После «судьбоносного» Вильнюсского саммита евроинтеграционая ситуация на востоке Европы вышла на свой новый этап. Каждая из шести стран-участниц программы «Восточное партнерство» теперь находится в своей уникальной ситуации отношений с ЕС. За четыре года, прошедшие после появления программы, были представлены соглашения, которые могут существенно поменять положение в республиках бывшего Союза. Стоит посмотреть, чего добились европейские дипломаты на пути сближения с Украиной, Молдовой, Беларусью, Грузией, Арменией и Азербайджаном.
Программа «Восточное партнерство» была презентована в 2009 году и должна была вывести из кризиса евроинтеграционную политику Европейского Союза на востоке континента. За два года до этого в ЕС вступили Румыния и Болгария, а в 2008 году Россия успешно провела войну против Грузии. Восток Европы оказался между этими двумя процессами европейской и российской экспансии.
Программа «Восточное партнерство» предложила бывшим советским республикам новую повестку дня. Теперь речь шла о подготовке соглашений о политической ассоциации и зоне свободной торговли вместе с постепенной либерализацией визового режима.
Политическая ассоциация с ЕС была и остается в целом документом «общего» характера, в то время как соглашение о свободной торговле может существенно изменить экономику присоединяющихся стран. Причем последствия этих изменений не всегда можно просчитать.
Либерализация визового режима в этом случае выступала некоторым бонусом, который элиты стран «Восточного партнерства» могли предъявить своим гражданам в качестве отчета за проделанную работу. Так сложилось, что назначенный на конец ноября этого года Вильнюсский саммит стал неким промежуточным итогом «Восточного партнерства», показателем эффективности его работы.
Если кратко напомнить об итогах украинского участия в Вильнюсском саммите, то получается следующая картина. Украина не подписала уже парафированное Соглашение об ассоциации и создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС. Но переговоры по этому поводу будут продолжены.
Судя по заявлениям высшего украинского руководства, страна не отказывается от европейского вектора. Вопрос только в том, что создание зоны свободной торговли может привести к некоторым потерям в торгово-экономических отношениях с Россией. А учитывая объем этих отношений с Россией, можно ожидать проблем для всей украинской экономики. Но сегодняшний Евросоюз не готов компенсировать своим новым друзьям издержки интеграции.
Именно эта неопределенность в дальнейших финансовых вопросах и привела к приостановке процесса европейской интеграции Украины. В ЕС с пониманем отнеслись к такому решению Украины. На днях еврокомиссар по расширению и политике соседства Штефан Фюле и первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов обсудили дальнейшие шаги по евроинтеграции нашей страны.
«Мы договорились, что на основании ясной приверженности Украины подписать Соглашение об ассоциации мы, во-первых, подготовим «дорожную карту» для применения Соглашения об ассоциации; во-вторых, будем способствовать и поддерживать Украину в создании необходимых условий для достижения соглашения с МВФ; в-третьих, использовать существующие двусторонние консультации для изучения всех вопросов, связанных с применением Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли», — сказал Фюле.
Но вернемся к результатам саммита. А что же другие пять участников программы? Каков их итог участия в Вильнюсском саммите и каковы их дальнейшие планы на процесс европейской интеграции?
Сразу хотелось бы развеять сомнения, посеянные некоторыми средствами массовой информации по поводу документов, подписанных на Вильнюсском саммите. Молдова и Грузия, два «лауреата» этого мероприятия, не подписали, а всего лишь парафировали Соглашение об ассоциации с ЕС. Украина это сделала еще в 2012 году. Так что в этом плане никакого особенного прорыва не произошло. Ни один из участников программы «Восточное партнерство» еще не создал ассоциацию с ЕС.
Подписание ассоциации между Молдовой, Грузией и ЕС может состояться в 2014 году. Точная дата пока неизвестна. Кроме того, необходимо учесть, что Литва уже не будет председательствовать в ЕС. В первом полугодии 2014 года во главе Европейского Союза будет Греция. А у этой страны другие любимые темы во внешней политике.
Премьер-министр Греции Антонис Самарас представил на днях в Европейской Комиссии приоритеты Греции как председательствующей страны в Евросоюзе. Среди них он не назвал «Восточного партнерства».
«Среди наших приоритетов будет: создание новых рабочих мест в ЕС; углубление интеграции в ЕС — в частности, Монетарного союза; миграция — особенно нелегальная миграция и управление пограничным контролем; морская политика ЕС и в частности энергетический потенциал морского дна», — сказал Самарас.
Так что перспективы быстрого продолжения евроинтеграционного диалога с Молдовой и Грузией пока остаются неясными.
Не будем забывать, что ту же Молдову и Грузию намного проще сближать с Европой. Это маленькие страны и помощь им несоизмерима с вложениями, которые нужны для европейской модернизации Украины. Размер, количество населения и географическое положение Украины создают серьезные трудности в процессе европейской интеграции страны. И в этом случае Украина стоит особняком, так как остальные участники «Восточного партнерства» гораздо меньшие по населению.
Азербайджан и Европейский Союз подписали на Вильнюсском саммите соглашение об упрощении визового режима. После ратификации этого соглашения Азербайджану необходимо будет подписать двусторонние соглашения с теми странами, которые входят в Шенгенскую зону, но не являются членами ЕС (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн).
В чем заключается упрощение визового режима для азербайджанцев? Бесплатно смогут получать визы граждане, выезжающие за рубеж по линии образования. Также, согласно этому документу, ЕС снизит размер пошлины на визу для граждан Азербайджана с 60 до 35 евро. Соглашение также предполагает введение безвизового режима для владельцев дипломатических паспортов.
Как видим, в этом плане Азербайджан не сильно продвинулся вперед. Украина имеет аналогичный режим со странами ЕС еще с 2008 года, но до сих пор так и не добилась полной отмены виз. Что же касается соглашения о политической ассоциации, то Баку не проявляет интереса к этой теме. Богатая закавказская страна не очень хочет перестраивать свои порядки на европейский манер.
Сосед Азербайджана — Армения — незадолго до Вильнюсского саммита объявила о своем решении вступить в Таможенный союз. Тем не менее Ереван продолжает диалог с Европейским Союзом и по итогам Вильнюсского саммита стороны приняли совместное заявление, в котором обозначены темы дальнейшего сотрудничества.
«Европейский Союз и Армения подтверждают приверженность развивать и укреплять всеобъемлющее сотрудничество в рамках «Восточного партнерства» по всем представляющим взаимный интерес направлениям. Стороны обязуются развивать сотрудничество, направленное на укрепление демократических институтов и реформирование судебной системы, стимулирование прав человека и верховенства закона, эффективное управление, борьбу с коррупцией, укрепление гражданского общества», — говорится в принятом Арменией и Евросоюзом совместном заявлении в рамках саммита.
Как поясняет директор Института Кавказа, армянский политолог Александр Искандарян: «Сотрудничество с ЕС вполне может продолжаться по части финансирования реформ, поскольку работа с Европой в этом плане началась до того, как была запущена программа «Восточное партнерство». Мы вступили в Совет Европы и ОБСЕ достаточно давно».
В целом Армения уходит из возможной сферы влияния ЕС, что вызвано зависимостью страны от российской военной поддержки. Азербайджан сейчас активно перевооружается и в Ереване это стараются учитывать.
Аутсайдер «Восточного партнерства» и крепкий участник Таможенного союза — Беларусь — на Вильнюсском саммите заявила о готовности к переговорам об упрощении визовых процедур. Как считают белорусские эксперты, власть перехватила визовую инициативу, чтобы окончательно не утратить внимание Запада, уставшего от недоговороспособности белорусских политиков.
Переговорный процесс с Минском будет достаточно долгим. Беларуси придется обеспечить своих граждан биометрическими паспортами, подписать с ЕС соглашение о реадмиссии, лучше обустроить пограничные переходы. Но в условиях провала своей «восточной политики» ЕС будет рад хоть какому-то диалогу с белорусской стороной.
Эксперты склоняются к негативной оценке текущих усилий ЕС по сближению со странами Восточной Европы.
«Пять лет «Восточного партнерства» закончились безрезультатно, партнеры не готовы к интеграции. ЕС надо что-то менять, либо увеличивать финансирование проекта, либо изменить стратегию. Возможно, подключить Россию. Не надо игнорировать Евразийский союз, он уже состоялся», — говорит научный директор Германо-Российского форума Александр Рар.
На сегодняшний день у Европейского Союза и стран «Восточного партнерства» парафированы три соглашения об ассоциации. Почти со всеми участниками программы ведется диалог об упрощении визового режима. Хуже всего переговорный процесс обстоит с Беларусью, которая взяла курс на тесное сближение с Россией.
При этом ни с одной из стран проекта так и не создана зона свободной торговли. И нет намеков на возможный безвизовый режим. Ближе всех к «безвизовой» цели подобралась Молдова, но этот вопрос тоже пока обсуждается.
В этой ситуации позиции Украины выглядят не такими уж плохими. Мы находимся в первой «евроинтеграционной» тройке программы «Восточное партнерство». А если учесть размеры государства, то становится понятно, что без Украины «восточная политика» ЕС не имеет смысла.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.