«Фраза „в принципе, я согласен“ означает, что вы отнюдь не намерены этого допустить».
Отто фон Бисмарк
Если абстрагироваться от реалий, в которых живет политическая Украина, то понятие «единый кандидат» далеко не эфемерно. Расколотая по цивилизационному принципу страна также расколото живет и в рамках избирательно-правовой культуры.
Стадно-коллективный принцип юго-востока Украины за все 22 года существования страны ни разу не разделял избирателя в каких-то принципиальных вопросах. Обыватель юго-востока в своей массе последовательно голосовал с 1994 года за Кучму, а начиная с 2004 года — за Виктора Януковича. «Погрешности» допускались, но принципиально действовал всегда один постулат — у огромного региона всегда имеется только ОДИН вожак. Даже если им, мягко говоря, не совсем довольны.
Западная и центральная Украина в этом контексте живет в совершенно ином измерении. «Коллективного бессознательного» здесь точно не хватает. Зато индивидуальное бестолковое активно пользуется поддержкой.
Примечательная характеристика этой части Украины — она мобилизуется только против кого-то. Например, против реванша коммунистов в 1999-м, когда за Кучму в Ивано-Франковской области отдали свои голоса 92% избирателей, во Львовской — 91%, в Тернопольской — 92%.
Точно так же произошло и в 2004 году, когда условно «единый кандидат от западной и центральной Украины» Ющенко набирал практически «кадыровские» нормативы на избирательных округах.
В этом плане, с учетом особенностей предвыборной гонки в два тура и условий мобилизации электоральных групп, единый кандидат для оппозиции является крайне важным фактором, который может помочь обойти на финише кандидата-Януковича.
Важность единого кандидата для оппозиции заключается в следующем:
1. Мобилизационно-цивилизационный посыл
Электорат западной и центральной Украины уже выступает не просто «против кандидата от власти», а против весьма предметного цивилизационного врага (в 2015-м Янукович в сводках оппозиции вполне очевидно сможет снова стать таковым). Иными словами, единый кандидат способен мобилизовать «на последний бой» куда масштабнее разноплановые электоральные группы.
2. Отсутствие внутренних войнушек
При условии, что два или более кандидата от оппозиции РЕАЛЬНО будут претендовать на выход во второй тур против «вражины Януковича», создается огромная вероятность, что внутреннее «мочилово» будет также идти на уничтожение. В результате ко второму туру появится гигантская прослойка обиженных — от партийных функционеров до рядовых избирателей, — которые по разным соображениям проигнорируют второй тур. И только единый кандидат сможет избежать весь внутренний разброд.
3. Бескомпромиссность в переговорах с властью
В упомянутом уже 1999 году Петр Симоненко, набравший во втором туре 10 миллионов голосов, был... техническим кандидатом Леонида Кучмы. В 2010-м таким же техническим кандидатом, только уже Виктора Януковича, выступил Сергей Тигипко, набравший 13% голосов избирателей. Эти примеры говорят о следующем — чем больше оппонентов у провластного кандидата, тем больше шансов проводить с ними определенные договоренности.
Итак, важность единого кандидата для оппозиционной тройки ясна, очевидна и понятна. По сути, это чуть ли не единственная возможность заменить в президентском кресле Януковича на кого-то другого. Но! Единого кандидата в 2015 году все равно не будет.
«Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трех головах, и головы эти — хитрость, жадность, предательство». Это Глеб Жеглов. И эти слова замечательно характеризуют отечественную оппозицию.
Особенность отечественной оппозиции не в том, что она выступает идеологическим противником действующей власти. Она выступает противником Януковича вообще. В любой его ипостаси. И оппозиции плевать, что Янукович еще в 2010-м свернул любые разговоры о федерализации. Что закон о языках оказался филькиной грамотой. А отношения с Россией напоминают предвоенное состояние. И даже ассоциация Украины с ЕС и озвученный курс на евроинтеграцию страны нисколько не меняет отношения оппозиции к Виктору Януковичу.
Причина этому даже не сам Янукович, а место, которое он занимает. Президентские амбиции — это ключевая причина, по которой единого кандидата в 2015-м у оппозиции не будет. При этом у каждого есть свои «железные» аргументы. Кличко тешится своим самым большим рейтингом. Яценюк — патронатом Тимошенко и самой крупной оппозиционной партией. Для Тягнибока это и вовсе неожиданное счастье — из маргинального политика выбиться в когорту «равных».
Каждый из троицы в доверительной беседе готов сейчас аргументированно рассказать, почему именно он в 2015-м достоин убить Януковича-дракона. И каждый из них точно так же через два года убедительно расскажет, почему дракон все еще жив... Но принципиальная проблема оппозиции не в Януковиче, а в мотивах смены Януковича.
Любой из оппозиционной тройки «ляжет» под своего коллегу только тогда, когда его индивидуальный рейтинг уже не сможет как-то повлиять на процесс «смены Дракона». Классический пример — объединение «Батькивщини» и «Фронта змин». Арсений Яценюк перед объединением имел рейтинг около 6% (данные Research and Branding Group за май). После объединения с партией, которая на последних региональных выборах по партийным спискам набрала 19% по стране, персональный рейтинг Арсения Яценюка вырос до... 7% (данные все той же социологической фирмы Research and Branding Group). Это означает, что обычное сложение рейтингов при объединении чего-либо не работает.
А потому, если предположить, что столь низкий индивидуальный рейтинг Яценюка продержится на протяжении всего 14-го года и он таки «решится» сняться в пользу Кличко, резкого перетекания голосов в пользу боксера может не произойти. По крайней мере пример с формулой Тимошенко-Яценюк это демонстрирует.
Впрочем, зацикливаться на одной только «троице» за два года до дня Х было бы профанацией. Вряд ли в оппозиционном поле за этот период всплывет особо яркая фигура, способная перевернуть сознание избирателей. Но ближе к 15-му году «дети Капитана Единого» там начнут появляться.
Главное, что здесь надо понимать: появляющиеся «оппозиционные гастарбайтеры» будут крайне выгодны и оппозиционной тройке, и власти, и, собственно, самим себе.
По первой позиции все ясно — чем больше накануне первого тура Кличко, Яценюк или (при определенных условиях) Тягнибок наберут «кандидатов в президенты, снявшихся в пользу Виталия/Арсения/Олега», тем больше моральных шансов у основных кандидатов будет называть себя «единым представителем оппозиции».
Для власти такие кандидаты также будут крайне важны. Именно через них будет проходить слив особо щепетильной чернухи. Если выяснится, что кто-то из оппозиционной тройки как-то по-особенному любит детей, животных и(или) чужих жен — это, например, в экспрессивном стиле сможет озвучить Олег Ляшко. Параллельно признавшись в любви к «Юле» и ненависти к «Янеку», он с огромным удовольствием выльет ушат грязи на основного (по рейтингу) оппонента власти.
Наконец, для самих «оппозиционных гастарбайтеров» участие в президентской кампании 2015 года — это, в первую очередь, возможность попасть в переговорный пул. Опять же классическим примером может служить избирательная кампания 2004 года Виктора Ющенко. Министерские места обещались владельцам партий, названия которых не всегда знали специалисты. В 2015-м также будут продаваться понты.
Если говорить о конкретных именах, то здесь тоже ничего сверхнового не произойдет. Обязательно пойдет Владимир Литвин и соскочит в поддержку наиболее вероятного претендента на победу.
Определенная интрига есть с Петром Порошенко. Пожалуй, на сегодня это самая большая интрига. Человек крайне практичный и пойдет на президентские выборы только в двух случаях — или если есть шанс на победу (а это значит, что в 2015-м такого шанса не предвидится). Или чтобы сыграть потенциально выгодную многоходовую партию.
Существует вероятность, что постараются о себе напомнить Анатолий Матвиенко и Александр Мороз. Но в первом случае есть вопросы со спонсором, а во втором с возрастом — после последней неудачной парламентской кампании Мороз потерял видимый интерес к большой политике.
Наверняка кого-то «толкнет в президенты» и невидимая рука Банковой. И кандидатуры тут могут быть самые разные. От «вдруг» разбогатевшего Николая Катеринчука, искренне надеющегося стать мэром столицы, до Николая Томенко, который может также «вдруг» разочароваться в политике Яценюка.
Еще один момент, который однозначно Банковая будет практиковать в 2015-м, — это концентрация «оппозиционных гастарбайтеров» вокруг наименее рейтингового оппонента власти. Иными словами, если за полгода до выборов у Кличко рейтинг будет составлять, скажем, 20%, а у Яценюка — 10%, скорее всего, именно в пользу последнего будут массово сниматься другие «оппозиционные кандидаты».
В результате всех этих пертурбаций по определению единого кандидата шансы на переизбрание Виктора Януковича остаются, скажем так, очень велики. И величина этого «очень» формируется не за счет успешной деятельности первого лица государства, а, в первую очередь, потому, что его оппоненты — хронические украинские оппозиционеры.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.