Международные рейтинговые агентства продолжают понижать кредитный рейтинг Украины. В начале ноября S&P понизило суверенный рейтинг Украины до B-, равно как и Fitch, аналитики которого буквально несколько дней назад внепланово пересмотрели рейтинг нашей страны в сторону понижения до аналогичного уровня.
Ранее, в сентябре, агентство Moody's также понизило рейтинг еврооблигаций Украины.
Впрочем, к негативным прогнозам различных международных рейтинговых агентств нам, как говорится, не привыкать. Но на что следует обратить внимание, так это на объективность таких оценок.
Ярким примером тому служит последняя оценка Moody's.
Итак, в конце сентября Moody's понизило рейтинг еврооблигаций Украины до уровня «Саа1», то есть до таких долговых обязательств, которые являются обязательствами очень низкого качества и подвержены высокому кредитному риску.
Как указывалось в сообщении Moody's, решение о понижении рейтинга Украины вызвано растущей обеспокоенностью в отношении внешней ликвидности, неопределенностью переговоров с МВФ и ухудшением отношений с Россией.
По расчетам Moody's, валютные резервы Украины упали за год на 30% — до 19,7 млрд долл. на конец августа 2013 года, что покрывает всего 2,3 месяца импорта (2012 года). Более того, по мнению агентства, давление на резервы, вероятно, в ближайшие месяцы будет только расти из-за увеличивающегося спроса со стороны населения, более высокого импорта газа и рисков ухудшения экспорта.
Кроме того, по суверенному долгу, включая обязательства Национального банка перед МВФ, до конца 2014 года необходимо выплатить до 10,8 млрд долл. При этом Moody's уточняет, что на конец июля в распоряжении правительства было около 1,8 млрд долл., в то время как его доступ на международные рынки в настоящее время ограничен.
Ответная реакция украинской стороны (как ни странно) не заставила себя долго ждать: уже в начале октября директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук заявила о сомнительной корректности выводов агентства. По ее словам, анализируя ситуацию в Украине, агентство оперировало неточными и устаревшими данными.
В частности, по мнению Пахачук, аналитики Moody's проигнорировали специфику краткосрочного внешнего долга Украины, опасения относительно которого ощутимо уменьшились бы, будь учтено, что около трети этого долга — торговые кредиты. И это уже не говоря о займах корпоративного сектора, которому из года в год удается рефинансировать свои обязательства иногда и на 100-процентном уровне, поскольку они зачастую получены от связанных структур из иностранных юрисдикций (имеются в виду офшоры – Inpress.ua).
Директор департамента по управлению валютным резервом и осуществлению операций на открытом рынке НБУ Александр Дубихвост обратил внимание, что Moody's в своем анализе опирается на оценку валютных резервов, — а это один из ключевых индикаторов — в размере 19,7 млрд долл., в то время как, по официальным данным НБУ, они были почти на 2 млрд долл. (около 10%) больше — 21,65 млрд долл.
Словом, в своем анализе аналитики рейтингового агентства при оценках использовали некорректные цифры. Кроме того, по словам Галины Пахачук, устоявшаяся практика предполагает визит представителей агентств в страну для оценки реальной ситуации. Но в Украину в данном случае никто не приезжал.
Не совсем согласны с оценкой Moody’s и эксперты украинских инвестиционных компаний. Например, по мнению аналитиков инвестиционной компании Eavex Capital, в отличие от кризисного 2009 года, когда агентство присвоило Украине такой же рейтинг, в текущем году экономическая ситуация в стране обстоит намного лучше. В частности, по их мнению, макроэкономические показатели, такие как уровень госдолга и платежный баланс, свидетельствуют, что ситуация не так уж и критична.
В свою очередь Минфин отмечает, что платежи Украины по внешним долгам в следующем году сократятся на 25%. Если в текущем году мы должны выплатить по внешним обязательствам 7,7 млрд долл. (до конца года осталось выплатить 1,85 млрд), то в 2014 году — 6,1 млрд долл. В том числе: 4,1 млрд – долги перед МВФ, 1 млрд долл. – погашения по евробондам, еще 1 млрд долл. — купонные выплаты по всем другим нашим евробондам. В Минфине не видят проблем с погашением внешних долгов. При этом снижение долговой нагрузки в 2014-м будет способствовать наращиванию золотовалютных резервов, отмечают в ведомстве.
Если суммировать оценочные показатели, которые присваивали агентства в последние годы, — не только упомянутое выше Moody's и не только Украине, — нетрудно заметить возросшее количество рейтинговых несовпадений. То есть в реальности ситуация оказывалась несколько отличной от той, которая служила основой для прогноза. Что, кстати, наглядно проиллюстрировал случай с Украиной.
Как отмечал глава аналитического департамента Eavex Capital Дмитрий Чурин, Moody's при пересмотре рейтинга Украины руководствовалось принципом «лучше сделать и пожалеть, чем не сделать ничего». В свою очередь начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб отмечал, что рейтинговые агентства принимают решения с точки зрения риска. Они базируются на том, что лучше ошибиться в «эту» сторону, чем в «ту».
Правда, отметим и то, что эксперты отнюдь не идеализируют ситуацию в Украине, считая, что опасения агентства имеют под собой определенные основания: ряд важных показателей не может не привлекать внимания.
Однако, как уточняет Сологуб, с точки зрения платежеспособности ситуация в Украине не такая плохая — соотношение госдолга к ВВП составляет менее 40%. Краткосрочный внешний долг госсектора тоже не столь велик. Проблема, скорее, в том, как агентства оценивают ликвидность, учитывая достаточно низкий уровень резервов.
Понижение рейтинга страны, вне зависимости от того, отображает ли он реальное положение дел, не такая уж безобидная штука, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, о чем ни в коем случае не следует забывать, что рейтинг любой национальной компании по определению не может быть выше рейтинга государства, под юрисдикцией которого компания находится.
Скажем, если рейтинг России (или США, или Германии) изменится в худшую сторону, то практически сразу все рейтинги российских компаний будут также пересмотрены. А именно рейтинг государства или компании регулирует доступ к дешевому кредиту: чем выше рейтинг, тем дешевле кредит. Ведь именно благодаря рейтингам инвесторы могут получить независимое мнение о возможности вложения денежных средств, снизить риски, сравнить ценные бумаги по соотношению риск/доходность.
В нашем же случае, — а, как мы уже упоминали, снижение прогноза рейтинга Украины сделали и другие ведущие агентства, правда, понизив его не столь радикально, — очень похоже на определенную игру заинтересованных лиц — финансистов. Ведь внешние кредиты для Украины, а они, чтобы там ни говорили, отечественной экономике сейчас действительно нужны, в таком случае подорожают. Тем более что еще в конце мая в своем отчете Moody's сохранил негативный прогноз для банков Украины, который остается таким еще с октября 2009 года.
Нечто похожее на заговор усмотрел в Moody'sовском снижении рейтингов Украины и отечественный Минфин. Как отмечала уже упоминаемая директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук, сегодня ведутся спекулятивные войны на фоне снижения агентством Moody's рейтингов Украины и рисков сокращения ликвидности на международных рынках.
По ее словам, на сегодня существует пять международных инвестиционных банков и три хедж-фонда, которые зарабатывают на колебаниях котировок украинских еврооблигаций после сомнительного (с точки зрения обоснованности) снижения Moody's рейтингов Украины.
«Сколько сделок было заключено на вторичном рынке с евробондами? Вы не поверите. Минимальные суммы. Это спекулятивные действия? Наверное, да. И поэтому это очень нехорошо... Котировки есть, но объемы сделок минимальны — около 10 миллионов», — отметила Пахачук, комментируя рост доходности по суверенным еврооблигациям до 14% и выше, который наблюдался в последнее время.
Она, в частности, также рассказала, что после понижения рейтингов ей пришлось провести переговоры с 112 держателями еврооблигаций, чтобы объяснить все эти неточности.
Ко мнению о том, что больше всего выгод от снижения рейтингов Украины агентством Moody's могут получить международные спекулянты, склоняются и другие эксперты, знакомые с ситуацией на рынке. Тем более что подобная схема достаточно масштабно использовалась в случае с Грецией.
Таким образом, котировки доходностей украинских евробондов, по прогнозам экспертов, снизятся. Хотя, как они при этом отмечают, скорее всего, ситуация с ценами на еврооблигации в ближайшее время стабилизируется, однако это произойдет на более высоких уровнях — никак не ниже 10% годовых.
Вместе с тем, как известно, именно международные рейтинговые агентства считаются одними из виновников последнего финансового кризиса в мире. Еще в 2008 году они присваивали высокие рейтинги тем финучреждениям, которые вскоре обанкротились. Словом, кредит доверия к рейтинговым агентствам заметно уменьшился.
Сегодня предлагаются различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Но главное в них – максимальная открытость и прозрачность системы рейтингов. Публичные компании и банки будут обязаны публиковать свои рейтинги не реже двух раз в год (это предложение из нового европейского Положения о регулировании инвестиционной отрасли CRA III). При этом, наконец, появится верификация рейтинговых методик – финансовые регуляторы получат право требовать раскрытия информации, на основании которой были приняты те или иные рейтинговые решения. Так что «проверить на вшивость» монстров мировых рейтингов теперь будет легче, но повысятся ли рейтинги Украины? Вопрос остается открытым.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.