Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Белорусский вокзал для двоих

18 июня 2013, 15:00 0

 

Визит «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко в Украину, поднял, казалось бы, простой вопрос – а что у нас за сосед такой, Белоруссия?

Вообще-то казалось бы – ну что можно НЕ знать о белорусах, с которыми мы жили фактически беспрерывно в составе одних и тех же государственных образований, начиная приблизительно с IX века? Но, оказывается, каких-то двадцати лет взаимной независимости хватило, чтобы начать открывать друг друга заново.

Другая система координат

Официально бессменный президент Белоруссии в Украине – гость не частый. Связано это больше со своеобразным имиджем самого Александра Григорьевича, которого в «приличном» европейском сообществе считается хорошим тоном всячески избегать.

Украина же более двух десятков лет упорно «евроинтегрируется», так что при самых разных политических режимах неизменно предпочитала держаться от белорусского лидера на пионерском расстоянии. Вроде бы, «стратегические» и «дружеские» отношения декларируются всеми президентами Украины по отношению к нашему северному соседу, однако в информационном поле на месте Белоруссии в отечественных масс-медиа зияет настоящая черная дыра. О Белоруссии у нас принято вспоминать преимущественно в западном стиле – тоталитаризм, изгои, закрытость…

А тем временем сама Белоруссия на международной арене медленно, но верно добивается вполне конкретных (в первую очередь – экономических) результатов. Как любят отмечать украинские социологи, украинцы традиционно сопоставляют себя с соседними странами и народами. Чаще всего достается России, значительно реже – Польше. Однако для рядовых украинцев стало бы познавательно узнать сравнительные показатели между Минском и Киевом по некоторым базовым социально-экономическим показателям.

Например, по среднегодовому доходу на душу населения, Белоруссия опережает Украину практически в два раза. Или еще одна цифра. Белорусский военнослужащий в звании капитана в среднем получает заработную плату в 700-800 долларов США, считая при этом ее «нищенской» (сказывается пример соседней «милитаристской» России). Зарплата же украинского военнослужащего в аналогичном звании не превышает долларов пятисот…

Безусловно, относительно высокие социальные показатели Белоруссии (по сравнению с другими странами СНГ) в значительной мере основаны на донорских пособиях щедрой России. Москва готова платить за лояльность Минска достаточно много, и она это «много» и платит.

Предельно дешевые энергоресурсы, открытый рынок сбыта для белорусских товаров, которые на Западе вряд ли пользовались бы безоговорочным спросом, практически беспроцентные многомиллиардные кредиты – без всего этого «белорусского чуда» не состоялось бы.

Но и Александр Лукашенко не продается Кремлю с потрохами, часто становясь в достаточно неудобную для «дружеских отношений» позу. Та же независимость Абхазии и Южной Осетии Белоруссией до сих пор не признаны. И это вовсе не означает, что Лукашенко вдруг решил уважить прозападного грузинского президента, или, тем более, что ему важно мнение Вашингтона или Брюсселя (которые на президенте Белоруссии давно поставили жирный крест). Просто в конкретном случае цена вопроса для России, очевидно, оказалась неподъемной.

В плане циничного межгосударственного торга Александр Лукашенко способен дать мастер-класс любому украинскому политику. И не потому, что он более аморален. Просто стиль Лукашенко – выторговывать не декларативные, а осязаемые, материальные выгоды. Будь у него в распоряжении какой-то там Крымский полуостров с военно-морской базой, он тоже обязательно сдал бы ее в аренду русским… но уж точно не за виртуальную 100-долларовую скидку на газ от изначально непонятной базовой цены.

И к слову, пример с передачей белорусской ГТС «Газпрому» – также яркое свидетельство удачного торга. Минск исправно получает налоговые отступления, «труба» заполнена на 100%, дает работу тысячам белорусов, а цена на газ в республике такая же, как во внутренних регионах РФ.

Еще одной особенностью белорусского «чуда» является методика диктаторского правления «бацьки». Какие бы социальные показатели не говорили о его заслугах, и как бы дружно за него не голосовали люди на бесконечно одинаковых выборах, Александр Григорьевич, действительно, авторитарный монстр. Шидловский, Завадский, Маринич, Можейко, Маркевич, Гончар… Это далеко неполный список навскидку пропавших или осужденных журналистов/политиков/чиновников, которые были неугодны лично Лукашенко. С оппонентами президента в Белоруссии работают на уничтожение. По сравнению с ним даже Путин выглядит законченным либертарианцем.

Однако Александр Лукашенко, управляя исключительно авторитарно, по своей внутренней психологии остался председателем колхоза. Всю Белоруссию он рассматривает как свою коллективно-артельную вотчину, которая повинуется единым правилам общежития. Власть в Белоруссии может беспредельничать, например, избивать прохожих только за то, что они хлопают в коллективных местах в ладоши. Но власть там не может воровать без тормозов.

Нет, коррупция в Белоруссии есть. Гаишники берут взятки, медработники далеко не безгрешны, чиновники разного уровня на местах также по способностям подворовывают… И, тем не менее, между Украиной и Белоруссией есть весьма принципиальное отличие. В Белоруссии не существует столь огромного социально-материального различия между правящей бюрократической верхушкой и рядовыми гражданами страны.

По сути, Белоруссия осталась той советской разновидностью республики, где правящая верхушка обладает материальными благами благодаря своему статусному положению. Но вот официально долларовых миллиардеров у нашего северного соседа… аж целый один (Владимир Пефтиев). Совокупное же состояние десяти самых богатых белорусов не превышает 2-х миллиардов долларов.

Для контраста, совокупное состояние десяти самых богатых украинцев, согласно последнему рейтингу, составляет порядка 59 миллиардов долларов. Эти цифры говорят о том, что политической режим Александра Лукашенко все же не позволяет своей правящей верхушке «тырить» по-крупному.

Почему опять дружим?

Визит Александра Лукашенко в Киев безусловно имеет конкретные политические цели. В первую очередь, это очередной раздражающий сигнал Брюсселю. Главное, что ожидается от встречи в этом плане – окончательная демаркация границы между двумя странами. А это, в свою очередь, снимает все формальные разногласия для еще более эффективной экономической интеграции между Украиной и Белоруссией.

Кроме того, у белорусской стороны ВСЕГДА существуют КОНКРЕНТНЫЕ экономические предложения. Александра Григорьевича не так уж часто принимают заграницей, поэтому каждый его визит особо тщательно подготавливается и никогда не сугубо формального характера.

Цитирую сообщения о визите Лукашенко в Украине, опубликованное на официальном сайте белорусского президента: «Беларусь рассматривает Украину как приоритетного партнера, прежде всего в торгово-экономической области. Украина является для Беларуси третьим по объемам товарооборота и экспорта торговым партнером в мире. Беларусь во внешнеторговом обороте Украины занимает четвертое место после России, Китая и Германии. При этом Беларусь имеет стабильно положительное сальдо двусторонней торговли. В 2012 году товарооборот между двумя странами достиг рекордной отметки в $7,9 млрд. При этом объем белорусского экспорта составил $5,6 млрд. В Украине функционирует более 100 структур товаропроводящей сети, продвигающих на рынок белорусскую продукцию, и их число постоянно растет».

Цифры говорят больше, чем все валютно-финансовые обещания Запада. Далеко не гигантских размеров Белоруссия занимает во внешнеторговом обороте Украины четвертое место, сразу следом за Германией. При этом торговое сальдо выглядит не очень утешительно для Киева – импорт белорусских товаров в два раза превышает украинский экспорт.

Но помимо «чистой экономики», сближению двух государств способствует и внешнеполитическая конъюнктура. Александр Лукашенко – это пример политика, который уже давно все безоговорочно потерял на Западе, и десятки раз «смертельно» ссорился (но затем неизменно примирялся) с Россией. Виктора Януковича с его белорусским коллегой в этом плане, конечно, не сравнить, однако на Западе Виктор Федорович точно «не свой парень», а с Россией отношения у Украины еще более цикличные и неровные, чем у Белоруссии. И в этом между Киевом и Минском большое сходство.

Занимательная статистика

Кстати, накануне визита Лукашенко в Украину, в Киеве прошла встреча за круглым столом, посвященная украино-белорусским отношениям, в которой участвовали отечественные политические и экономических эксперты, а также социологи. И вот, один из них – Евгений Копатько – обнародовал достаточно занимательные данные о том, как украинцы относятся к белорусам и Белоруссии.

Оказывается, 45% украинцев считают Белоруссию более успешным государством, чем Украина и только 8% – отдают пальму первенства родной державе. При этом 36% наших сограждан считают Белоруссию братской страной, еще 29% – дружественным государством страной и 5% – стратегическим партнером. Т.е., 70% наших соотечественников весьма положительно относятся к нашему северному соседу, несмотря на заведомо неоднозначное освещение Белоруссии в украинских СМИ.

И еще один замер касается личности Александра Лукашенко – 49,5% (практически половина!) украинцев оценивают его деятельность положительно. Исходя из всех этих данных, Белоруссия для украинцев является самой дружественной и близкой страной в мире…

Кстати, своим мнением относительно мотивов визита президента Беларуси в Киев с Inpress.ua поделился и присутствовавший на этой встрече политолог Кость Бондаренко: «У нас очень сильно переоценивают роль личности, в частности, Александра Лукашенко в двухсторонних отношениях. Главным же мотивом этой поездки являются экономические вопросы. Лукашенко есть, что нам предложить, и поэтому он сюда приехал. Хотя надо признать, что он (Лукашенко – авт.) заинтересован в межрегиональном сотрудничестве. Это его статус, это его планка мировой легитимности. В Белоруссии очень серьезно обсуждается проект по созданию регионального экономического взаимодействия по линии Киев – Минск – Вильнюс. К этому проекту серьезно относятся в Минске, очень серьезно в Вильнюсе, и традиционно несерьезно в Киеве. Но визит Лукашенко в Киев – это не дружба двух европейских изгоев, это в первую очередь взаимовыгодное для двух стран экономическое сотрудничество».

Однако чересчур уж восторгаться Белоруссией и топтать украинскую действительность, все же не стоит. Та же пресловутая свобода слова и свобода выбора стоят гораздо больше, чем пресловутые 100 долларов, на которые ежемесячная средняя зарплата в Белоруссии выше, чем в Украине…

А вот, что по поводу визита белорусского президента думают эксперты Inpress.ua

Виталий Бала, Глава Агентства моделирования ситуаций:

Вопрос: - В экспертной среде сейчас говорится в основном о том, что визит Лукашенко в Украину носит в первую очередь экономический характер, что никакой политики в этом нет. А все-таки можно провести аналогию с тем, что Лукашенко – это последний диктатор в Европе, а у нашего Президента также весьма своеобразный имидж на Западе и именно этот внешний фактор привел к тому, что эти два человека стали сейчас сближаться на межгосударственном уровне?

Ответ: - На самом деле можно найти любое объяснение визита Лукашенко, в особенности, если есть заинтересованность объяснение сделать таким или таким. В данном случае я исхожу из того, что любой визит соседа, которого представляет глава государства, – это позитив для страны. Надо выходить на отношения вне зависимости от того, как и что там можно интерпретировать по поводу политического режима Беларуси в данном случае. Потому что есть действительно экономическая взаимовыгода, которую нужно развивать, есть дружественный белорусский народ, с которым нужно укреплять в гуманитарной сфере отношения, поэтому встречи на самом высшем уровне, безусловно, несут только позитив. Другое дело, какие будут договоренности, какие будут приняты документы, будут ли они учитывать интересы страны. Вот я всегда повторяю, что любые встречи наших руководителей в международных отношениях, которые там в конце-концов заканчиваются заключением каких-то договоров, соглашений, должны включать в себя самое главное – защиту национальных интересов Украины. Если это происходит, то, безусловно, от этого выиграет и Украины как государство, и граждане Украины.

Вопрос: - А если будут подписаны какие-то достаточно интересные экономические договоры между двумя странами, не сможет ли это как-то помешать евроинтеграционным намерениям Украины? Не будет ли Брюссель ревновать?

Ответ: - Если такое будет, то это будут проблемы Брюсселя. И они меньше всего нас в данном контексте должны волновать. Главная задача внешней политики любого государства – это обеспечение наиболее благоприятствующего климата для своего экономического развития, для своих граждан. Для того на самом деле и есть внешняя политика страны. И давно уже пора эту политику проводить в реальную жизнь. И в этом случае надо понять, что пора всем осознать, что у Украины как государства есть свои национальные интересы. Вот это, как мне представляется, должно быть главной составляющей, краеугольным камнем внешней политики Украины при любой власти».

Андрей Золотарев, политолог, глава центра «Третий сектор»

Вопрос: - Возможно ли, что именно внешняя неблагоприятная политическая конъюнктура привела к тому, что Виктор Янукович и Александр Лукашенко именно сейчас начали сближаться?

Ответ: - Такой элемент, конечно, есть. Потому что ничто не сближает так, как общие противники, общие проблемы. И у них, как мне кажется, в последнее время появилась какая-то общность. Встретились два одиночества. Как у одного недоверие к российскому руководству, так и у другого, несмотря на все ритуальные заявления, несмотря на всю экономическую привязку, то есть это два уникума в европейской политике. Поэтому ничего удивительного в их тесном общении, скажем так, нет. Хотя после такой довольно едкой ремарки Лукашенко в Астане о Януковиче, тем не менее, в политике доминируют не какие-то личные оценки, а интересы. А интересы у них медленно, но верно сближаются. И есть определенная общность взглядов как и на внутриполитические проблемы, так и взглядов на мир. И тот и другой пытаются относиться к внешнему миру ограниченно потребительски, то есть, не беря на себя никаких обязательств.

Вопрос: - А если будут какие-то экономические договоры подписаны? Лукашенко обычно более предметен, он не приезжает просто так. Не повредит ли это устремлениям Украины сблизиться с Брюсселем?

Ответ: - Это воспримут, мягко говоря, с настороженностью в Брюсселе. Понятное дело, это будет скорее работать в негатив. Нам остается только добавить единственное, что отличает этих двух – одного потенциального, другого реального диктатора – Януковичу остается только мечтать о том, чтобы у его подданных, скажем так, была такая же удовлетворенность. Потому что при всей критике Лукашенко у него градус социального напряжения на три порядке ниже. И степень его поддержки остается на уровне 40-50%, о чем Януковичу остается только мечтать. В этом заключается кардинальная разница. В Беларуси олигархов как такого подвида не существует в принципе. За счет этого, за счет перераспределения Лукашенко удается формировать такого рода социальный договор. У Януковича с этим пока ничего не получается.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях