Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

О торговле с Евросоюзом договорились, но вопросы остались, — Валерий Пятницкий

30 августа 2013, 11:00 1

«Торговых преград на пути сближения Украины и ЕС нет»

Вопрос: Валерий Тезиевич, какие проблемы сегодня стоят на пути подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС?

Ответ: Я скажу так, нет таких вопросов, которые могли бы стать на пути к подписанию этого Соглашения, если говорить исключительно о торгово-экономической его части. Естественно, есть некие политические моменты, но это уже не наша компетенция.

В то же время следует понимать, что торговля — это живой организм, здесь каждый день могут возникать новые обстоятельства, поэтому наша делегация постоянно работает в режиме консультаций с нашими европейскими коллегами. Тем не менее, переговоры относительно самого текста Соглашения об ассоциации с ЕС и зоны свободной торговли (ЗСТ) мы успешно завершили.

Речь идет о двадцати разделах, касающихся различных секторов свободной торговли, начиная от традиционной торговли товарами и заканчивая защитой прав интеллектуальной собственности, правилами конкуренции, госзакупок и т. д.

Вопрос: То есть после подписания Соглашения мы можем ожидать либерализацию торговли?

Ответ: В некоторой степени либерализация начнет действовать. Например, с момента подписания Соглашения будет введена нулевая ставка пошлины на промышленные товары из Украины. Если мы до этого экспортировали, к примеру, швейную продукцию с 10% ставкой пошлины, то сейчас ее не будет.

То же самое касается курятины — на сегодня все сделано для того, чтобы на большую часть этой продукции были нулевые пошлины, а также договорились о гармонизации ветеринарных и санитарных стандартов. То есть договоренности проводятся по каждой продукции отдельно.

«Соглашение не дает украинцам возможности свободно работать в Европе»

Вопрос: А как будут обстоять дела с трудовой миграцией?

Ответ: Да, здесь есть пара особенностей. К примеру, если сейчас любой специалист захочет работать в ЕС, то у него возникнут трудности с пакетом документов по найму, потому что у нас с европейскими странами на сегодняшний день нет даже таких элементарных вещей, как взаимное признание дипломов. В связи с этим в нашем Соглашении не предусмотрено, что украинец в любой момент может взять и уехать в ЕС, и найти там работу.

Вопрос: В будущем планируется как-то урегулировать этот момент, ведь и без того сейчас очень большое количество украинцев работает в странах Европы?

Ответ: Естественно, мы ведем переговоры в этом направлении, однако на данный момент у нас нет возможности одним соглашением решить все вопросы в этой весьма объемной сфере. Важно понять, что нынешнее Соглашение об ассоциации и ЗСТ абсолютно не исчерпывает все возможности сотрудничества с ЕС.

«Одного соглашения для создания зоны свободной торговли недостаточно»

Вопрос: Много вопросов остаются нерешенными. Что нужно предпринять для дальнейшего развития сотрудничества?

Есть сферы, где исчерпывается компетенция Европейской Комиссии и начинается компетенция стран-членов ЕС. Поэтому необходимо заключать двусторонние соглашения с каждой страной. Этот процесс уже идет, он был и будет продолжаться до полной либерализации взаимоотношений.

Вопрос: Мы для стран-членов ЕС, согласно Договору, предоставляем один статус, почему европейская сторона не может сделать так же?

Ответ: В том то и дело, что это вопрос лежит в компетенции стран-членов ЕС. Соглашение на самом деле — это стартовая точка. Потому что зона свободной торговли не создается путем подписания документа, она создается в процессе взаимодействия. По каждой области отдельно. Допустим, мы договорились о либерализации в области транспорта — транспорт по ЕС начал двигаться свободно, договорились о гармонизации стандартов производства курятины — можем экспортировать, и так далее.

Вопрос: В таком случае, насколько сегодня наш внутренний производитель будет защищен, после подписания Соглашения?

Ответ: Здесь опять же надо смотреть на каждый сегмент торговли по отдельности. Например, мы договорились, что сразу после подписания Соглашения с одной и другой стороны будет нулевая пошлина на кондитерскую продукцию. Это была даже инициатива нашей кондитерской промышленности.

Почему? Потому что это современные производства, та же система ценообразования, что и в ЕС, те же технические стандарты, и, условно говоря, какао-бобы все покупают на одних и тех же биржах. То есть эта отрасль полностью соответствует европейским стандартам. А дальше все уже зависит только от качества вашей продукции.

«Благодаря ЕС Украина может выйти на мировые рынки»

Вопрос: А как насчет автомобильной отрасли? Мы даже спецпошлинами защищаем нашего отечественного производителя?

Ответ: Пошлины пошлинами, а в ЕС есть большие вопросы касательно выбросов двуокиси углерода в атмосферу. У нас на сегодня автомобили оборудованы в этом плане? Нет. Следующее, скажем, если вы хотите поехать в Европу на «КрАЗе» стандарта Евро-3, то вас туда просто не пустят. Потому что в Европе уже действуют стандарты Евро-4, Евро-5. Поэтому нашим производителям нужно к этим стандартам подтягиваться. Никто же не мешает этого делать уже сейчас.

Вопрос: В том то и дело, что здесь нужны инвестиции. А пока их нет, то отрасль не защищена.

Ответ: Да, нужны. Но скажите мне — почему эти инвестиции пришли, например, в кондитерскую отрасль, и она сегодня экспортирует более чем на миллиард долларов? На конфетах, представьте себе, миллиард долларов! А сколько экспортирует наш автопром? В ЕС — ноль, в Россию до недавнего времени экспортировали где-то на миллионов 100-150. Вы представляете разницу — кондитерка и автопром?

Все же должно было быть наоборот. Но поскольку была большая просьба нашего автопрома, то мы сделаем отдельный раздел в Соглашении по автомобилям, который будет предусматривать двусторонние защитные меры. Поможет ли это автопроизводителям — боюсь судить.

Вопрос: А какие еще защитные меры предусмотрены Соглашением?

Ответ: Подобные двусторонние меры у нас есть, например, по секонд-хенд-одежде. Есть определенные защитные меры и переходные периоды в случаях, где у нас экспортные пошлины. То есть мы от них не отказываемся. В общем, остаются глобальные защитные меры, например, те же антидемпинговые меры, или субсидируемый экспорт.

«Бездельникам ЗСТ с ЕС не поможет»

Вопрос: Не закроется ли ЕС от нашего сельского хозяйства?

Ответ: Европейцы в аграрном секторе обязались отменить экспортные субсидии и пошлины. Здесь они идут на определенный риск для себя, ведь наш аграрный сектор во многих случаях более конкурентоспособный. Единственное слабое место некоторых сегментов этого сектора нашей экономики — в гармонизации требований относительно безопасности и качества продукции, то есть признание, что эта продукция, система контроля за производством или выращиванием этой продукции эквивалентны тем, которые действуют в ЕС.

В этом плане нам необходимо еще принять изменения в законодательство, модернизировать работу нашей ветеринарной и фитосанитарной службы, и главное — модернизировать производство тем, кто хочет выходить на европейский рынок. Хотя, в общем, после этого открывается уже весь мир.

Потому что если ЕС экспортирует свою продукцию на рынок Индии, то точно так же мы можем экспортировать нашу эквивалентную продукцию в ту же Индию, Китай и Соединенные Штаты. То есть появляется очень мощный стимул вкладывать деньги в то, чтобы сделать свою продукцию эквивалентной европейской.

Вопрос: То есть это уже будет продукция под маркой ЕС?

Ответ: Нет, это не будет марка ЕС, но это будет продукция, гармонизированная со стандартами ЕС. То есть по этим стандартам для нашего производителя действительно открывается мировой рынок.

Вопрос: В итоге можно сказать, что Соглашение о зоне свободной торговли выгодно украинским производителям и потребителям?

Ответ: Я думаю, что это Соглашение бесспорно выгодно Украине. И выгодно украинским производителям, если они действительно позиционируют себя производителями, а не бездельниками. Ведь если одни могут работать в наших условиях и достигать эффективного результата, то такого же результата должны достигать и другие.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях