Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украинскому зерну — достойную цену, или В ожидании новых правил

25 ноября 2013, 13:30 0

Сегодня в стране активно развивается АПК, который в ближайшее время сможет в нашем ВВП если не достигнуть, то по крайней мере приблизиться к уровню доходов от металлургии. Но для этого, безусловно, необходимо грамотное его развитие.

По словам президента Виктора Януковича, серьезные стратегические реформы в аграрном секторе должны обеспечить максимально благоприятные условия для развития каждого предприятия. Как отметил президент, приоритетной задачей в аграрном секторе является восстановление орошаемого сельского хозяйства на юге страны: «это открывает возможности расширить производство зерновых на 10 млн т в год». Также важным является скорейшее совершенствование инфраструктуры и логистики отечественного аграрного рынка, вывод их на европейский уровень.

Кроме того, одним из важных инструментов развития сельского хозяйства является создание понятных и общемировых правил на этом рынке. В первую очередь рынку необходимы достоверные ценовые ориентиры на зерно.

Аграрный рынок очень труднопрогнозируемый, поскольку сильно зависит от погодных условий, однако темпы производства в этом году позволяют говорить о том, что сельхозсектор действительно должен и будет играть ключевую роль в экономическом росте Украины. В текущем году, по словам премьер-министра Николая Азарова, ожидается рекордный урожай зерновых — более 61 млн т.

К тому же на мировых рынках к украинским продовольственным товарам и зерну уже нет тех предубеждений, которые были всего пять лет назад: то в подсолнечном масле нефтепродукты нашли, то в кукурузе диоксин. Однако вопрос формирования цен все так же остро стоит перед украинскими производителями.

Все чаще приходится слышать о том, что на товарном биржевом рынке Украины можно ввести фьючерсные контракты, запустить на рынок спекулянтов, которые наполнят его ликвидностью, и мы получим современную биржу, прозрачные и справедливые цены на основных рынках.

Посмею огорчить романтиков: рынки развитых стран шли к текущему состоянию веками, да и сравнивать уровень развития биржевого рынка США или Европы с постсоветской страной просто некорректно. Европейские рынки шли к сегодняшней торговле эволюционным путем и самостоятельно строили систему торгов, учились устанавливать транспарентные и равные правила игры для всех участников. На украинском же рынке всегда кто-то должен быть «первым среди равных». В настоящее время в секторе переработки зерновых культур «первыми» остаются экспортеры.

Корректнее и правильней сравнивать украинский рынок с рынками тех стран, которые хотя бы отчасти были в тех же условиях развития, стран, у которых тоже украли около 70 лет развития рыночных отношений.

Как закалялся биржевой рынок

Рынки США и Европы, которые так успешно функционируют сегодня, не возникли неожиданно. Развитие современной биржевой инфраструктуры не стало результатом сиюминутного введения фьючерсов и формирования ликвидности за счет спекулянтов.

Ликвидность на развивающихся биржевых рынках создают не спекулянты, а трейдеры и производители (так называемые «ликвидодатели»), а спекулянты уже сами приходят на работающие и развитые рынки, где легко можно зайти и выйти из рынка, поэтому их называют «ликвидополучателями».

Функция спекулянтов на биржевом рынке состоит в перераспределении рисков: если хеджер (производитель товаров или трейдер) стремится избавиться от риска и зафиксировать свою доходность, то спекулянты стараются повысить свои доходы за счет того, что берут на себя риск изменения цен. Спекулянты выполняют еще одну очень важную функцию – они являются одними из регуляторных механизмов рынка, и если участник рынка размещает крупную позицию по нерыночной цене, то за счет спекулятивного спроса ему не остается ничего другого, как откорректировать свою позицию до рыночного уровня. Но, еще раз повторю, спекулянты торгуют на ликвидных рынках, которые формируются только производителями и покупателями.

Приведу отрывок из книги Джима Роджерса (инвестор с мировым именем, некогда партнер Джорджа Сороса«Товарные биржи: самые горячие рынки в мире»: «Когда-то каждую осень американские фермеры привозили в города то, что они вырастили, на лошадях и по железной дороге, и чем выше и лучше был урожай, чем больше кукурузы, пшеницы и сена они заготовили, тем ниже опускались цены. Часто урожай был таким большим, что не умещался на складах. Кукуруза и пшеница гнили на улицах. А ведь именно о них мечтали следующей весной, когда недостаток предложения превращал пищевые продукты в удовольствие, недоступное для большинства обычных людей».

Железные дороги взвинчивали тарифы на перевозку, оптовые посредники получали огромную прибыль, а банки прижимали с кредитами. За первые 80 лет существования Соединенных Штатов торговля сырьевыми товарами происходила именно так.

Развитие торговых инструментов на тех рынках, которые мы сейчас называем развитыми, происходило постепенно, методом проб и ошибок. Запускались торговые инструменты, которые или начинали активно торговаться и позже стали индикативом рынка, или через полгода никто на них не обращал внимания и спустя еще некоторое время их просто отправляли в утиль.

Участники американского, европейского да и японского рынков были заинтересованы в прозрачных методах работы и хотели уйти от рисков, связанных не только с поставкой товара, но и с манипулированием ценами со стороны больших игроков. Основная цель фьючерсной торговли – снижение ценовых рисков.

Эта функция доступна, например, на американском рынке, где создана высокая ликвидность, есть разные типы участников, действует передовая система торгов, работающая 24/7, а также решено множество инфраструктурных вопросов.

Но американские торговцы, прежде чем начинать торговать на срочном рынке, страхуют свой урожай в обычных страховых компаниях. Да и хеджируют они на бирже не весь свой урожай, а лишь его часть, потому что тоже пытаются заработать на наличном рынке и, таким образом, постоянно находятся в состоянии поиска баланса между уровнем риска и повышением доходов.

Ценообразование: заграница нам поможет?

При текущей ситуации с торговлей на внутреннем рынке основные покупатели могут пользоваться своим рыночным положением и, перефразируя Людовика XIV, трейдерам-экспортерам можно смело говорить: «Рынок – это я». Ведь цены формируются не под влиянием соотношения спроса и предложения, а на основании сугубо спроса и активности экспортеров на рынке, которые являются крупнейшими игроками на нем.

Для сравнения, США экспортируют менее 10% всей кукурузы, а из Украины вывозится более 60% зерновой. Напомню, что производство кукурузы в США оценивается в более чем 350 млн тонн, а внутренний спрос оценивается в 290 млн тонн. Вот и ценообразование в США происходит на внутреннем рынке, потому что участников торговли огромное множество и влиять на цены крупным игрокам не позволяет сама биржа.

В Украине трейдеры могут купить больше половины урожая этого года. К слову, не просто купить и вывезти, но и заработать на данной операции около 20% (оценка американского проекта USAID), и это при том, что НДС по экспортным операциям с зерном не возмещается. А сколько же зарабатывают трейдеры на рынках с развитым биржевым рынком? Всего около 1%.

Естественно, желание развивать транспарентное ценообразование и эффективную торговлю у крупных игроков даже не возникает, а всякую инициативу по эволюционному развитию они стараются убить в зародыше. Не интересует их никакой поощрительный приз: ни возможность стать маркетмейкером на рынке, ни возможность расширения клиентской базы.
В украинских реалиях все производители подвержены огромному риску изменения цен и, как следствие, дорогим кредитам, ухудшению погодно-климатических условий и множеству других факторов.

Много ли аграриев застраховались в этом году? По данным Аграрного страхового пула, с осени 2012-го по весну 2013-го было застраховано всего 460 тыс. га пашни, что соответствует около 2,8% от площади всей пашни зерновых, или 1,67% всей территории под пашней в этом году. Около 2/3 застрахованных полей приходится на контракты с госоператорами (ГПЗКУ и Аграрный фонд), которые требуют страхования при форвардных контрактах, остальная часть — кредиты банков.

Сельхозпроизводители (да и все) понимают, что на трейдинговых операциях можно заработать больше денег, да и риски намного меньше, чем целый год заниматься тяжелой физической работой, а летом еще и услышать избитое «цена на Чикагской бирже упала». Ценообразование на украинское зерно в Чикаго или Париже для Украины недопустимо, ведь наша позиция в мире по экспорту зерновых – в первой тройке.

Мы этим гордимся, но какой ценой досталось нам это призовое место? А цена эта составляет разницу между ценами на мировом рынке и ценой на элеваторе, которая сильно бьет не только по карману аграриев. Без развитого национального биржевого рынка украинский товаропроизводитель не сможет влиять на изменение цен, хотя риски по их изменению он несет даже сегодня. Изменение цен возможно каждый день, но инструментов влияния на ценообразование у наших производителей попросту нет.

Они не принимают участие в торгах, соответственно, не принимают участие в формировании цен. С помощью совокупного предложения производители могли бы стать влиятельным участником на рынке. Но на сегодня цена формируется исключительно под влиянием спроса трейдеров-экспортеров, а большинство производителей не желают предпринимать активные действия в процессе торговли и ценообразования. Думаю, этот год заставит их призадуматься над своей ролью на этом рынке.

В Украине влияние государства на цены сегодня заключается в работе госоператоров Аграрного фонда и ГПЗКУ. Обе эти структуры сосредоточились над форвардными программами финансирования аграриев, но их влияние на рынок не очень сильно. Аграрный фонд работает в рамках интервенционных цен, и очень часто они не отображают настроения рынка. Его регулирование не имеет сильного влияния на рынок, т. к. объемы закупок невелики. Он не может соревноваться с экспортерами, да и цели у них разные. ГПЗКУ сосредоточилось на выполнении китайского контракта и, законтрактовавшись по форварду, не имеет серьезного влияния на цены.

Инициатива Министерства аграрной политики об обязательной торговле на товарной бирже стратегическими товарами вызвала просто лавину гнева и критики со стороны лоббистов крупных зернотрейдеров. С другой стороны, представители мелких и средних хозяйств положительно воспринимают данную инициативу, т. к. видят в этом вывод на прозрачный рынок всех закупщиков и более понятный принцип формирования цены. Какая сторона бизнеса окажется правой в этом споре? Министр агрополитики заявлял ранее о том, что задача министерства — создать равные условия для развития всех типов хозяйств. Время покажет....

Коротко о главном

Каждая страна стимулирует прозрачное ценообразование на стратегических рынках: для России это энергоносители, для других стран – сельхозпродукция и стройматериалы. Вопрос ценообразования критически важен и для Украины. Аграрный сектор чуть ли не единственная отрасль, которая показывает рост во время экономического кризиса и стагнации мировых экономик и финансового сектора. Так что мешает украинскому правительству воспользоваться наилучшим опытом стимулирования развития биржевой торговли на стратегически важном рынке? Необходимо раз и навсегда решить вопрос формирования цен.

Во всем цивилизованном мире формирование цен происходит во время торгов на бирже, а Украине с ее положением в мировой торговле просто обязана стать центром ценообразования для Причерноморского региона. Украинским участникам рынка необходимо «прививать» понимание необходимости биржевой торговли как элементарного процесса, который естествен и обязателен для цивилизованного рынка. Никто не ожидает, что через месяц торговли станет возможным запуск фьючерса на внутреннем рынке, но если мы не сделаем этого сейчас, то потеряем еще один месяц, а потом еще один. В результате, оглянувшись потом на 10 лет назад, мы спросим себя: как можно было упустить такую возможность создать нормальный внутренний рынок?

Если же начнется нормальная биржевая торговля, то уже в ближайшем будущем мы сможем увидеть первые результаты торгов на срочном рынке сельскохозяйственных деривативов. Аграрии не будут говорить об этом как о космическом корабле, а должны будут самостоятельно им пользоваться, ведь этот инструмент будет ориентирован в первую очередь на них. Только тогда будут доступны возможность хеджирования рисков, их перераспределение, привлечение к торгам спекулянтов и создание современных торговых инструментов. Но это возможно только в режиме step-by-step, от простого к сложному. 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях