За последние дни достаточно много было сказано о событии, произошедшем в четверг — выходе Постановления Кабмина о приостановке евроинтеграции и последовавшем за этим заявлением президента Виктора Януковича. Многие комментаторы и политики сорвались на грубости и оскорбления в адрес правительства и главы государства, но давайте отставим эмоции в сторону и попробуем проанализировать то, что произошло объективно.
В четверг, 21 ноября, Правительство Украины приняло постановление «О приостановлении процесса подготовки к заключению Соглашения об ассоциации с ЕС». Оппозиция сразу же обвинила власть и Кабмин в предательстве, пообещала импичмент президенту и отставку правительства, при этом не дослушав мэссидж главы правительства до конца. Практически сразу после обнародования постановления Николай Азаров заявил, что решение правительства носит тактический характер с учетом экономической ситуации, несмотря на это, стратегический курс Украины на евроинтеграцию остается неизменным.
Стоит отметить, что множество ученых и экспертов приветствуют решение Кабмина «нажать на паузу» и детально проанализировать все риски для экономики и национальной безопасности Украины. К тому же перенос сроков подписания Соглашения об ассоциации с ЕС даст возможность Украине «выдержать удар» и повысить конкурентоспособность наших товаров, чтобы в дальнейшем минимизировать риски от приобретения ассоциированного членства в Евросоюзе, считает политолог Кость Бондаренко. По его словам, говорить о том, что мы отказались от евроинтеграции, похоронили евроинтеграцию, преждевременно. «У нас в законодательстве определено, что мы идем на сближение с ЕС, не прерывая отношения с нашим основным партнером — Россией», — отмечает эксперт.
Услышав и поняв украинскую власть, в Европе сказали, что «дверь для Украины не закрыта». И это было официальное заявление еврокомиссара Штефана Фюле, а не политика какой-то отдельно взятой страны. Украинские эксперты также понимают, что Европа не станет так просто отворачиваться от Украины.
«Украина – большая страна. Не будет Европа говорить: «раз так — мы обиделись и больше к нам не ходите» это вообще невозможно», — говорит политолог Михаил Погребинский.
Общественный резонанс, вызванный решением правительства, конечно же, понять можно: почти два года украинские власти целенаправленно и последовательно придерживались европейского вектора, старательно рисовали в умах населения картины европейского достатка с одной стороны, и нависающей российской угрозы – с другой. Естественно, такая внезапная остановка серьезно встряхнула общество: люди боятся, что страна даст задний ход и променяет дружбу с Западом на ключ от российской границы.
То, с какой активностью, часть населения страны начала выступать против действий кабинета Азарова также совершенно не удивляет: очевидно, что идея тесного общения с Россией народу не нравится и не считаться с этим власть просто не может. Впрочем, равно как и совершать рискованные эксперименты, которым, безусловно, является крен украинского корабля в европейскую сторону. Заплыть в европейскую бухту на равных правах крейсер «Украина» на сегодняшний день не может: структура и принципы отечественного производства, как и сама экономическая система нашей страны, имеет целый ряд существенных отличий от европейской, что отнюдь не является каким-то откровением, это было известно всегда.
Мотивы Брюсселя по приближению Украины лежат скорее в политической плоскости, ведь времена нынче не очень подходящие для разнообразных экспериментов в плане бездумного расширения Евросоюза. Рецессия не обошла стороной и европейские страны, а о проблемных государствах внутри европейского сообщества уже ходят легенды, ведь на их спасение лидеры Европы безрезультатно выделили уже около триллиона евро.
Все это на фоне того, что совокупный ВВП стран объединенной Европы демонстрирует пока негативную динамику, второй год подряд сокращаясь на в принципе несущественные, но все же ощутимые 0,2-0,3%. Что уж говорить о состоянии старушки Европы, если даже признанный монстр мировой экономики и безапелляционный лидер еврозоны Германия в 2013 году рассчитывает на экономический рост не более 0,4%. В то же время в 2014 году Европа ожидает оживления своей экономики, и соответственно темпов роста ВВП на уровне 1,1%, однако европейские аналитики не спешат констатировать выздоровление европейского организма.
Так что впустить на порог своего дома новую страну Брюссель в принципе очень даже не против, но о том, как широкой спине украинца протиснуться в довольно-таки узкие дверные проемы европейской экономики, нам советуют подумать самостоятельно.
Все преимущества, которые несет для Украины сближение с ЕС, имеют, как минимум, среднесрочную перспективу. Среди главных плюсов европеизации Украины назывались повышение конкурентоспособности украинских товаров из-за внедрения довольно высоких европейских стандартов, существенное улучшение инвестклимата в стране и увеличение объемов европейских инвестиций в отечественную экономику. Все это вещи совершенно неопределенные и, естественно, трудно и долго реализуемые.
