Вот уже более двадцати лет как на карте мира вместо Союза свободных республик существует Содружество независимых государств. Несмотря на схожесть названий и список участников, между этими двумя названиями — огромная разница.
СНГ является межгосударственным региональным объединением, обладающим уникальным ресурсным потенциалом.
На долю СНГ приходится 16,4% мировой территории, 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель.
Несмотря на такие природные богатства, в системе мировой экономики страны СНГ занимают куда более скромные позиции.
К примеру, суммарный экономический потенциал стран СНГ составляет немногим более 3% от мирового, и только 3,6% общемирового экспорта приходится на страны СНГ. При этом более половины этого экспорта осуществляется за счет продукции с низкой добавленной стоимостью, минерального топлива и сырья.
Украина, будучи одним из государств-основателей СНГ, так и не стала полноправным членом Содружества, поскольку не ратифицировала Устав СНГ. Однако наше государство является активным участником Содружества и во многом влияет на его дальнейшее развитие.
В качестве примера можно привести недавнее подписание Соглашения о зоне свободной торговли между странами СНГ. Напомним, что Украина последовательно на протяжении более 10 лет отстаивала необходимость заключения подобного соглашения.
В экономическом плане Украина является вторым по численности населения государством СНГ и третьим по размерам ВВП.
Наша страна производит более 10% промышленной и более 15% сельскохозяйственной продукции Содружества.
Так, за одиннадцать лет (с 2000 по 2011 год) общий валовый внутренний продукт государств Содружества увеличился на 76%. Украина продемонстрировала более скромные показатели (+60%). Но в целом ее динамика соответствует усредненному показателю по СНГ.
Похожую картину можно наблюдать, анализируя показатели промышленного производства и сельского хозяйства.
Так, если в Украине за 11 лет рост промышленного производства составил 66%, а сельхозпродукции — 55%, то в целом по СНГ эти показатели равны 64% и 57% соответственно.
В значительной мере на динамику ВВП и промышленного производства оказал влияние мировой экономический кризис 2008-2009 гг. Характерно, что из всех государств СНГ Украина оказалась наиболее подвержена его влиянию.
Развитие производства и торговли способствовало увеличению грузопотоков.
Интересно отметить следующую особенность. Если для СНГ в целом показатели индекса грузоперевозок практически соответствуют показателям ВВП, то для Украины наблюдается несколько иная тенденция.
А именно рост индекса грузоперевозок (+39%) происходит более медленными темпами, чем рост ВВП (+60%), а также чем темпы роста производства промышленной и сельхозпродукции.
Это означает, что в структуре стоимости украинских товаров доля транспортной составляющей уменьшается, что (теоретически) делает эти товары более конкурентоспособными.
С другой же стороны, замедленное развитие объемов грузоперевозок свидетельствует о крайне недостаточной степени использования Украиной своего транзитного потенциала, полная реализация которого возможна лишь при дальнейшей поступательной интеграции в транспортную систему СНГ (и в первую очередь — стран Таможенного союза).
Традиционно, когда речь заходит о месте СНГ в системе внешнеэкономической политики Украины, наши чиновники любят утверждать, что страны СНГ это чуть ли не единственные рынки сбыта для высокотехнологичной продукции украинского производства.
Ну, во-первых, если эта продукция действительно высокотехнологичная, то почему бы ее не продавать, например, даже и в Японию?
А во-вторых, давайте разберемся, действительно ли это так.
В 2011 году Украина экспортировала товаров на сумму 68 млрд 394 млн долл. США. Из них 26 млрд 177 млн (т. е. 38% от общего экспорта) – в страны СНГ.
При этом более половины украинского экспорта в страны Содружества приходится на черные металлы и изделия из них, а также на сельскохозяйственную продукцию, минералы, нефтепродукты, органическую и неорганическую химию.
На долю же экспорта таких товаров, как машины, электрооборудование, локомотивы, суммарно приходится около 7,5 млрд долл. США. То есть технологическая продукция составляет менее трети нашего экспорта в страны СНГ.
А если мы сравним статистику производства товаров с высокой добавочной стоимостью в Украине и в других государствах СНГ, то увидим, что, скорее, именно наша страна является рынком сбыта высокотехнологичных товаров для наших партнеров по Содружеству.
Несмотря на то, что перед всеми членами Содружества стоят схожие задачи, как-то:
повышение конкурентоспособности национальных экономик;
уменьшение уровня энерго- и материалоемкости производства;
модернизация основных фондов, в первую очередь в базовых отраслях экономики;
— страны-участники СНГ демонстрируют разные подходы к их решению.
Так, Россия, Беларусь и Казахстан решили пойти по пути более глубокой взаимной интеграции. Создание Таможенного Союза и Единого экономического пространства имеет целью формирование единого рынка. А поскольку единый рынок требует единого управления, то эти страны уже делегировали значительную часть своих полномочий наднациональному органу — Евразийской экономической комиссии.
Украина же и Молдова (по крайней мере на словах) видят свое будущее в Европейском Союзе. В настоящее время обе эти страны близки к заключению с ЕС новых договорных отношений, построенных на принципах политической ассоциации и экономической интеграции.
В частности, это предполагает создание с Европейским Союзом зоны свободной торговли, охватывающей не только движение товаров, но и услуг, а также капиталов. Кроме того, это предполагает существенную модернизацию национального законодательства во многих сферах деятельности (таких как энергетика, транспорт, экология, техническое регулирование, стандартизация и многое другое) с целью приведения их к европейским стандартам.
Кроме того, ведется работа по упрощению и дальнейшей отмене визового режима.
С учетом достаточно разновекторных тенденций, которые демонстрируют участники Содружества, может показаться, что СНГ уже утратило свое значение, однако на самом деле это далеко не так.
Роль и место государств-участников СНГ в мировой экономике диктуют необходимость совместного решения проблемы экономического роста. Промышленный потенциал государств-участников СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта.
В этом контексте упомянутые нами выше различные модели интеграции Украины и государств-участников Таможенного союза могут на самом деле оказаться значительным преимуществом. С одной стороны, это позволит развивать кооперационные связи, а с другой — даст возможность расширить рынки сбыта для продукции, произведенной в рамках этого взаимодействия.
Это позволит реализовать и расширить конкурентные преимущества, которыми обладает каждое из государств-участников СНГ. Прежде всего, речь может идти о таких отраслях, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов.
Другим важным направлением сотрудничества может оказаться сфера предоставления услуг. Заметим, что в структуре валовой добавочной стоимости СНГ именно сфера услуг занимает более 57% (для Украины и России этот показатель превышает 58%). Для сравнения, доля промышленного производства составляет 31%, а сельского хозяйства — всего 5%.
Напомним, что в этом году страны СНГ приступили-таки к обсуждению создания зоны свободной торговли услугами.
Как видим, для Украины (а значит, и для украинцев) сотрудничество со странами СНГ может принести значительные экономические выгоды.
Для того чтобы реализовать эти гипотетические возможности, Украине необходимо разработать стратегию сотрудничества с СНГ. Для этого нужно иметь четкое представление, чего мы хотим получить от наших партнеров по содружеству, что можем предложить взамен, где наши интересы совпадают и что необходимо сделать для совместной реализации этих интересов.
К сожалению, сегодня Украина подобной стратегии не имеет, во всяком случае об этом говорит анализ действующих программных документов в сфере внешней торговли и международной политики, а также крайне противоречивых заявлений руководства страны.
В 2014 году Украина, по всей видимости, будет председательствовать в СНГ. Это отличный шанс, чтобы предложить государствам-участникам Содружества некую «Украинскую повестку дня».
Остается самая малость — разработать ее...
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.