События последней недели в полной мере обнажили политический голод украинцев. Очевидным стал тот факт, что оппозиционные лидеры, в первую очередь Арсений Яценюк и Виталий Кличко, не могут найти место на политическом поле, которое позволило бы им превратиться из атрибутов протестного движения в его менеджеров.
Кличко по какой-то причине не появился в момент провокационного штурма здания Администрации Президента перед митингующими на улице Банковой 1 декабря, хотя именно он, несомненно, является авторитетом для горячих голов, атакующих отряды «Беркута».
Вместо Виталия Владимировича перед Администрацией Президента позицию спикеров-медиаторов выполняли Олег Тягнибок, Петр Порошенко и Анатолий Гриценко.
В принципе, серьезные ошибки в позиционировании были допущены и Арсением Яценюком: почему он не остался вместе с митингующими студентами ночью 30 ноября на Майдане?
Вечером в пятницу 29 ноября в подавляющем большинстве СМИ наравне с темой безуспешно прошедшего для Украины Вильнюсского саммита обсуждалась еще и высокая вероятность силового разгона митингующих на Майдане. Информация была общедоступной, а вот серьезных выводов из нее никто не сделал или не захотел сделать.
Этими очевидными ошибками в публичном позиционировании Арсения Петровича и Виталия Владимировича пользуются их оппозиционные коллеги. И в этом нет ничего удивительного: «перетягивание каната» и «работа локтями» в президентской кампании 2015 года, которая уже идет полным ходом, только начинается.
Команда нынешнего Президента, кстати, тоже в этом контексте особыми успехами похвалиться не может. Из ее состава, на сегодняшний день, уже вышли несколько публичных политиков второй лиги (Инна Богословская, Давид Жвания, Николай Рудьковский), а по поводу лояльности остальных в будущем могут возникнуть серьезные сомнения (например, это касается депутатов, лояльных к Сергею Тигипко).
Ближайшие несколько недель будут звездным часом именно для политиков «второй ступени»: создавать информационные поводы можно буквально из воздуха, что позволит укрепить свой авторитет и повысить узнаваемость среди активных участников и сочувствующих «Евромайдану».
Наша цель заключается в том, чтобы выяснить: кто из плеяды политических лидеров в Украине, которые сейчас активно рекламируется на теме «Евромайдана», сможет капитализировать свой публичный потенциал в 2015 году?
«Евромайдан» не является стандартной акцией протеста, проведенной оппозицией. Уровень самоорганизации населения, активистского альтруизма и благородной ненависти к силовым органам настолько высок, что оппозиции довольно сложно справиться со своими организаторскими и лидерскими функциями.
«Евромайдан» плохо поддается дрессировке, плохо выполняет команды, да и вообще трудно управлять митингующими, которых не сгоняли за деньги на площадь, которые вышли отстаивать своё достоинство и убеждения.
Формат взаимоотношений между «полем» (митингующими) и оппозиционными силами уже долгое время до обсуждаемых событий 2013 года выстраивался вокруг неписаного договора купли-продажи. Хотя, конечно же, это относится и к власти.
Украинские политики, в своем большинстве, не имеют навыков общения с большим количеством искренне протестующих граждан, а это, в конечном итоге, и приводит к тому, что представители «второй лиги» удачнее рекламируются на предреволюционной обстановке в стране, чем их более рейтинговые коллеги.
Они не боятся идти в народ, они готовы рискнуть, чтобы увеличить свой авторитет.
Так вот, основной фильтр оппозиции, который отделил «политиков экрана» от «политиков площади» находился на улице Банковой во время штурма здания Администрации Президента. Об этом упоминалось ранее.
Все дело в том, что ни Арсений Яценюк, ни Виталий Кличко не рискуют участвовать в мероприятиях, которые не режиссируются их технологами и агитаторами. Одно дело лезть по спинам милиционеров под Киевсоветом, когда сзади тебя прикрывает проплаченный митинг и охрана, другое дело — оказаться в центре силового конфликта в абсолютном меньшинстве.
В данном контексте становится очевидным тот факт, что политики, идущие на рожон, хотят в дальнейшем попасть в основной пул спикеров во время президентской кампании 2015 года. Это даст им возможность постоянно работать со СМИ и повысить свою электоральную стоимость, чтобы уже после выборов перевести этот публичный ресурс в административный капитал.
Учитывая тот факт, что основной конфликт за статус согласованного кандидата от оппозиции сейчас происходит между Арсением Петровичем и Виталием Владимировичем, с высокой долей вероятности можно предположить, что все остальные мощные оппозиционные деятели будут пытаться увеличивать свою значимость и для первого, и для второго политика.
Так, Олег Тягнибок, принимая во внимание то, что он руководит небольшой парламентской фракцией, скорее всего, не будет охотиться за министерским портфелем. Его цель — оставаться на максимально публичной и независимой позиции. Именно по этой причине его ближайшей целью является кресло спикера Верховного Совета Украины.
Петр Порошенко, учитывая бедность проекта УДАР и ВО «Батькивщина» на харизматичных хозяйственников-экономистов, целится на премьерское кресло.
Что касается Анатолия Гриценко, то, скорее всего, он будет добиваться должности не ниже министра, а точнее не ниже Министра обороны Украины.
С аналогичным планом, но по другому министерству, на Майдане активно работает Юрий Луценко.
В общем, можно признать, что на фоне евроитеграционного контекста в Украине, впервые так ощутимо проявившегося в столице, политики пытаются выстроить мосты во власть, которые они хотят реализовать уже после марта 2015 года, в случае победы на выборах представителя оппозиции.
После разгона митингующих ночью 30 ноября часть депутатов, которые находились в орбите Партии регионов, заявили в той или иной форме о прекращении сотрудничества с «бело-голубыми».
Самой активной из этой плеяды политиков является Инна Богословская. Именно ее выход из Партии регионов и фракции регионалов в парламенте дал повод думать о том, что Дмитрий Фирташ начал «жечь мосты» с командой Виктора Януковича. Естественно, те, кто так подумал, оказались совершенно неправы.
В действительности выход из фракции Партии регионов Давида Жвании, Инны Богословской, Владимира Мельниченко и Николая Рудьковского значит многое, но не то, что основные олигархи в Украине отказались от услуг регионалов и пошли на открытый конфликт с властью.
Скорее, есть смысл говорить о том, что в Украине наступила новая фаза подготовки к президентским выборам 2015 года. Выход Богословской из фракции Партии регионов лишь указывает на тот факт, что она будет участвовать в кампании 2015 года и для этого, скорее всего, она уже нашла необходимые средства.
Остальные вышедшие депутаты также сейчас решили заняться подготовкой плацдарма для смены власти и упрочнения своих позиций в 2015 году. Давид Жвания, например, увел из орбиты влияния ПР «своего» депутата Виталия Немилостивого (он голосовал за отставку правительства 3 декабря, хотя до этого поддерживал парламентское большинство).
Таким образом, можно предположить, что в парламенте идет процесс брожения, который в момент кризиса легитимности Виктора Януковича сможет переформатировать конституционный строй в Украине таким образом, чтобы уменьшить влияние президентской вертикали власти.
Настоящий фильтр власти, с позиции лояльности, был реализован 3 декабря — во время голосования в Верховном Совете Украины за постановление № 3692 (роспуск правительства). Голосование «вышедших» было далеко не монолитным:
Эти данные довольно красноречиво демонстрируют тот факт, что голосование за отставку правительства не воспринимали всерьез все, кроме Инны Германовны, которая фактически с него и начала свою очередную президентскую кампанию.
Из всего вышеизложенного можно сделать один безошибочный вывод: украинский парламент стремится к наращиванию своих политических активов. Дело в том, что постоянное принижение статуса народных депутатов (например, лишение мандата при помощи Высшего административного суда) постепенно создает недовольство и раздражение у парламентариев.
Стоит отметить, что это недовольство прогрессирует и в оппозиции, и в команде власти. Депутатов можно понять: их гарантированный статус неприкосновенных народных избранников уничтожается благодаря чиновникам, назначаемым непосредственно президентом Украины.
Поэтому не стоит удивляться тому, что накануне президентских выборов 2015 года самым актуальным вопросом будет сохранение фракции Партии регионов от раскола. Верховный Совет Украины после событий 30 ноября фактически вышел на тропу войны. Это война между двумя институтами: президента и парламента, в которой главную роль могут сыграть политики «второй лиги».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.