Инвестпроекты за один день не создаются, настоящие потоки денег потекут в Украину, только после нескольких успешных вливаний в нашу экономику, так что об этом можно говорить только в среднесрочном периоде. Что касается европейских стандартов производства, то это вообще тяжелейшее испытание для наших предприятий, которые по большому счету функционируют еще по старым советским во многом экстенсивным принципам. Внедрение евростандартов для нашего производства будет настоящим шоком, пережить который без существенных потерь удастся далеко не всем.
Ситуация же в украинском экономическом здоровье также пока отнюдь не радует: темпы роста ВВП сократились с 4,1% в 2010 году до 0,2% в 2012, ухудшается общее состояние отраслей промышленности, сокращаются объемы производства многих наименований промышленной продукции.
В то же время, по экспертным оценкам, из-за возможного разрыва отношений с Российской Федерацией и странами Таможенного союза, в результате ухудшения торгово-экономического сотрудничества и прекращения реализации совместных проектов, Украина потеряет более 40 млрд долл. Учитывая, что это четвертая часть украинского ВВП, идти на такие потери по меньшей мере неразумно, если, конечно Европа не обеспечит нам должного компенсационного механизма, чего сейчас от наших западных партнеров в силу причин экономического характера ждать не стоит.
Подтверждая эту мысль, немецкий политолог Александр Рар в эксклюзивном комментарии для Inpress.ua отметил, что Европейский союз возможно и хотел бы помочь Украине адаптироваться в новых условиях, но, увы, у Брюсселя сейчас банально нет на это денег.
«Позиция Запада была такова, что главная помощь для Украины будет заключаться в моральной и технической поддержке, но никак не в материальной. В Киев Европа послала бы своих специалистов, более широко открыла бы некоторые сегменты своих рынков. Однако речи о том, чтобы подсобить развитию украинской экономики деньгами никогда не было», — отметил Рар.
Вместе с тем немецкий специалист акцентирует внимание на том, что в ЕС приближение Украины к ЕС уже само по себе считается громадным благоволением со стороны Брюсселя, с чем в принципе поспорить невозможно.
Однако вместе с тем в Европе не особо учитывают, что нашей стране на подготовку экономики к европейским реалиям требуется 160 млрд евро. Где их взять — остается нашей проблемой, равно как и существенные финансово-производственные потери, которые, естественно, неизбежны.
Как заметил экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, утверждать, что никто не пострадает от евроинтеграции, и в этом плане нет совершенно никаких проблем, абсолютно бессмысленно.
«Действительно, есть определенные производства, определенные отрасли, которые на сегодняшний день не могут конкурировать на европейском рынке, а в то же время российский рынок, на котором они присутствовали, для них может закрываться», — отметил эксперт. По его словам, и ЕС и РФ являются чрезвычайно важными торговыми партнерами Украины, как по экспорту, так и по импорту. Так что развивать или как минимум не ослаблять торговые отношения с ними для нас, особенно в нынешней ситуации, крайне желательно.
Пожалуй, единственный момент, который мог бы существенно сократить и компенсировать все риски, которые открываются перед Украиной на европейских рынках — это масштабная финансовая помощь со стороны Европы, в чем сегодня наша страна нуждается крайне остро. Не зря многие специалисты отмечали, что подписание ассоциации с ЕС исключительно благотворным образом скажется на отношениях Украины с Международным валютным фондом, который, как ожидалось, пойдет на смягчение своих условий.
Однако МВФ, несмотря на все евроинтеграционные подвижки нашей страны, последовательно продолжал диктовать нашей стране довольно таки жесткие условия, среди которых главным являлось 40-процентное повышение тарифов на коммунальные услуги для украинского населения и заморозка социальных выплат.
Плюсуя все это вместе, мы видим картину, которая является во всех отношениях невыгодной для Украины в целом и для украинских властей в частности.
Поэтому главный вопрос состоит в том, стоит ли нам именно сейчас пытаться пробиться в эту дверь, где, глядя на нас, всегда видят за нашей спиной Россию? На сегодняшний момент речь идет о цивилизационном выборе страны — вещи крайне глобальной и определяющей, однако, по большому счету, не требующей немедленного подписания каких либо договоров любой ценой.
Естественно, ни в коем случае речь не может идти о том, что Украина не должна сближаться с Европой. Это, безусловно, крайне важно для нашей страны, если мы вообще хотим жить в цивилизованном и развитом государстве, а не в бесформенном осколке Советского Союза.
Однако вряд ли врачи рекомендуют больному туберкулезом в самый разгар болезни, когда легкие пациента крайне уязвимы, пытаться вылечиться путем участия в Брюссельском марафоне или же подъемом на Монблан. Для нашей страны сегодня лучше было бы заняться внутренними проблемами, чтобы хоть немного окрепнуть в физическом (читай экономическом) плане, а уже после идти на штурм западной границы.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.