Александр Добриндт возглавил министерство транспорта, в ведение которого теперь входит и громадная цифровая структура ФРГ. Из консервативных деятелей он — новое лицо в правительстве Германии.

Еще один новичок, Герд Мюллер, занявший пост министра по вопросам экономического сотрудничества и развития. Министерство, говорят в Германии, «так себе». Чтобы что-то решить, Мюллеру надо обращаться в министерство экономики и энергетики и в министерство финансов. А там зубры германской политики – Габриэль и Шойбле, считаться с которыми приходится даже Меркель.

Старые проблемы никуда не делись

Новому правительству придется решать старые проблемы и, прежде всего, экономические. После некоторого летнего оптимизма среди экономических аналитиков вновь царит уныние. В третьем квартале прирост ВВП в Германии оказался до смешного скромным – 0,3%, или 1,3% в годовом исчислении. Причем и эти 1,3% не обязательно будут получены. Дело в том, что в сентябре производство уже стало сокращаться. А четвертый квартал начался и вовсе неудачно: в октябре объем промышленного производства в ФРГ снизился на 1,2% по сравнению с сентябрем.

При этом производство в перерабатывающей промышленности сократилось на 1,1%, выпуск средств производства уменьшился на 3%, а потребительских товаров длительного пользования – на 4,5%.

«Немецкая экономика не сумела начать четвертый квартал на достойном уровне. Компании по-прежнему скупятся на инвестиции, что говорит о достаточно осторожном прогнозе инвестиционной активности на ближайшие месяцы», — прокомментировал последние события экономист Commerzbank Ральф Зольвеен. В конечном итоге все упирается в вызванное кризисом падение покупательной способности и в Европе, и в остальном мире. Для немецкой экономики, ориентированной на экспорт, наступили трудные времена.

С другой стороны, основная нагрузка в оказании помощи «проблемным странам» Южной Европы, которая лежит на ФРГ, никуда не делась. Греки, которые за последние годы «освоили» 250 млрд евро помощи, говорят, что устали от красного вина, маслин и козьего сыра. Поэтому срочно требуют 10 млрд евро на икру и масло. Хорошо бы – еще до Нового года. Италия замерла – то ли перед сползанием, то ли перед падением. И в том, и в другом случаях – в пропасть. Теперь вот Франция стала останавливаться. Лондон, как и положено истинному джентльмену, подобных «мелочей» не замечает. Замечать такое «благородному человеку в духе буржуазно-аристократической морали» просто неприлично. Поэтому главным плательщиком по счетам незадачливых членов ЕС продолжает оставаться Берлин.

Говорят, Берлину это выгодно. Если, мол, отказаться от греков и остальных «потребителей», курс евро (или марки) взлетит до таких высот, что Германия ничего не сможет продать за границей. Правда, появились и те, кто настаивает: давно уже пора подсчитать, что все-таки реально выгоднее: иметь высокий курс или оплачивать чужие счета.

Пока дискуссия экономистов продолжается, многие в Германии задумываются: на сколько лет еще хватит пороха в пороховницах. Как следствие, за последний год число евроскептиков в ФРГ увеличилось с 36% до 44%. Интересно, сколько станет их спустя еще один год? Еще хуже с верой в будущее: сегодня только 28% немцев верят, что их дети будут жить лучше, чем они сами.

Истинные друзья приходят на помощь вовремя

Но, как всегда, в самый тяжелый момент истинные друзья приходят на помощь. В день «коронации» Ангелы Меркель ей щедро и бескорыстно помог президент России, снизивший цену на газ для Украины до 268 долл. за тыс. кубов и согласившийся купить на 15 млрд долл. государственных бумаг Киева.

В Украине теперь надолго забудут о 160-миллиардных претензиях к Европе, точнее, к Германии, поскольку все остальные европейцы, исключая «джентльмена» на острове, давно уже живут на «карманные» деньги Берлина. А «Матушка» в этот вдвойне знаменательный для нее день наверняка удовлетворенно произнесла: «О, какой верный друг герр Путин! Снова выручил – теперь я Украине ничего не должна. Можно переходить к грекам и прочим макаронникам».

* * *

Вот и думайте теперь, кого спасал Владимир Путин 17 декабря. Автор уверен: Ангелу Меркель.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях