Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украина в зеркале СНГ — мифы и реальность

25 июня 2013, 14:00 0

Вот уже более двадцати лет как на карте мира вместо Союза свободных республик существует Содружество независимых государств. Несмотря на схожесть названий и список участников, между этими двумя названиями — огромная разница.

Экономический портрет

СНГ является межгосударственным региональным объединением, обладающим уникальным ресурсным потенциалом.
На долю СНГ приходится 16,4% мировой территории, 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель.

Несмотря на такие природные богатства, в системе мировой экономики страны СНГ занимают куда более скромные позиции.

К примеру, суммарный экономический потенциал стран СНГ составляет немногим более 3% от мирового, и только 3,6% общемирового экспорта приходится на страны СНГ. При этом более половины этого экспорта осуществляется за счет продукции с низкой добавленной стоимостью, минерального топлива и сырья.

Роль и место Украины

Украина, будучи одним из государств-основателей СНГ, так и не стала полноправным членом Содружества, поскольку не ратифицировала Устав СНГ. Однако наше государство является активным участником Содружества и во многом влияет на его дальнейшее развитие.


В качестве примера можно привести недавнее подписание Соглашения о зоне свободной торговли между странами СНГ. Напомним, что Украина последовательно на протяжении более 10 лет отстаивала необходимость заключения подобного соглашения.

В экономическом плане Украина является вторым по численности населения государством СНГ и третьим по размерам ВВП.

Наша страна производит более 10% промышленной и более 15% сельскохозяйственной продукции Содружества.

Так, за одиннадцать лет (с 2000 по 2011 год) общий валовый внутренний продукт государств Содружества увеличился на 76%. Украина продемонстрировала более скромные показатели (+60%). Но в целом ее динамика соответствует усредненному показателю по СНГ.

Похожую картину можно наблюдать, анализируя показатели промышленного производства и сельского хозяйства.

Так, если в Украине за 11 лет рост промышленного производства составил 66%, а сельхозпродукции — 55%, то в целом по СНГ эти показатели равны 64% и 57% соответственно.

В значительной мере на динамику ВВП и промышленного производства оказал влияние мировой экономический кризис 2008-2009 гг. Характерно, что из всех государств СНГ Украина оказалась наиболее подвержена его влиянию.

Развитие производства и торговли способствовало увеличению грузопотоков.

Интересно отметить следующую особенность. Если для СНГ в целом показатели индекса грузоперевозок практически соответствуют показателям ВВП, то для Украины наблюдается несколько иная тенденция.

А именно рост индекса грузоперевозок (+39%) происходит более медленными темпами, чем рост ВВП (+60%), а также чем темпы роста производства промышленной и сельхозпродукции.

Это означает, что в структуре стоимости украинских товаров доля транспортной составляющей уменьшается, что (теоретически) делает эти товары более конкурентоспособными.

С другой же стороны, замедленное развитие объемов грузоперевозок свидетельствует о крайне недостаточной степени использования Украиной своего транзитного потенциала, полная реализация которого возможна лишь при дальнейшей поступательной интеграции в транспортную систему СНГ (и в первую очередь — стран Таможенного союза).

СНГ и Украина: мифы с разоблачением

Традиционно, когда речь заходит о месте СНГ в системе внешнеэкономической политики Украины, наши чиновники любят утверждать, что страны СНГ это чуть ли не единственные рынки сбыта для высокотехнологичной продукции украинского производства.

Ну, во-первых, если эта продукция действительно высокотехнологичная, то почему бы ее не продавать, например, даже и в Японию?

А во-вторых, давайте разберемся, действительно ли это так.

В 2011 году Украина экспортировала товаров на сумму 68 млрд 394 млн долл. США. Из них 26 млрд 177 млн (т. е. 38% от общего экспорта) – в страны СНГ.

При этом более половины украинского экспорта в страны Содружества приходится на черные металлы и изделия из них, а также на сельскохозяйственную продукцию, минералы, нефтепродукты, органическую и неорганическую химию.

На долю же экспорта таких товаров, как машины, электрооборудование, локомотивы, суммарно приходится около 7,5 млрд долл. США. То есть технологическая продукция составляет менее трети нашего экспорта в страны СНГ.

А если мы сравним статистику производства товаров с высокой добавочной стоимостью в Украине и в других государствах СНГ, то увидим, что, скорее, именно наша страна является рынком сбыта высокотехнологичных товаров для наших партнеров по Содружеству.

Восток-Запад

Несмотря на то, что перед всеми членами Содружества стоят схожие задачи, как-то:

повышение конкурентоспособности национальных экономик;

уменьшение уровня энерго- и материалоемкости производства;

модернизация основных фондов, в первую очередь в базовых отраслях экономики;

— страны-участники СНГ демонстрируют разные подходы к их решению.

Так, Россия, Беларусь и Казахстан решили пойти по пути более глубокой взаимной интеграции. Создание Таможенного Союза и Единого экономического пространства имеет целью формирование единого рынка. А поскольку единый рынок требует единого управления, то эти страны уже делегировали значительную часть своих полномочий наднациональному органу — Евразийской экономической комиссии.

Украина же и Молдова (по крайней мере на словах) видят свое будущее в Европейском Союзе. В настоящее время обе эти страны близки к заключению с ЕС новых договорных отношений, построенных на принципах политической ассоциации и экономической интеграции.

В частности, это предполагает создание с Европейским Союзом зоны свободной торговли, охватывающей не только движение товаров, но и услуг, а также капиталов. Кроме того, это предполагает существенную модернизацию национального законодательства во многих сферах деятельности (таких как энергетика, транспорт, экология, техническое регулирование, стандартизация и многое другое) с целью приведения их к европейским стандартам.

Кроме того, ведется работа по упрощению и дальнейшей отмене визового режима.

Что же дальше?

С учетом достаточно разновекторных тенденций, которые демонстрируют участники Содружества, может показаться, что СНГ уже утратило свое значение, однако на самом деле это далеко не так.

Роль и место государств-участников СНГ в мировой экономике диктуют необходимость совместного решения проблемы экономического роста. Промышленный потенциал государств-участников СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта.

В этом контексте упомянутые нами выше различные модели интеграции Украины и государств-участников Таможенного союза могут на самом деле оказаться значительным преимуществом. С одной стороны, это позволит развивать кооперационные связи, а с другой — даст возможность расширить рынки сбыта для продукции, произведенной в рамках этого взаимодействия.

Это позволит реализовать и расширить конкурентные преимущества, которыми обладает каждое из государств-участников СНГ. Прежде всего, речь может идти о таких отраслях, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов.

Другим важным направлением сотрудничества может оказаться сфера предоставления услуг. Заметим, что в структуре валовой добавочной стоимости СНГ именно сфера услуг занимает более 57% (для Украины и России этот показатель превышает 58%). Для сравнения, доля промышленного производства составляет 31%, а сельского хозяйства — всего 5%.

Напомним, что в этом году страны СНГ приступили-таки к обсуждению создания зоны свободной торговли услугами.

Под лежачий камень вода не течет

Как видим, для Украины (а значит, и для украинцев) сотрудничество со странами СНГ может принести значительные экономические выгоды.

Для того чтобы реализовать эти гипотетические возможности, Украине необходимо разработать стратегию сотрудничества с СНГ. Для этого нужно иметь четкое представление, чего мы хотим получить от наших партнеров по содружеству, что можем предложить взамен, где наши интересы совпадают и что необходимо сделать для совместной реализации этих интересов.

К сожалению, сегодня Украина подобной стратегии не имеет, во всяком случае об этом говорит анализ действующих программных документов в сфере внешней торговли и международной политики, а также крайне противоречивых заявлений руководства страны.

В 2014 году Украина, по всей видимости, будет председательствовать в СНГ. Это отличный шанс, чтобы предложить государствам-участникам Содружества некую «Украинскую повестку дня».

Остается самая малость — разработать ее...

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях