Политическая нестабильность в Украине стремительно переходит в экономическую. Финансовый сектор страны предстал перед угрозой кризиса. Только немедленная стабилизация ситуации в стране может увести национальную валюту и финансовую систему от неизбежного краха. Однако политики не спешат найти компромисс в своих разногласиях, в то время как государство уверенно сползает вниз. Для многих политические дивиденды оказались важнее, чем благополучие миллионов украинцев и каждое обострение ситуации и протестных настроений грозит Украине падением в разруху и нищету, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Прошедший 2013 год Египет встретил танками на улицах, противостоянием активистов с полицией и угрозой очередного политического кризиса. Уже в конце года Украина может повторить тот же сценарий. Но если в Египте волнения окончились совершенным военными практически бескровным государственным переворотом, после которого бунты довольно быстро сошли на нет, то в Украине концовка может быть совсем иной: страны, как мы ее знаем в последние двадцать с лишним лет, может и не стать. Вряд ли «мирные демонстранты» на "майдане" ожидают именно этого, но вероятность именно такого окончания политического кризиса весьма вероятна.
Каким бы мирным ни был протест, но если он продолжается третий месяц подряд с блокированием центра столицы и захватом органов власти в части областей страны, ничего для экономики он не несет. И в первую очередь под угрозой находится финансовая система страны, которая стабильно работает лишь тогда, когда ее участники доверяют друг к другу и не ожидают резких потрясений.
Разрушить финансовую систему страны непросто: благодаря отлаженным механизмам запас ее прочности очень велик. Любая власть старается сделать ее как можно защищеннее: от ее четкого функционирования зависит не только экономическая, но и политическая безопасность государства, и как следствие — его целостность. Однако в Украине не принято связывать между собой эти взаимосвязанные факторы. В нашей системе реальности принято, что оппозиция ведет народ на свержение действующей власти. Но если открыто и законно избранные президент и парламент не хотят уходить в отставку под давлением нескольких десятков тысяч протестующих (в стране с 46-миллионным-то населением), то продолжение политического противостояния ведет к революции, а это уже разрушительно для финансовой системы.
В украинской экономике революция началась раньше политической. Тревожный звоночек уже прозвенел: с конца января доллар на межбанковском рынке растет каждый день, и каждый день — все быстрее. С начала торгов 5 февраля американская валюта перешагнула психологически важный рубеж — 9 гривен за доллар. В последний раз такой высокий курс был пять лет назад, на пике экономического кризиса, сопровождавшегося валютной паникой, пишет Комсомольская Правда в Украине.
Сценарий краха финансовой системы прост. Для этого достаточно парализовать работу коммерческих банков — основы финансовой системы. Украина уже сделала первый шаг в этом направлении. Сторонники "евромайдана", сами того не желая, только своим появлением на главной площади страны внесли смуту в сознание населения, пережившего уже не один кризис и готового к самому худшему сценарию.
В нашей стране традиционно не верят государству и его органам, кто бы ни стоял у руля — что отец украинской олигархии Леонид Кучма, что пришедший ему на смену на обещании демократизации и евроинтеграции Виктор Ющенко, что выходец с индустриального Донбасса Виктор Янукович. Поэтому первая реакция здравомыслящего гражданина, еще помнящего пугающие итоги предыдущих экономических встрясок — снятие кровно заработанных денег с депозитов. «Пусть я не получу проценты, но зато вот они, мои деньги, у меня перед глазами, а не в банке, который может и обанкротиться», — так думает обычный украинец. Но когда так поступает не один и не два человека, а миллионы, это ведет к краху банковской системы.
Ни одна капля не думает, что она приведет к наводнению. Этот популярный афоризм как никогда актуален сегодня. Ни один, даже самый надежный, банк не в состоянии отдать все депозиты единовременно — эти деньги выданы в виде кредитов, которые вернутся через полгода, год, полтора, два, зарабатывая проценты как самому банку, так и вкладчикам.
После того, как особо обеспокоенные судьбой своих денег граждане забрали свои кровные со счетов, банк не в состоянии выплатить оставшиеся суммы — их физически нет. И вернуться единовременно они также не могут — суммы, которые банк выдал в кредит, не спешат возвращаться — заемщики скорее нарушат сроки выплат, чем отдадут деньги в момент всеобщей паники. И тем более ни один заемщик в такой ситуации не будет отдавать кредит досрочно, даже если банкиры будут его очень просить.
В такой ситуации должен вмешаться регулятор — у нас им является Национальный банк. У него есть два инструмента для сохранения стабильности финансовой системы в стране — ввести мораторий на выдачу вкладов населения, либо бесконечно кредитовать банки для обеспечения выплат депозитов свеженапечатанными деньгами, собственными руками разгоняя механизм инфляции — а остановить его будет еще сложнее, чем погасить валютную панику.
В то время как страна вышла на баррикады, финансисты в поисках денег метались на межбанке. Только за первые четыре дня декабря объем торговли валютой на межбанковском валютном рынке Украины составил в долларовом эквиваленте в среднем $2,18 млрд в день, что на 38,2% выше показателя последней недели ноября. А к концу января этого года размеры торговли выросли в два раза больше, временами превышая $5 млрд в сутки. Это — настоящая рыночная паника. Термин, который знаком нам по американским фильмам, теперь определяет состояние наших кошельков. И все это — результат непрекращающихся уличных протестов, которые заставляют и банкиров, и бизнесменов, и граждан страховаться от возможных потерь, избавляясь от гривны и покупая валюту.
Финальный аккорд для краха системы — прекращение безналичных расчетов в стране, что уводит финансовый сектор в тень. Когда банки не уверены, смогут ли их партнеры, другие банки, отдать кредиты, взятые хотя бы на день, смогут ли они выполнять поручения по расчетам своих клиентов — они и сами перестают платить кому-либо, предпочитая сидеть на мешках с деньгами, ничего не делая. Это коллапс финансовой системы. И это коллапс экономики — не могут рассчитаться друг с другом магазины, оптовики, производители, ведь они все полагаются на стабильную работу банковской системы. А когда в магазинах кончатся продукты — ведь закупить их у поставщиков не на что — взбунтуются уже все. Тогда появятся и мародеры, которые захотят не купить, а взять просто так, а государство будет вынуждено применить против них все силы, включая танки и огнестрельное оружие. Страна, оказавшаяся в подобном положении, прежде всего рискует своей целостностью и встает под угрозу «растаскивания» соседями ее территорий. Достаточно вспомнить Киргизию, пережившую две подобных революции с массовыми беспорядками и грабежами в течение пяти лет и в конце концов попавшую в политическую зависимость от России. То же самое может случиться и в Украине, каким бы невероятным ни казался такой сценарий.
Острая политическая обстановка в стране может менять ситуацию в считанные дни. Во время Оранжевой революции паника среди населения привела к 5%-ному оттоку депозитов из банковской системы. Тогда НБУ ввел стабилизационные меры, в том числе – мораторий на снятие срочных вкладов. Всего лишь несколько дней нестабильности во время волнений в 2008 году привели к тому что в "Проминвестбанке" была введена временная администрация. Но даже мораторий на досрочное снятие депозитов не смог решить все проблемы. Всего за полгода 23% всех средств покинуло банковскую систему, вернувшись обратно только лишь через год.
Избежать наихудшего сценария, как это было в 2008 году, сегодня вряд ли удастся. Как отмечают финансовые аналитики, для этого есть ряд негативных факторов. Среди них — отсутствие финансовой поддержки извне для успокоения паники вкладчиков, более низкий уровень валютных резервов в стране, что препятствует покупке доллара населением и также усиливает ажиотаж. На сегодня большая часть банков с украинскими корнями, поэтому поддержки от материнского банка также ждать нельзя, как это было в 2008 году, когда в стране работало много европейских финансовых структур.
Поэтому и политикам, и стоящим на баррикадах рядовым протестующим нужно самим понять, чего же они все-таки хотят — сохранить страну, ее экономику и свои сбережения и вместе работать над повышением уровня жизни, или, не считаясь с любыми средствами, добиться государственного переворота, который практически неминуемо приведет к хаосу, валютной и банковской панике, огромной инфляции и, как следствие, потере сбережений и снижению уровня жизни, как это было всего-то двадцать лет назад.
Как сообщал Inpress.ua, на волне политического кризиса и масштабных народных протестов украинцы бросились скупать иностранную валюту и забирать депозиты из банков, тем самым ухудшая и без того нестабильную экономическую ситуацию в стране.
Таким образом, спекулянты дождались заветного для них обвала гривны, курс доллара стремительно растет, родная же валюта беспомощно проседает. Так, 4 февраля на межбанке доллар стоил уже почти 8,9 гривен. В то же время политики продолжают вести бессмысленные баталии в парламенте, словно бы не обращая внимания на сгущающиеся тучи.
Так, резкое снижение объемов торгов на валютном межбанке свидетельствует о нежелании участников рынка покупать слишком дорогую валюту, поэтому можно прогнозировать, что в скором времени произойдет укрепление гривны. Об этом сказал Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, комментируя рост котировок до уровня 8,9-9 грн/$.
А резкое повышение курса доллара на валютном межбанке и на наличном рынке связано с политической дестабилизацией и неопределенностью дальнейших экономических перспектив. Об этом сказал Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, комментируя взлет котировок межбанка выше 8,8 грн/$.
Формирование нового Кабмина даст гривне стабильность. Об этом заявил директор инвестиционного департамента ИК Concorde Capital Андрей Герус. По его словам, частные компании за счет закупок инвалюты сейчас страхуют свои бизнес-риски.
Отметим, что в феврале гривна имеет все шансы укрепиться. Курс гривны укрепится в районе 8,50 грн/долл. в течение этого месяца, если правительству удастся получить транш $2,0 млрд от России. Об этом говорится в аналитическом обзоре экспертов инвестиционной компании Eavex Capital.
Украинские банкиры утверждают, что на данный момент не существует каких-либо фундаментальных экономических предпосылок для снижения курса гривны. Происходящее на межбанковском валютном и наличном валютном рынках обусловлено сугубо психологическими факторами, которые были вызваны продолжающимся в Украине политическим противостоянием.
Между тем Национальный банк Украины (НБУ) продлил приостановку действия ограничения на размер кредитов рефинансирования для банков до 1 марта, тогда как ранее планировалось, что данное смягчение будет в силе до 31 января. Соответствующее решение закреплено постановлением НБУ №33, текст которого обнародован в официальной прессе: постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Так, по словам президента Украналитцентра Александра Охрименко, последние действия НБУ на валютном рынке показали, что регулятор не даст оппозиции и валютным спекулянтам обвалить гривну. С одной стороны, уточняет финансист, НБУ регулирует остатки средств на корсчетах банков для недопущения дефицита гривны, а с другой стороны — проводит интервенции на валютном рынке, чтобы сдержать атаки спекулянтов.
Напомним, что руководство Национального банка Украины оценивает ситуацию на валютном рынке как управляемую, успокаивает, что колебания носят ситуативный характер и констатирует доверие населения к национальной валюте и действиям Национального банка Украины. Об этом в интервью Первому национальному каналу заявил советник председателя Национального банка Украины Валерий Литвицкий.
Отметим, что «продажи валюты Нацбанком постепенно стабилизируют безналичный рынок. После его заявлений о выходе на межбанк курс доллара постепенно идет вниз — и сегодня заявлены интервенции, рынок в промежутке 8,4-8,5 грн/$», — рассказал директор казначейства «Банка Кредит Днепр» Олег Куринной.
О том, что ждет национальную валюту впереди, читайте в статье Виталия Шапрана «Курс гривны в 2014 году: прогнозы, сценарии, перспективы».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.