Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Экономика России: непростые уроки 2013 или Зачем Москве Украина

7 февраля 2014, 11:00 2

В прошлом году экономика России столкнулась с серьезными проблемами, которые не слишком обрадовали ее руководство и судя по всему, повлияли на внутреннюю и внешнюю политику Москвы. В частности, экономические мотивы прослеживаются и в весьма сложных и порою драматических отношениях с Украиной.

Прогнозы относительно роста ВВП РФ начали стремительно ухудшаться уже с самого начала 2013 года. Одним из первых разочаровался в российской экономике ЕБРР — если в начале года ЕБРР верил в 3,5% роста, то в мае прогноз был снижен до 1,8%, да еще и с риском инфляции. В качестве важных причин, способных привести к росту инфляции и рецессии российской экономики, в ЕБРР заподозрили принятые правительством РФ меры по стимулированию экономики.

Частично согласились с подобными прогнозами и в российском Министерстве экономического развития — там прогнозируемые показатели тоже снизили с 3,6% до 2,4%

Главными причинами тревог российского бюджета и экономики оказались банальные колебания, а вернее, падение цен на энергоносители, а также — снижение цен на золото. Оба этих процесса оказались чрезвычайно болезненными для российской экономики, которая, несмотря на стыдливое умалчивание, как в России, так и за ее пределами, основательно попала в «наркотическую зависимость» от экспорта сырья, и, как следствие, от колебания мировых цен на это сырье.

С 2010 года наблюдается устойчивая тенденция снижения цен на нефть, которая коррелирует со снижением цен и на другие энергоносители. А 2013 год вообще прошел под знаком внушительных успехов в мировой добыче сланцевого газа и нефти, в частности, США в тесном сотрудничестве с Канадой вплотную приблизился к тому, чтобы стать одним из мировых лидеров по добыче этого важного сырья.

Чувствительность российской экономики и российского бюджета от спроса и уровня цен на энергоносители известна давно. Фактически эта проблема унаследована еще со времен Советского Союза, который в 70-х годах имел неосторожность поставить свою экономику и финансы в зависимость от мировых цен на нефть и газ.

Апрельское падение мировой цены на нефть до отметки 100 вызвало настоящую панику среди российских экономистов, банкиров и чиновников. Несколько крупных авторитетов напомнили, что для экономики России снижение цены нефти ниже 90 долл. может оказаться катастрофическим — при таких ценах добыча энергоносителей на очень многих месторождениях России может стать просто экономически убыточной.

Подобное предупреждение было озвучено и экспертами МВФ. В октябре 2013 года МВФ опубликовал очередной ежегодный обзор состояния российской экономики, в котором очень настоятельно порекомендовал России сменить модель экономического роста.

По мнению специалистов МВФ, прежняя, основанная на высоких ценах на нефть модель роста российских доходов уже больше не будет работать и должна быть заменена чем-то другим. В качестве альтернативы экономисты МВФ посоветовали России вместо эксплуатации топливных ресурсов заняться улучшением инвестиционного климата. Они не отрицают, что достижение более высокого роста возможно, но для этого необходимо ориентироваться на эффективное использование ресурсов и привлечение инвестиций.

Одновременно МВФ в очередной (третий) раз понизил прогноз годового роста ВВП в 2013 году. Замедление темпов роста ВВП до 1,5% вместо ожидавшихся 2,5% эксперты объяснили низким уровнем инвестиций, промышленного производства и внешнего спроса. По их мнению, справиться с этим может лишь долгосрочный план реформ.

Эксперты фонда предложили улучшить корпоративное управление, чтобы повысить прозрачность экономики, уменьшать степень участия государства в экономике, укреплять финансовый сектор. Кроме того, по мнению МВФ, российскому правительству нужно постепенно ужесточить бюджетные правила, восстановить бюджетные буферные резервы и направлять в состав сбережений более значительные объемы доходов от невозобновляемых нефтяных запасов страны. Тем временем МВФ продолжает дальше понижать прогнозы по экономическому росту России. Согласно новым расчетам, рост российского ВВП в 2014 году составит всего 2%.

Россия проспала сланцевую революцию

Ни для кого не секрет, что многие на первый взгляд неясные нюансы российской внешней политики становятся намного более понятными, если рассматривать их в свете нефтегазовых интересов той же России. Давно известно, что Россия последовательно следует унаследованной еще от СССР традиции содействовать благоприятным для себя ценам на нефть и газ не столько технологическими способами, сколько методами внешней политики.

Например, активное вовлечение России в сирийский конфликт становится совершенно понятным, если учесть существование двух проектов прокладки мощного магистрального газопровода через территорию Сирии в направлении Европы. Один из Ирана, другой из противоположной, арабской стороны Персидского залива. Осуществление любого из них ведет к увеличению конкуренции «Газпрому» и удешевлению поставляемого им в Европу газа.

Поэтому Россия активно вмешивается во внутренний конфликт в Сирии, судя по всему, имея в виду при этом не прекращение этого конфликта, а его бесконечно длительное продолжение.

Основной опасностью для российской экономики в 2014 г. является реальная возможность резкого падение цен на нефть. При снижении цены нефти ниже 90 долларов за баррель возникнет кризис, который окажется намного жестче всех предыдущих.

В настоящее время углеводородному благополучию России угрожают следующие факторы:

Ожидаемый в течение ближайших лет внушительный рост экспорта углеводородов из США. Это будет прямым следствием успешной «сланцевой революции», которая неумолимо превращает США из импортера в потенциального экспортера этих стратегических ресурсов.

Следующей угрозой является весьма реальная перспектива восстановления и роста экспорта углеводородов из Ирака. То же самое ожидается и в Ливии. Ко всем неприятным известиям добавляется и намерение нарастить масштабы поставок сжиженного газа из месторождений Австралии. Кроме этого, на снижение цен на нефть повлияет принятое в этом году мексиканским правительством впервые за последние 75 лет решение о допуске иностранных инвесторов в свой нефтегазовый комплекс.

Урегулирование ситуации в Сирии и последующее строительство на ее территории нефтегазопроводов для Катара, Ирака и Ирана. Приближающаяся нормализация отношений Ирана с США и Западом, размораживание иранских активов и увеличение поставок иранской нефти на мировой рынок чреваты таким же безрадостным для российской экономики снижением цен нефти и газа.

Реализация хотя бы части из этих сценариев может спровоцировать повторение в России кризиса 1998 года, обвал рубля, гиперинфляцию и даже потерю власти Путиным.

Унаследованная от СССР и усиленная после его распада фатальная зависимость экономики и России от цены на нефть заставляет Москву действовать не всегда лицеприятными методами. Манипулирование ценами на нефть на мировых рынках еще с 70-х годов ХХ века стало целью внешней политики СССР и было продолжено Российской Федерацией.

Подогревание конфликтов в регионах добычи нефти и газа, подогревание войн в транзитных государствах, искусственные препятствия урегулированию локальных конфликтов, поддержка мятежников, поставки оружия и тому подобные действия российской дипломатии часто имеют своей главной и единственной целью взвинчивание цен на нефть.

Угроза стагфляции

Дискуссии о сценарии возможной остановки экономического роста в России в 2014 году стали основным событием состоявшегося в Москве в январе уже этого 2014 года «Гайдаровского форума». Он открылся 15 января при участии главы правительства, министров экономического блока, многих известных экономистов. В первый день форума главный макроэкономист Банка России Ксения Юдаева испугала собравшихся угрозой стагфляции, то есть остановкой роста, — динамика ВВП в районе нулевой отметки в сочетании с быстрым ростом инфляции и безработицы.

Сама по себе стагфляция, несмотря на эмпиричность ее описания и слабую изученность с точки зрения экономической теории, так или иначе связана с сильными структурными диспаритетами в экономике — по существу, не прогнозирующийся рост индекса потребительских цен в стагфляционном сценарии связывают преимущественно с неэффективностью перетоков капитала из секторов в наибольшей степени затронутых остановкой роста, — при этом логичного финала стагфляции, перехода к сильной дефляции в промышленности и депрессии импорта аналитикам практически не удавалось дождаться в силу того, что еще до этого момента центробанки резко меняли денежно-кредитную политику.

Надо отметить, что среди стран Восточной Европы лучше всех знакома со стагфляцией именно Россия: в этот сценарий вполне вписываются события 1994-1997 годов.

Имеющийся в российской экономики запас прочности, возможно, позволит избежать полномасштабного кризиса в 2014 году, хотя опасность его весьма велика. Однако при сохранении нынешней модели экономического развития России движение в сторону кризиса системного характера продолжится весьма быстрыми темпами.

Россия и Украина

Так случилось, что в Украине сходятся важные технологические цепочки, без которых Россия не в состоянии осуществить свои амбиции относительно возвращения в список промышленно развитых стран мира и тем более в участии в мировой гонке технологий, в том числе и военных. Положительные аспекты интереса России к Украине в существующей ситуации объясняются экономической необходимостью возобновления тесной промышленной кооперации с Украиной.

Налаживание более-менее работающей промышленной кооперации с Украиной действительно может оказаться тем чудодейственным средством, которое может что-то изменить к лучшему в российской экономике, то есть позволит начать выполнение рекомендации МВФ об изменении существующей модели экономического роста, основанной на экспорте углеводородов. Тем более, что в течение двух кварталов прошлого года никакого роста ВВП РФ не отмечалось, о чем в Госдуме еще осенью заявил заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач.

Интересно то, что эти два квартала — второй и третий — удивительным образом совпали с самым разгаром экономической войны России против Украины.

Трудно судить о том, являлось это падение российской экономики причиной или следствием этой войны, но синхронность этих процессов очевидна. В течение почти полугода можно было наблюдать драматический накал страстей в отношениях России и Украины, которые под конец года завершились, на первый взгляд, идиллическим примирением и получением Украиной критически важной финансовой поддержки со стороны России и Путина лично.

Очень важное для России производственное сотрудничество с Украиной, тем не менее, не является столь важным для нынешнего российского руководства. Как справедливо отмечают российские экономисты, руководство страны давно уже потеряло интерес ко всему в экономике, что не связано с экспортом газа, нефти и продуктов их переработки. На самом деле, в такой кооперации более заинтересована Украине, не имеющая сверхдоходов от экспорта сырья и вынужденная полагаться только свою промышленность.

Россия, оказавшись перед лицом полного разрыва отношений с Украиной и довольно жесткого сопротивления украинской государственной и бизнес-элиты, поняла, что не совсем хорошая, по ее меркам, дружба с Украиной намного лучше хорошего и длительного конфликта, который в октябре и ноябре прошлого года перешел в очень болезненную для России форму нетрадиционной газовой войны.

Тогда Украина в одностороннем порядке вообще отказалась от потребления российского газа и одновременно продемонстрировала полную техническую, юридическую и организационную готовность обеспечивать себя более дешевым газом из европейской газораспределительной сети. Этот первый в истории украинско-российских газовых конфликтов прецедент «перекрытия кранов» не со стороны России, а наоборот — со стороны Украины, оказался весьма болезненным для «Газпрома», акции которого на мировых финансовых рынках очень сильно упали, что оказалось дополнительным угрозой не слишком уж цветущему состоянию российской экономики.

Именно это недостаточно оцененное прессой и общественностью контрнаступление Украины поставило окончательную точку в полыхавшей уже несколько месяцев торговой войне с Россией. Российское руководство было вынуждено пойти на компромиссное соглашение с Украиной: взамен на отсрочку подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС Россия согласилась представить ей критически важную финансовую поддержку.

Очевидно, что длительная идиллия в отношениях Украины и России маловероятна. Любая оплошность и послабление Украины будет использована для совершения того или другого давления. Признаки этого давления уже появились в новом 2014 году, когда российские природоохранные ведомства предъявляли Украине претензии о нежелательности добычи сланцевого газа, подготовка к которой уже началась в приграничных с Россией восточных областях Украины.

А если внимательно присмотреться к мировой карте современных залежей сланцевого газа, то Украина входит в число потенциально богатейших мировых собственников таких залежей. Так что не исключено, что нынешнее российское руководство рассматривает Украину не как соседа-родственника, а как потенциального конкурента.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях