Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Утилизационный сбор с европейским лицом

31 октября 2013, 08:55 0

Норма об утилизационном сборе вызвала слишком бурное негодование общественности. Население так и не смогло до конца уяснить, за что же в действительности взимаются деньги и каков механизм утилизации. Однако, не желая наступать на грабли недоработанного закона, правительство решило уже в процессе действия утилизационной нормы вносить поправки и адаптировать утилизационный сбор к европейским стандартам, а значит, делать закон для людей, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Кабинет Министров на своем заседании одобрил проект изменений в Налоговый кодекс в части отмены коэффициентов, которые применяются к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.

Эксперты Министерства доходов и сборов поясняют эти изменения желанием правительства снизить налоговое давление на покупателей автомобилей. 

Предполагается, что размер экологического налога будет зависеть от размера затрат на оплату услуг по организации и проведению работ, связанных с утилизацией отходов, образующихся вследствие потери транспортным средством своих потребительских свойств. В этом случае ставки экологического налога будут составлять: на легковые автомобили — 5,5 тыс. грн, для грузовых автомобилей — 11 тыс. грн.

При этом эксперты Миндоходов обращают внимание на отсутствие привязки размера ставки экологического налога к объему двигателя, дате изготовления транспортного средства, его массе. По их мнению, такой подход оправдывается тем, что утилизационный налог не имеет отношения к уровню вредных отходов, возникающих в связи с утратой транспортным средством своих потребительских свойств. Целью этого налога должно быть исключительно формирование источника средств, необходимых на покрытие затрат, связанных с утилизацией автомобилей, подчеркивают эксперты Кабинета Министров, пишет Информационно-аналитический бюллетень КМУ.

Принятие предлагаемых изменений в Налоговый кодекс будет содействовать адаптации украинского законодательства к законодательству Европейского Союза, так как размер ставки экологического налога приблизительно будет соответствовать размеру платы за соответствующие услуги, которые взимаются в европейских странах, полагают эксперты Миндоходов.  

Важно при этом понимать, что в результате резкого увеличения количества автотранспортных средств, в Украине постепенно стали нарастать свалки старых автомобилей, на утилизацию которых отсутствовал источник финансовых ресурсов. Поэтому принятие в 2013 году Закона Украины «Об утилизации транспортных средств» — это естественный и нормальный шаг, направленный на урегулирование этой проблемы. Причем совершенно очевидно, что, как и в случае с использованием пластика, плата за утилизацию должна ложиться именно на импортера или внутренних производителей автомобилей. Только для импортеров эта плата имеет конкретное денежное выражение, а для внутренних производителей она может быть выражена как в денежной форме, так и в форме обязательств по созданию пунктов сбора старых авто и производств по их утилизации. 

По мнению экспертов Всеукраинской ассоциации автоимпортеров, благодаря отмене коэффициентов снизятся цены на автомобили и активизируется рынок продаж автотранспортных средств.

По данным экспертов AUTO-Consulting, после вступления в действие Закона «Об утилизации транспортных средств» в Украине выросли продажи б/у машин на внутреннем рынке. По их данным, они поднялись на 60% по сравнению с 2012 годом.

Украинские производители автотранспортных средств в 2012 году выпустили 76,281 тыс. автомобилей и автобусов, что на 27,1% меньше, чем за 2011 год, в том числе 69,687 тыс. легковых автомобилей (на 28,6% меньше), 3,359 тыс. автобусов и троллейбусов (на 10,1% меньше) и 3,235 тыс. грузовых и коммерческих автомобилей (на 2,9% меньше).

Из 69,685 тысяч изготовленных в Украине легковых автомобилей на внутренний рынок в 2012 году было поставлено 42,755 тыс. ед. 

Поставщиками импортных машин по итогам 12 месяцев 2012 года стали 66 стран, штучный объем составил почти 205,0 тыс. легковых автомобилей, суммарная стоимость которых оценивается аналитиками в 3,247 млрд долл. США.

В 2012 году, как и в прошлые годы, основным поставщиком на  украинский авторынок была Россия — 37,5 тыс. автомобилей с таможенной стоимостью 333,7 млн долл. США. Кроме истинно российских брендов Lada и УАЗ, Россия производила у себя и экспортировала в Украину автомобили KIA, Hyundai, Renault, Volkswagen и Peugeot.

Товарное предложение на рынке легковых автомобилей в 2012 году составило 247,7 тыс. авто, а с учетом увеличения товарного запаса на 35,2 тыс. автомобилей, который сформировался на начало 2012 года, — свыше 282 тыс. ед. 

По оценкам ассоциации «Укравтопром», платежеспособный спрос на первичном рынке легковых авто в 2012 году достиг отметки 243,0 тыс. ед., в результате чего переходный запас автомобилей, предназначенных для реализации, в 2013 году увеличился еще на 4669 ед. 

В частности, за семь месяцев 2013 года на первичном авторынке страны было реализовано и зарегистрировано 207,7 тыс. автотранспортных средств, что на 6% больше аналогичного показателя в прошлом году. При этом количество первичных регистраций легковых автомобилей снизилось на 5%, а автобусов — на 1%. Таким образом, общий рост рынка был сформирован увеличением спроса на коммерческие автомобили, которых было продано на 33% больше, чем в 2012 году. 

Часть новой техники в общих продажах на первичном рынке по видам автотранспортных средств выглядит таким образом: в части легковых автомобилей новая техника занимает 96%, в коммерческом сегменте лишь 11%, на автобусной площадке — 56%.

Как сообщал ранее Inpress.ua, Кабинет Министров Украины инициировал изменения в Налоговый кодекс, которые призваны ликвидировать коэффициенты ставок экологического налога на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.

Если данные изменения будут приняты парламентом, то уже с 2014 года утилизационный сбор будет единым для всех автомобилей независимо от года выпуска и объема двигателя — 5,5 тыс. грн для легковых машин и 11 тыс. грн для грузовиков и автобусов.

Также чиновники предлагают разрешить автоимпортерам создавать собственные утилизационные центры, что позволит компенсировать расходы на оплату утилизационного сбора. Также такие реформы должны смягчить критику со стороны ВТО, Европейского Союза, которые неоднократно призывали Украину отменить спецпошлины и утилизационный сбор на автомобили.

Напомним, Виктор Янукович подписал законы «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации ТС» и «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств».

После этого президент Украины поручил правительству разработать законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты с целью усовершенствования законодательства об утилизации транспортных средств.

Отметим, что продажи новых легковых автомобилей в Украине в сентябре 2013 года сократились более чем вдвое по сравнению с августом, составив 13 тыс. ед.

По мнению аналитиков, Украина столкнулась с ситуацией, через которую проходили многие развитые и развивающиеся страны, — в стране резко увеличилось количество автотранспортных средствна утилизацию которых нет финансовых ресурсов.

Поэтому принятие Закона Украины «Об утилизации транспортных средств» — это естественный и нормальный шаг, направленный на урегулирование этой проблемы.

Вместе с тем люди постепенно привыкают и осваиваются с действием закона об утилизационном сборе. Споры и прения утихают, а импорт авто понемногу стабилизируется. Есть и первые поступления в бюджет.

Также отметим, что Ассоциация автопроизводителей «Укравтопром» привлечет к строительству шредерного завода в Жулянах итальянскую компанию Ing.Bonfiglioli.

Подробнее о плюсах и минусах утилизационного сбора читайте в статье Валентина Ковальского «Утилизационный сбор — что принесут новые законы».

Об украинских спецпошлинах на импорт автомобилей читайте в статьях Олега Шинкаренко «Спецпошлина на импортные авто: старые грабли?» и Ярослава Снигура «Украинский автопобор — экологией и не пахнет».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях