О наличии идеи всеобщего декларирования населением своих доходов стало известно еще осенью прошлого года, но до настоящего времени соответствующий законопроект все еще находится на стадии разработки. Разумеется, что Украина не является первопроходцем в этом направлении. Декларирование доходов всех граждан как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия «теневой» экономике применяется во всех передовых европейских странах. Однако в наших степях данная инициатива рискует стать сугубо декларативной, так как богатые чиновники, на которых она, в первую очередь, направлена, имеют массу способов ее обойти, считает Андрей Краснов в своей статье «Всеобщее декларирование – население поставят на учет» на информационно-аналитическом портале Inpress.ua.
Несмотря на усилия Миндоходов поставить на электронный конвейер обработку деклараций граждан, для работы с отчетностями, предоставляемыми всем населения, у ведомства явно не хватит кадров. Как отмечает автор, помочь Министерству может подача деклараций в электронном виде, но количество электронных цифровых подписей (ЭЦП) в стране пока оставляет желать лучшего.
«По данным Миндоходов, за I полугодие текущего года 231,1 тыс. физлиц получили 269,1 тыс. бесплатных электронных ключей цифровой подписи. В 2012 году около 100 тыс. чел. получили 131,4 тыс. таких подписей. Стало быть, пока всего несколько процентов от населения, которое подпадает под декларирование, могут сделать это через интернет (в 2012 году такой возможностью воспользовались всего 198 тыс. чел. из 665 тыс. подавших декларации), хотя такая возможность существует с 1 января 2013 года» – пишет Краснов.
И все же, отмечается в статье, всеобщее декларирование доходов в Украине, как и любая популистская мера, имеет больше преимуществ, нежели недостатков. Если, конечно, пренебречь малой вероятностью воплощения данной идеи в жизнь в том виде, в каком она задумывается. Среди плюсов всеобщего декларирования автор выделяет повышение финансовой грамотности и налоговой культуры у населения, получение дополнительных доходов в бюджет посредством легализации зарплат, и даже повышение «гражданского контроля» за эффективностью бюджетных расходов.
В то же время, пишет Краснов, при внедрении общего декларирования Миндоходов может столкнуться с такими проблемами как очереди в налоговых инстанциях в виду массового наплыва декларантов (электронная форма общения еще не стала такой повсеместной, как надо) и недостаточный уровень информированности населения, которому по-прежнему надо ломать постсоветскую психологию.
Напомним, что Украина может отложить снижение ставок налога на добавленную стоимость с нынешних 20% до 17% и налога на прибыль с 19% до 16%, как того требуют положения Налогового кодекса с 1 января 2014 года. Причина этого возможного непопулярного шага – нестабильность экономической ситуации в стране и следование рекомендациям Международного валютного фонда (МВФ), не поддержавшего планов по снижению ставок НДС,
«Сейчас мы находимся в дискуссии по этому вопросу. Если оставить так, как есть, то снижение поступлений по этим статьям неизбежно... порядка 25 млрд грн (3,1 млрд долл.)», - сказал министр доходов и сборов Украины Александр Клименко.
По его словам, доход с этих налогов обычно составляет около двух третей от общего дохода государственного бюджета Украины, то есть ожидаемый убыток эквивалентен примерно 7% от общего объема доходов бюджета в текущем году.
Клименко подчеркнул, что этот вопрос прорабатывается не только на уровне правительства, но и при непосредственном участии бизнеса, а также с привлечением экспертов МВФ. Министр также указал, что правительство работает над поиском дополнительных источников поступлений в бюджет.
Напомним, правительство на своем заседании утвердило План мероприятий по созданию автоматизированной системы «Единое окно представления электронной отчетности». Как поясняют эксперты Министерства экономического развития и торговли Украины, этот план разработан на основе Концепции создания и функционирования автоматизированной системы «Единое окно представления электронной отчетности», утвержденной правительством в августе текущего года.
Реализация разработанного плана позволит правительству существенно продвинуться в направлении создания «электронного правительства».
Эксперты рассчитывают, что уже в начале весны 2015 года «Единое окно представления электронной отчетности» полностью заработает, и позволит создать единую интегрированную базу данных обо всех процессах, происходящих в стране. В свою очередь, это даст возможность вывести анализ, прогнозирование и планирование социально-экономического развития Украины на качественно новый уровень.
Формирование «Единого окна представления электронной отчетности» является важным составным элементом создания условий для открытого и прозрачного государственного управления, качественного улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата в государстве, отмечают эксперты Министерства доходов и сборов Украины.
Он ожидает, что закон о трансфертном ценообразовании, начавший действовать в прошлом месяце и направленный против компаний, которые скрывают часть прибыли с помощью зарубежных подразделений, даст бюджету дополнительные 20 млрд грн.
Клименко также отметил, что запрет расчетов наличными свыше 150 тыс. грн позволит более тщательно контролировать собственность и автомобильный рынок, где раньше люди часто занижали стоимость сделок для уменьшения налога. Теперь платежи могут осуществляться только через банковский счет.
«Вывод экономики из тени – это тот путь, который мы собираемся пройти вместе», - сказал Клименко.
О преимуществах и недостатках новой инициативы Миндоходов читайте в статье Валентина Ковальского «Новые правила от налоговой: бизнес на старт» и материале Андрея Краснова «Новые правила для бизнеса — время проверок сократят».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.