15 октября в Калуге (Россия) состоится заседание Комитета по торгово-экономическому сотрудничеству Украинско-российской межправительственной комиссии на уровне премьер-министров обеих стран. Украина подготовила на рассмотрение российских партнеров целый ряд предложений по совместным проектам. Каковы шансы на их реализацию и не станет ли эта встреча началом нового витка «торговой войны»?
26 сентября премьер-министр Николай Азаров сделал программное заявление о том, что Украина готова подписать важные соглашения во время заседания Комитета по торгово-экономическому сотрудничеству украинско-российской межправительственной комиссии.
«Мы готовы подписать во время этого заседания серьезные соглашения, важные для активизации развития наших экономик. И в первую очередь то, как устранить ограничения и препятствия во взаимной торговле. Ведь наша общая цель — вернуть товарооборот до высокого уровня прошлых лет, а затем и превысить его», — подчеркнул премьер.
Напомним, что на встрече со своим российским коллегой в Астане 25 сентября Азаров заявил, что Украина может присоединиться к 70 соглашениям, составляющим основу функционирования Таможенного союза. Таким образом, украинская сторона демонстрирует свое понимание озабоченности российских партнеров по поводу предстоящего подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС и готова к всестороннему компромиссу ради преодоления возникшей конфликтной ситуации в двусторонних политических и экономических отношениях.
К сожалению, действия России указывают на то, что Москва продолжает делать ставку на политику давления в отношении Украины. Так, в ответ на заявление Азарова премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сказал, что Киев должен либо присоединиться ко всем действующим в структуре Таможенного союза соглашениям и «нести все связанные с этим риски», либо прекратить попытки ввести страны ТС в заблуждение.
Далее Медведев прибегнул к уже стандартному аргументу о том, что в случае подписания украинской стороной ЗСТ с ЕС на российский рынок хлынет поток европейских товаров по реимпортной схеме, что нанесет значительный ущерб производителям стран Таможенного союза. Поэтому Россия и страны ТС, пояснил Медведев, вынуждены будут применить защитные меры к товарам из Украины. Иначе говоря, «торговая война» возобновится в еще более крупных масштабах.
Ровно за неделю до встречи глав правительств двух стран в Калуге, взгляд из Кремля на перспективы российско-украинского экономического взаимодействия официально озвучил Президент РФ Владимир Путин. 8 октября на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС на Бали он сделал следующее важное заявление: «Присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС может создать определенные проблемы в торговом обороте и кооперации (с Россией и ТС), и, безусловно, все это вместе какой-то ущерб отношениям в экономической сфере может принести».
Таким образом, изначально вокруг предстоящего заседания Украино-российской Межправительственной комиссии создается конфликтный фон и разрабатывавшиеся в течение длительного времени крупные проекты двустороннего экономического сотрудничества оказываются под угрозой срыва.
Не смотря на уверенное движение страны в сторону подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, украинское политическое руководство понимает важность сохранения дружественных и взаимовыгодных отношений со своим Северным соседом. И, в первую очередь, речь идет о высокотехнологичных отраслях промышленности.
Исходя из этих соображений, и готовились документы по проектам российско-украинского экономического сотрудничества. Как заявил Азаров, 15 октября в Калуге будут рассматриваться вопросы взаимодействия в сферах космической, авиационной, транспортной, а также в сфере сельского хозяйства.
Напомним, что еще 24 мая в Москве в ходе встречи вице-премьеров правительств Украины и РФ – Юрия Бойко и Дмитрия Рогозина – были достигнуты важные договоренности о возможности реализации совместных проектов в космической сфере. В частности, было предварительно согласовано участие украинских специалистов в строительстве космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке РФ, а также совместный проект создания российско-украинской ракеты-носителя «Зенит».
Как подчеркнул Бойко по итогам переговоров с российским коллегой: «Для Украины это даст соответствующий толчок для развития всей космической отрасли. А на российском Дальнем Востоке такая же ситуация, как в Бразилии, когда мы начинали строительство космодрома с нуля. Украина имеет нужный опыт, и он станет залогом того, что мы будем полезны».
Кроме того, был обсужден вопрос о совместном производстве транспортных самолетов Ан-70 и Ан-124. Затем в вопросе об Ан-70 возникли серьезные разногласия, но 12 июля главы правительств Украины и России на встрече в Сочи достигли договоренности о создании совместного предприятия по производству «Русланов». Окончательную точку во всех этих вопросах и предполагалось поставить на заседании Межправкомиссии 15 октября.
28 августа, в разгар «торговой войны», Юрий Бойко прибыл в Россию на выставку МАКС-2013 и заявил о готовности Украины передать интеллектуальные права на самолет Ан-124 совместному предприятию с российским авиационным комплексом «Ильюшин». Это была уступка российской стороне.
Все эти проекты представляют очевидную выгоду для России, поскольку за счет участия Украины российскому госбюджету удастся существенно снизить общие затраты на их реализацию и получить от украинских партнеров передовые технологические разработки. Однако они рискуют стать заложниками политических разногласий и в итоге могут оказаться очередными жертвами «торговой войны».
Так, 27 сентября генеральный конструктор Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов внезапно заявил, что Россия может заниматься доработкой самолетов Ан-124 «Руслан» без разрешения украинского КБ «Антонов».
Ливанов разъяснил, что в авиационные правила принята поправка, согласно которой российские конструкторские бюро могут получить право разработчика на самолет импортного производства, если не удается договориться с владельцем интеллектуальных прав самолета. «Фактически можно начать дорабатывать Ан-124 уже сейчас - остались небольшие нюансы, которые мы должны решить с Минобороны. И мы, я думаю, выиграем конкурс по «Русланам»», – заявил Ливанов в интервью российскому изданию «Ведомости». Мотивы такого решения, по словам Виктора Ливанова, были следующими. Во-первых, у «Ильюшина» «не складываются отношения с «Антоновым»».
И, во-вторых, российский генконструктор обвинил украинское КБ в передаче технологий производства транспортных самолетов Китаю. Тем самым, как выразился Ливанов, украинские авиаторы «родили и себе, и нам конкурента». В этой связи отметим, что Россия по каким-то причинам не усматривает конкурентной угрозы со стороны КНР при продаже Поднебесной новейших истребителей Су-35, которые только начали поступать на вооружение ВВС РФ.
Не приходится сомневаться в том, что «Ильюшин» обозначил свои намерения достаточно ясно и приложит все силы для срыва совместного проекта. Причины очевидны: участие украинской стороны в проекте пусть ненамного, но все же уменьшает количество финансовых средств из госбюджета, которые может сконцентрировать у себя российская госкорпорация.
С точки зрения руководства «Ильюшина», гораздо выгоднее выбросить украинцев из проекта и получить все сто процентов денег, чем делиться с украинцами и финансированием, и прибылью. Кто хорошо знаком с методами «работы» госкорпораций в РФ – тому прекрасно известно, что лейтмотивом их деятельности является стягивание на себя как можно большего количества бюджетных денег. Как это принято говорить в России: «освоение» и «распил».
Недаром же Дмитрий Медведев в пору своего президентства предложил разогнать госкорпорации по причине полной их неэффективности и чудовищного уровня перерасхода финансовых средств. Но вмешательство Путина не позволило ему осуществить это намерение.
Добавим, что история с Ан-124 не является неким исключением из правил. Примеров выталкивания украинских предприятий из совместных с российскими госкорпорациями проектов можно привести достаточно. Та же история произошла, скажем, с ОАО «Мотор Сич». Или можно вспомнить блокирование Объединенной судостроительной корпорацией предложений украинских судостроительных предприятий ЧСЗ и «Севморзавод» о ремонте и модернизации кораблей ЧФ РФ.
Мотив подобных действий во всех случаях одинаков: желание российских госкомпаний стянуть все финансовые средства исключительно на себя. Именно поэтому они заинтересованы в провоцировании торгово-экономических конфликтов с Украиной. И в рамках ведущейся ими «двойной игры» одновременно тщательно скрывают подобную свою заинтересованность за информационной дымзавесой из заявлений о «нечестности» или «недобросовестной конкуренции» со стороны украинских предприятий.
Вместе с тем, не смотря на любые решения, которые может принять политическое руководство России, а именно за ним всегда последнее слово, неоспоримым остается тот факт, что наши российские партнеры в ряде отраслей и сфер свернуть сотрудничество фактически не могут да и не хотят.
Так, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко напоминает про тесное сотрудничество в машиностроительном комплексе. «РФ – один из основных потребителей продукции украинского машиностроения. Приблизительно 70% украинского экспорта продукции машиностроения приходится на Россию. Также достаточно значительными являются и объемы экспорта российских машин в Украину. Поэтому, в этом секторе нас есть колоссальные перспективы и возможности для взаимовыгодного сотрудничества». При этом, по словам эксперта, речь идет не только об одной отрасли.
«Кооперационные связи между экономиками двух стран достаточно сильные, они сложились еще со времен Советского Союза. Во многих отраслях и производствах, к примеру - авиастроении, автомопроме, электротехнической отрасли и т.д. существуют тесно интегрированные производственные циклы. Российских предприятий, работающих в Украине, равно как и наших предприятий, работающих на территории РФ или с российскими контрагентами, достаточно много. Предположить, что в ближайшее время полностью «разорвутся» производственные цепочки, сложно» – отметил Устенко.
Более того, не следует забывать о сотрудничестве в военно-промышленном комплексе и о металлургии.
«Многие российские военные экспортные контракты в оборонной сфере, завязанные на украинских предприятиях и поставки ими комплектующих. Например, Россия получила очень выгодный контракт на поставку вертолетов для вооруженных сил США. Он полностью завязан на поставках запорожского «Мотор-сич» - вряд ли РФ сейчас удастся поменять поставщика двигателей для вертолетов», - отмечает глава Института украинской политики Кость Бондаренко.
Кроме того, по его словам, в металлургической отрасли «у нас достаточно тесно завязан цикл в производстве некоторых видов стали. В России есть два предприятия, которые обеспечивают выпуск легированных сталей и специализированных сталей, но только участие украинской «Днепроспецстали» в этом цикле обеспечивает полностью потребность России».
Примеры совместных проектов и тех взаимных выгод, которые они приносят экономикам двух стран можно приводить и дальше. Найдется немало экспертов, как с украинской, так и с российской стороны, которые скажут что Киеву и Москве нужно в дальнейшем не смотря ни на что углублять сотрудничество и развивать кооперацию.
И сегодня главный вопрос, который стоит на повестке дня – это как найти ту взаимовыгодную, и что самое главное, приемлемую для всех сторон форму дальнейшего сотрудничества.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.