Изменения в налоговом законодательстве и борьба с оффшорами значительно улучшили финансовую ситуацию в Украине. Однако основная работа еще впереди. Стимулирование для увеличения денежных потоков в страну может отразиться не только на зарубежных инвесторах, но и на украинских мигрантах, за счет которых в разы может быть увеличен платежный баланс нашего государства, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Украина может в пять раз увеличить денежные переводы мигрантов, если воспользуется опытом Филиппин. Такое мнение в своей статье высказал доктор экономических наук, замначальника управления организации и сопровождения розничного бизнеса «Укрэксимбанка» Андрей Гайдуцкий.
Он приводит данные Всемирного банка, согласно которым, в 2012 году около 6,5 млн украинских мигрантов проживали и работали за границей. За этот год, по информации НБУ, в Украину поступило 7,5 млрд долл. денежных переводов. В расчете на одного мигранта — это всего 1154 долл.
«Для сравнения, по данным Всемирного банка, 4,3 млн филиппинских мигрантов в 2012 году перевели на родину 24,6 млрд долл., или 5721 долл. — на одного мигранта. Выходит, что филиппинский мигрант зарабатывает и пересылает в свою страну в пять раз больше, чем украинский», - говорится в статье.
В то же время, по экспертным оценкам, полные объемы переводов украинских мигрантов, в т.ч. неофициальными каналами, составляют около 25 млрд долл. в год (включая передачу средств через водителей маршрутных автобусов, проводников поездов, торговых агентов, других мигрантов, с помощью дорожных чеков, платежных карт и т.п.), пишет ZN,UA.
«Все дело — в отношении государства к мигрантам. К сожалению, в Украине, как и во многих других постсоветских странах, сохранилось отношение к мигрантам (к «своим» и иностранным), как к людям, выбывшим в безызвестность, которых никто в государстве не хочет видеть, знать и понимать. Более того, их нередко грубо попрекают тем, что они оставили семьи, детей, родные места и кинулись за «длинным» рублем, евро, долларом или фунтом», - подчеркивает Гайдуцкий.
В качестве примера он приводит Филиппины, где отношение к своим трудовым мигрантам — не как к изгоям, а как к особенному национальному сословию населения.
«Еще в 1970-х годах важность мигрантов для страны на Филиппинах была возведена в ранг приоритетной государственной политики. Здесь создана целая система институтов для обеспечения успешного выезда, трудоустройства, перевода денег и возвращения мигрантов на родину. Более 30 государственных учреждений сотрудничают с мигрантами, из них 15 — занимаются только проблемами филиппинцев за границей. Все госорганы по работе с мигрантами входят в специальный пул (Migration Family Circle) и обязаны сотрудничать между собой. Кроме того, от трех до пяти тыс. общественных организаций занимаются решением проблем мигрантов и увеличением их переводов на родину. А власти активно поддерживают эти организации. Особенно следует выделить три ключевые организации по работе с мигрантами: 1) Администрация по делам трудоустройства филиппинцев за границей (РОЕА); 2) Администрация по делам благосостояния филиппинцев за рубежом (OWWA); 3) Комиссия по делам филиппинцев за рубежом (CFO). Эти и другие организации проводят широкомасштабную работу с целью легализации мигрантов и привлечения их денежных переводов на родину. Для этого органы власти, общественные организации и финансово-банковский сектор пытаются помочь во всех сферах жизни мигрантов», - отмечается в статье.
Автор акцентирует внимание, что в 2012 году благодаря этому Филиппины, в отличие от Украины, имели многомиллиардный профицит платежного баланса, хотя еще в 2005 году ситуация с платежным балансом у них была хуже, чем в Украине. Более того, при значительно меньшем удельном потенциале экономики (по ВВП на одного жителя), значительно меньших объемах накопленных прямых иностранных инвестиций, с дефицитом внешнего торгового баланса, Филиппины, в отличие от Украины, смогли накопить золотовалютных резервов почти вчетверо больше, а долгов набрать вдвое меньше. Причем за годы кризиса золотовалютные резервы на Филиппинах выросли в два раза (в первую очередь, за счет валютных переводов мигрантов), а в Украине — сократились в 1,5 раза.
Как сообщал Inpress.ua, правительство предприняло ряд мер для увеличения профицита платежного баланса. Одновременно с этим удалось существенно снизить его дефицит. В частности, дедолларизация экономики позволила обеспечить стабильность национальной валюты. Результатом этого стало постепенное развитие отечественной промышленности.
За январь-сентябрь 2013 г. в Украине наблюдался профицит платежного баланса — 1,5 млрд долл. против дефицита в размере 800 млн долл. за соответствующий период прошлого года.
Отметим, что на сегодня достаточно аргументов для формирования положительного сальдо платежного баланса. Об этом заявил руководитель группы советников главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий.
И Украина сохраняет высокую вероятность закончить 2013 год с профицитом сводного платежного баланса, особенно при условии начала новой программы с Международным валютным фондом (МВФ), прокомментировал сентябрьские итоги Литвицкий.
Так дефицит платежного баланса в августе текущего года сократился до $232 млн с $298 млн в июле и $1,081 млрд — в июне-2013, сообщил Национальный банк Украины 1 октября.
В целом за январь-август 2013 года профицит платежного баланса составил $1,65 млрд, в том числе профицит счета операций с капиталом — $9,83 млрд и дефицит текущего счета — $8,18 млрд.
Руководитель группы советников главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий заверил, что до конца года курс гривны будет оставаться стабильным. Об этом он сказал в эфире парламентского телеканала «Рада».
Также сообщается, что банковские вклады физлиц в валюте (в долларовом эквиваленте) в октябре снизились на 87,9 млн долл и по состоянию на 1 ноября 2013 года составили 22,890 млрд долл.
Подробнее о состоянии государственного бюджета Украины читайте в материале Андрея Краснова «Госбюджет — пациент скорее жив».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.