Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Выборы президента в Азербайджане – уроки для Украины

30 октября 2013, 10:00 1

В первой декаде октября 2013 в Азербайджане состоялись президентские выборы, в результате которых Ильхам Алиев был третий раз переизбран на высший в этой стране руководящий пост. Учитывая существование напряженных отношений азербайджанского президента с руководством ряда западноевропейских государств и США, в первую очередь из-за якобы политических преследований оппозиционеров и нелегитимной, по мнению Запада, конституционной реформы, которая позволила Алиеву третий раз переизбираться на пост президента Азербайджана, аналитики группы глобальной разведки Geostrategy экстраполировали азербайджанский пример на политическую карту Украины, где уже началась подготовка к президентской предвыборной кампании 2015.

Алиев и Запад

Семья Алиевых единолично руководит Азербайджаном с момента распада в 1991 году СССР. В 1993 и 1998 годах ныне покойный отец Ильхама, Гейдар Алиев дважды переизбирался на пост главы государства (в период с 1991 по 1993 год он был председателем Верховного Меджлиса Азербайджана).

В 2003 году президентскую эстафету принял сын Ильхам, который продолжил курс отца на развитие энергетического сектора страны, выстраивание стратегических отношений с США и Турцией, а также поиск надежных путей экспорта азербайджанской нефти и газа на мировые рынки. В 2009 году в Азербайджане прошел общенациональный референдум. По его итогам в Конституцию страны были внесены изменения, позволившие отменить ограничения на избрание одного и того же кандидата на пост президента более двух раз.

Заложив в 2009 году механизм третьего переизбрания Ильхама Алиева на президентский пост, Баку подвергся жесткой критике со стороны Брюсселя и Вашингтона, которые увидели в этой инициативе антидемократический, диктаторский характер. Ситуация накалилась еще больше в 2012 году, когда Ильхам Алиев заявил о желании выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах в октябре 2013 года.

ОБСЕ под «Бакинским ударом»

Международное давление на Азербайджан осуществлялось с нескольких точек. Донимало ОБСЕ, которое до начала и во время предвыборной кампании постоянно повторяло о недопустимости существования в стране карманной оппозиции, созданной лишь для того, чтобы никто не обвинил Ильхама Алиева в откровенно диктаторских методах управления.

Ситуация зашла настолько далеко, что, по информации Geostrategy, подчиненные руководителя офиса ОБСЕ в Баку Корея Таргая участвовали в акциях протеста, которые проводила оппозиция накануне президентских выборов (это зафиксировано специальными службами Азербайджана). Такие факты настолько разозлили руководство Азербайджана, что в марте 2013 года Министерство иностранных дел Азербайджана направило в адрес председательствующего в ОБСЕ министра иностранных дел Украины Леонида Кожары письмо, в котором была выражена просьба понизить «Бакинскую миссию ОБСЕ» на «Координатора проекта ОБСЕ». И это при том, что мандат миссии ОБСЕ был согласован буквально в конце 2012 года, а ее бюджет - всего за несколько недель до появления этого письма.

Что давало Азербайджану изменение статуса миссии ОБСЕ? Такое изменение позволило бы значительно сократить персонал представительства ОБСЕ накануне проведения в октябре 2013 президентских выборов, что, по замыслу официального Баку, снижало потенциальные риски получить со стороны ОБСЕ критику по результатам проведения президентских выборов. Подобным шагом Баку имел цель также сделать руководство офиса ОБСЕ в Баку более сдержанным в своих оценках внутриполитических процессов в Азербайджане.

Ситуация была настолько серьезной, что Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер лично обсуждал этот вопрос с президентом Ильхамом Алиевым.

Подобная инициатива официального Баку стала серьезной проблемой в начале председательства Украины в ОБСЕ, поскольку могла поставить под угрозу принятие важных решений в рамках украинского председательства. Согласно существующей процедуре, для принятия решений в рамках ОБСЕ необходимо иметь полный консенсус.

Понимая все имеющиеся риски, в июле этого года Баку с рабочим визитом посетил председательствующий в ОБСЕ Леонид Кожара, который призвал министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова не менять статус представительства ОБСЕ в Баку. В итоге украинской стороне удалось убедить азербайджанских коллег отказаться от такого шага.

Причем решающую роль в урегулировании конфликта сыграл украинский вице-премьер Константин Грищенко, который долгое время возглавлял украинский МИД. Как раз его Виктор Янукович сразу после получения упомянутого письма и возникновения кризисной ситуации в ОБСЕ отправил в Баку «гасить международный пожар» (он лично знаком с азербайджанским министром иностранных дел, поэтому мог договариваться о решении таких чувствительных вопросов). Экс-министр пробыл в Баку ровно два дня - 11 и 12 апреля, и за это время была подготовлена почва для выхода из проблемной ситуации.

Украине были зачислены баллы «международного кризисного менеджмента», что также создало определенные предпосылки для меньшей критики Западом предвыборной кампании и самих президентских выборов в Азербайджане.

Запад признал Алиева

Судя по довольно сдержанным заявлениям Вены (ОБСЕ ), Страсбурга (Совет Европы ), Брюсселя (ЕС) и Вашингтона касательно результатов проведенных в Азербайджане президентских выборов, аналитики группы Geostrategy склонны сделать вывод о том, что Запад выборы в Азербайджане «проглотил».

Однако надо четко понимать, что для получения такого невероятного результата Баку пришлось воплощать невероятно сложные международные комбинации.

Конечно, в ход было пущено энергетическое оружие. За месяц до проведения в Азербайджане президентских выборов европейские энергетические компании Shell, Bulgargaz, Gas Natural Fenosa, DEPA, E.ON, GDF Suez, HERA Trading, Axp , Enel подписали контракты на поставку азербайджанского газа, основные объемы которого получат Италия, Греция и Болгария. Срок действия контрактов - 25 лет.

Объемы газа составят около 10 млрд. м3 в год с возможным увеличением до 20 млрд. м3. Место добычи - нефтегазовое месторождение Шах-Дениз, потенциальные залежи которого оцениваются около 1,2 трлн. м3 газа.

Для глубокой проработки ситуации также были привлечены США. Именно в Нью-Йорке 26 сентября, менее чем за месяц до проведения президентских выборов, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров принял участие в работе Каспийского форума. На нем было подробно рассказано не только о намерениях Азербайджана сыграть на понижении зависимости Европы от «Газпрома», но и о строительстве стратегически важной железной дороги, которая должна объединить Азербайджан, Грузию и Турцию.

Азербайджанцы выразили благодарность американцам за помощь, оказанную в реализации этих амбициозных геополитических проектов. Кроме того Мамедьяров привез из Нью-Йорка позитивный неофициальный политический сигнал о том, что Вашингтон покритикует Ильхама Алиева, но без проблем признает его единственным легитимным президентом Азербайджана.

Роль России в кавказских процессах

Азербайджан прекрасно понимает, что его дальнейшее развитие зависит от трех центров силы: России, Турции и Ирана. Поэтому в качестве своеобразного политического балансом Баку всегда использует Вашингтон и Брюссель, которые помогают азербайджанскому лидеру удерживать ситуацию под контролем. Очевидно, что на нынешнем этапе ломать эту видимую стабильность не хочет ни одна из сторон. Именно поэтому выборы в Азербайджане прошли в общем-то спокойно.

Хотя ради справедливости отметим, что каждый из центров силы старается аккуратно расшатывать внутреннюю ситуацию в Азербайджане. Так, Иран активно финансирует радикальные мусульманские движения в Азербайджане, которые в будущем могут подорвать стабильность в этой стране. Россия, втягивая Армению в сферу влияния Таможенного союза, подбивает еще один клин под азербайджанскую государственность. Кстати, интересно, что в августе этого года президент России Владимир Путин приехал в Баку с визитом не на самолете, а на военном корабле, который припарковался на Бакинской пристани. Что было прочитано как сигнал того, что Россия не собирается ни при каких обстоятельствах уходить из важного региона.

Довольно ограниченное влияние России на ход президентской кампании в Азербайджане объясняется также необходимостью поддержания хороших отношений с Баку. Россия достаточно уязвима на кавказском направлении, поэтому она заинтересована в том, чтобы поддерживать какое-то равновесие на Южном Кавказе. В этом плане ей необходимо развивать отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией, чтобы удерживать ситуацию на южных границах под контролем.

Почему Украине будет трудно повторить пример Азербайджана?

Кроме энергетического фактора, были и другие, которые сделали Запад спокойным и терпеливым к выборам в Азербайджане. Внутренняя экономическая и политическая ситуация в этом кавказском государстве остается достаточно стабильной и прогнозируемой. Что так же подтолкнуло страны Запада к мысли о необходимости признания легитимности проведенных выборов.

Именно набор этих неоспоримых факторов убедили и Брюссель, и Вашингтон в безальтернативности пребывания Ильхама Алиева на посту президента Азербайджана еще пять лет. Таким образом, Запад практически без боя согласился с тем, что Ильхам Алиев является в третий раз законно избранным президентом. 84% голосов, набранных действующим азербайджанским президентом, четко указали на то, что он является единственным легитимно избранным президентом. Потому любые фальсификации выборов, если бы они и имели место в день голосования, не смогли бы обеспечить для Ильхама Алиева 84% поддержки избирателей. Поэтому и Вашингтону, и Брюсселю не оставалось ничего другого, как позвонить в Баку и поздравить переизбранного президента с уверенной победой.

Для Януковича президентские выборы в 2015 году будут самыми тяжелыми за всю его политическую карьеру. И, как и в 2004 году, их успех во многом будет зависеть от того, насколько Западная Европа и США будут готовы увидеть в лице украинского президента общенационального лидера. Он должен быть готов вести одну из крупнейших в Европе стран путем стабильного и демократического развития. Лидера, которого поддержит большинство украинских избирателей. Одним словом, увидит в нем своеобразного модернизированного Ильхама Алиева, только в украинском, или даже европейском контексте.

А для этого Виктору Януковичу надо сделать немного - получить преимущество по результатам подсчета голосов не в пределах статической погрешности (как в 2010 году), а оторваться от своего оппозиционного соперника, кем бы он ни был, минимум процентов на пятнадцать. Вот тогда результаты голосования ни у кого не вызовут сомнения.

Добиться таких результатов будет крайне трудно, но возможно. Этому, в частности, будет способствовать, факт подписания в ноябре этого года между Украиной и ЕС долгожданного Соглашения об ассоциации. Но что более важно, команде гаранта уже сегодня необходимо начать формирование стратегии участия Януковича в президентской кампании. В этой стратегии важное место должно быть отведено поиску своеобразных «политических и экономических зацепок», которые затронут Запад, заинтересуют его в том, что сотрудничество с Януковичем после 2015 года - дело выгодное как западному капиталу, так и украинским гражданам, которые хотят быть ближе в ЕС.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях