Главным при этом должен стать вопрос ликвидации запасов химического оружия.
Россия и США впервые после окончания «холодной войны» сделали важный шаг на пути политического урегулирования одной из наиболее острых проблем международных отношений.
В середине сентября в Женеве министр иностранных дел Кирилл Лавров и его американский коллега Джон Керри достигли соглашения об уничтожении сирийского химического оружия. Это будто бы похоже на реальный шанс избежать американской бомбардировки Сирии.
Россия и США уверены, что химоружие Сирии лучше всего вывезти при содействии Организации по запрещению химического оружия и уничтожить за пределами страны, говорится в принятом в Женеве документе. Это будет самый эффективный способ контроля. При этом оборудование и мощности по производству химоружия в Сирии должны быть уничтожены уже к ноябрю 2013-го. А запасы химического оружия в количестве одной тысячи тонн, хранящиеся на 45 объектах в Сирии, предстоит ликвидировать до середины 2014 года.
Вопрос финансирования уничтожения химоружия в Сирии должен решаться в ООН с привлечением международных доноров, отметил он. «Мы согласились поспособствовать (уничтожению химоружия), в том числе финансами. Мы будем добиваться в ООН, чтобы привлечь наших международных партнеров. Этого можно достичь», — считает госсекретарь США.
Партнеры США по НАТО согласились с женевскими договоренностями. Главы внешнеполитических ведомств Франции, ФРГ, Великобритании приветствовали достигнутое соглашение. «Я приветствую единение США и России по вопросу о незамедлительном открытии химических арсеналов в Сирии. Если за словами последуют реальные шаги, шансы на политическое урегулирование существенно повысятся», — заявил глава МИД Германии Гидо Вестервелле. По его словам, долгосрочного урегулирования в Сирии можно добиться только мирным, а не военным путем.
От имени ЕС выступила верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. «Я также приветствую соглашение между Соединенными Штатами и Российской Федерацией, которое гарантирует вывод и безопасное уничтожение сирийского химического оружия и программы. ЕС уже является крупнейшим спонсором Организации по запрещению химического оружия, а ряд стран блока имеют технические наработки для оказания необходимой помощи по обеспечению безопасности объектов и уничтожению отравляющих веществ», — говорится в ее заявлении.
Президент Сирии Башар Асад подтвердил согласие своей страны на уничтожение химического оружия. «Мы присоединились к международному соглашению... Частью этого соглашения было не производить это оружие, не хранить и не использовать и, конечно, не распространять это оружие. Конечно, мы часть этого соглашения», — сказал он в интервью американскому телеканалу Fox News.
Как считает Асад, на уничтожение химоружия потребуется немало времени и средств. «Это очень сложная операция, на нее нужно очень много средств, примерно один миллиард (долларов). Надо спросить у экспертов, что они имеют в виду, когда говорят „быстро“. Для этого есть определенный график. Нужен год или, может быть, немного дольше», — пояснил сирийский лидер, добавив, что его страна готова передать химоружие любому государству, которое сможет его принять.
Наблюдатели считают приведенные президентом Сирии цифры по срокам и стоимости объективными. «Вероятно, это близко к истине. То, о чем говорят внешние державы, то есть до середины 2014 года, — это около года. Асад говорит о годе. По поводу денег — здесь крайне широкий спектр оценки: от 150 млн долларов до 1 млрд долларов. Я думаю, что в данном случае прав более Башар Асад, потому что в любых крупных начинаниях смета всегда растет довольно быстро, когда выясняются различные обстоятельства. Полагаю, что его оценка вполне близка к реальности», — заявил «Интерфаксу» председатель Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов.
Сирийский лидер также выступил за скорейшее возвращение в страну инспекторов ООН для проведения дальнейшего расследования по использованию химоружия. По его словам, инспекторы ООН должны «исследовать, кто использовал и как использовал» химическое оружие.
В процесс ликвидации химических арсеналов Сирии весьма своевременно решила включиться Украина. «Я хотел бы со стороны Украины предложить участие наших специалистов, украинских технологий для уничтожения химического оружия в Сирии. У нас есть этот опыт, у нас есть запатентованные Украиной передвижные установки, которые уже на практике показали свою эффективность. И мы готовы вместе со специалистами их задействовать для скорейшего уничтожения химического оружия в Сирии», — сказал в своем выступлении на 10-й ежегодной встрече «Украина и мир в эпоху перемен: факторы успеха» президент Украины Виктор Янукович.
По словам Виктора Федоровича, позитивным является то, что в последнее время события в Сирии начали развиваться мирным путем, путем политического урегулирования. «И сегодня очень важно поддержать это направление», — подчеркнул Янукович.
Одновременно с Украиной к уничтожению сирийского химического оружия пожелали присоединиться Чехия и Финляндия. Они предлагают помощь своих специалистов. А 19 сентября источник в российском Генштабе сообщил, что на помощь в ликвидации химического оружия в Сирию, кроме экспертов ООН, могут быть направлены военные из США, ряда европейских стран и России, в частности военнослужащие войск радиационной, химической и биологической защиты и подразделение одной из бригад спецназначения.
Однако нас, понятно, более всего интересует Украина. Политическая составляющая в заявлении Виктора Януковича очевидна. Развернувшись к Европе, Киев хочет отличиться не только принятием «европейских законов», но и, несомненно, «добрыми делами» на международной арене.
Известна и другая инициатива президента в этой плоскости — на днях Верховная Рада одобрила его указ «О направлении национального контингента для участия Украины в миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго». Предусматривается, что в Конго направят до 300 украинских военнослужащих.
Решение о том, кому можно доверить уничтожение сирийских арсеналов химоружия, еще должна принять международная Организация по запрещению химического оружия. Украина может попасть в число участников этой операции, кстати, неплохо оплачиваемой, но может и остаться в стороне.
Представим все же, что выбор пал на Украину. В таком случае появляется вопрос: в состоянии ли наши специалисты и соответствующая техника внести заметный вклад в уничтожение химического оружия?
Известный украинский политолог Кость Бондаренко в интервью Inpress.ua заявляет, что да: «У Украины есть серьезный опыт, который, кстати, использовался в Ираке в свое время, который использовался в других странах, опыт не только контроля, но и утилизации химического оружия».
Впрочем, по мнению руководителя группы по нетрадиционным угрозам безопасности ИМЭМО РАН Наталии Калининой, возможно что «вопрос будет решаться иначе — в рамках глобального партнерства „Группы восьми“ за нераспространение оружия массового поражения. ...И по Сирии, я думаю, могут быть приняты решения именно такого коллективного характера. Либо о строительстве специальных объектов для уничтожения химического оружия на территории самой Сирии. Либо о перевозке его куда-то. Это могут быть, например, близлежащие страны. Возможный вариант — Ливия, где американцы уже построили объект по уничтожению химоружия — ливийского», — заключила эксперт.
Сразу следует оговориться: решение вопроса химического оружия мало касается остального вороха проблем вокруг этой страны. Боевые действия внутри страны продолжаются. Угроза внешней интервенции против законного правительства Башара Асада лишь отодвинута во времени, но не отменена. Почему?
Сколько бы ни повторяли в Москве и Пекине о наступлении эпохи многополярного мира, на самом деле Соединенные Штаты продолжают оставаться в мире единственной сверхдержавой. Понятно, что Вашингтон хочет сохранять этот статус как можно дольше. Поэтому вопросы национальной безопасности, равно как и благосостояния своих граждан, для него всегда остаются на первом месте. Но, чтобы укрепить собственную безопасность, надо чью-то уменьшить.
Поскольку экономическая мощь США и уровень жизни населения страны таковы, что для их поддержания нужны ресурсы едва ли не всего мира, а военная сила превосходит возможности всех остальных государств, Вашингтон не только планетарно мыслит, но и действует в масштабах всей планеты. В зависимости от конкретной ситуации средства и формы его политики могут быть различными. Где-то достаточно экономических средств, где-то наряду с экономикой используется политический нажим, а где-то и без военных не обойтись.
Ближний Восток интересен США своими энергоносителями. Так случилось, что значительная их часть остается пока вне американского контроля. А контроль нужен, иначе как остановить подъем Китая, который по итогам 2012 года стал крупнейшим в мире импортером нефти, — более 6 млн баррелей в сутки?!
С этой целью была затеяна «арабская весна». Зона нестабильности, если не сказать хаоса, теперь простирается от Марокко на Атлантике до китайского Синьцзяна. Казалось бы, все идет хорошо — только и время «разделять и властвовать».
Однако остались еще две стабильные страны, мешающие сомкнуть «дугу нестабильности», — Иран и Сирия. Решено было начать с Сирии. Но дело пошло не так, как хотелось. Местный «Тахрир» не состоялся, а в отрядах боевиков верховодят отпетые исламисты с мировоззрением времен Пророка. Башар Асад говорит, что «80-90% подпольных террористов — это „Аль-Каида“ и их отделения». Асад, вероятно, имеет в виду «Фронт Аль-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта», продолжение «Аль-Каиды» в Сирии.
В Вашингтоне поняли, что свержение Асада обернется установлением в Сирии исламистского режима «покруче» египетских «Братьев-мусульман». Вот почему со свержением пришлось повременить. А здесь Россия как раз оказалась весьма кстати со своей инициативой по химическому оружию. (До сих пор неизвестно, кто же его применил — правительственные войска или боевики). Благодаря услуге Москвы лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама сумел «сохранить лицо».
Но при этом Обама не отказался от своих планов. Опыт Египта и Туниса показал, что, свергая тот или иной режим, надо твердо знать, что ему на смену придет именно тот, который нужен Вашингтону. Поэтому сейчас усилия США и других западных стран сосредоточены на повышении роли в сирийских событиях т. н. «умеренной оппозиции», т. е. «Национальной коалиции оппозиции Сирии».
Президент Франции Франсуа Олланд 19 сентября высказался за «контролируемые поставки оружия Сирийской свободной армии (ССА)». Он отметил, что Франция будет делать это «в формате, который можно будет проконтролировать, чтобы не допустить попадания оружия в руки джихадистов».
Что касается США, они оружие как поставляли раньше, так и продолжают сейчас. Более того, 17 сентября стало известно, что Администрация американского президента отказалась рассматривать положения федерального закона о запрете поставок вооружений и финансирования боевиков в Сирии. Свое решение Барак Обама обосновал тем, что такие поставки обеспечивают безопасность США, сообщает УНИАН.
Что будет дальше? Позиции «Национальной коалиции оппозиции Сирии», т. е. прозападных сил, слабы. Получится ли США их усилить — большой вопрос, так как исламисты, получая мощную поддержку от монархий залива, сражаются сейчас и против правительственных войск, и против коалиции в лице ССА, попутно формируя собственные органы власти на захваченных территориях.
С другой стороны, на стороне Асада наиболее образованная и продвинутая часть сирийского общества, вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности. Эти люди недовольны авторитаризмом Асада, но им ничего не остается, как руководствоваться словами Александра Пушкина: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Примеры Афганистана и Ирака определяют их выбор в пользу нынешнего режима.
Поэтому вопрос о будущем Сирии остается открытым. А пока Сирия продолжает оставаться территорией войны...
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.