Общество развивается стремительными темпами, и уже практически невозможно представить жизнь больших украинских городов без едва ли не круглосуточного шума автомобильных моторов.
А как поживали автолюбители в советское время? В этом вопросе и решили разобраться журналисты информационно-аналитического портала Inpress.ua в рамках рубрики АНАЛОГИИ.
По данным ООН, в Украине на тысячу жителей приходится 158 автомобилей, наша страна по этому показателю находится на 82 месте в мире. По сравнению с другими странами не так уж и много. В США аналогичный показатель составляет 802 ед., в Германии — 534, в России — 293, в Белоруссии — 282.
При этом многие наши соотечественники до сих пор пользуются достижениями еще советского автопрома. Последний же в свое время вовсю поднимал величие необъятной страны серпа и молота, позволяя советскому гражданину ощутить себя человеком, движущимся к завершению строительства коммунизма со скоростью примерно в 60 км в час.
Шутки шутками, но в Союзе заполучить машину в личное пользование было достаточно сложно. По официальной статистике, в 1987 году по СССР в целом на каждую тысячу городских жителей приходилось по 49 личных автомобилей, что несомненно мало, учитывая современные данные.
Вообще как товар народного потребления автомобиль стал доступен массам, то есть всем тем, кто не являлся чиновником, партийным деятелем, ветераном войны, передовиком производства или военным, только в середине 50-х годов прошлого века. Тогда простые граждане могли приобрести лишь «Москвич-400», в то время как «Победы», «Чайки» и «ЗИЛы» поставлялись в основном для нужд узкого избранного круга людей.
К слову сказать, сегодня автомобили премиум-класса также доступны крайне ограниченному кругу украинцев. Однако главной преградой для большинства жителей сегодня является не причастность к той либо иной социальной группе, а банально непомерные цены.
Но даже простую машину в те времена было купить непросто. Необходимо было записываться в очередь, которая могла затянуться на целых десять лет, в то время как купить авто «с рук» можно было разве что у родственников. Сегодня для этого достаточно зайти в любой приглянувшийся автосалон.
С начала 70-х количество желающих стать автовладельцем значительно увеличилась. Утолить этот спрос должны были несколько марок машин. Но отдельного внимания заслуживает продукция украинских машиностроителей — «Запорожец».
Впервые он попал на советский рынок еще в конце 50-х годов, когда из заводского гнезда выпорхнула первая ласточка украинского автопрома. Главной задачей бывшего Запорожского завода сельхозмашин (а именно так до переориентации производства на автомобили назывался ЗАЗ) было создание компактного и экономичного малолитражного автомобиля.
В качестве прототипа конструкторы использовали итальянский Fiat-600 на заднем приводе, что было крайне нехарактерно для советских конструкторов. При этом очень много внимания уделялось нуждам инвалидов, поэтому первые опытные модели Запорожца основывались на ручном управлении и имели максимально широкие дверные проемы.
Легкая и сравнительно дешевая разработка запорожских инженеров пришлась по вкусу советским гражданам. «Запорожец» благодаря большому для такого автомобиля дорожному просвету и сравнительно маленькому весу очень неплохо справлялся с труднопроходимыми участками дорог, отличаясь впечатляющей маневренностью.
В 1967 году с заводского конвейера вышло новое поколение «Запорожцев» — то, которое непосредственно своими колесами и сотворило ту легендарную репутацию всех «Запоров» среди советских граждан. Начиная с 1988 года, ЗАЗ освоил производство принципиально нового авто на переднем приводе — «Таврии». Впоследствии на этом же заводе начался выпуск столь полюбившегося тысячам украинцев «Ланоса».
На протяжении всего советского периода именно «Запорожец» был едва ли не самой дешевой машиной. В 1976 году за «ушастого» необходимо было отдать 3,5 тысячи рублей, что на то время соответствовало эквиваленту примерно 25 средних зарплат. Для примера по состоянию на этот же год «Волга» стоила 9 453 рубля, «Москвич» — 7 491 рубля, а поистине народный автомобиль «Жигули» — 7 300 рублей. Еще дороже стоила более элитная, но менее доступная «Волга». Разница, как видим, ощутимая.
Если в Советском Союзе сравнительно высокая стоимость авто несколько компенсировалась мизерными ценами на бензин, то в нынешних украинских реалиях топливо забирает едва ли не львиную долю затрат водителей на содержание своих «железных коней».
Другое дело, что недостаточное количество АЗС, периодический дефицит нефтепродуктов и талонная система оплаты в советское время приносили любителям машин некоторые весьма существенные неудобства. Кроме того, существовало разделение станций на государственные, где заправлялись исключительно автомобили, состоящие на учете госучреждений, и частные, на которых обслуживали простых граждан, так называемых «частников».
Наличной оплаты на АЗС Союза не существовало вообще, а топливо можно было приобрести исключительно по талонам, которые распространялись по предприятиям, а также продавались в магазинах наряду с другими товарами.
Сейчас же заправки повсеместно вплетаются в живописные ландшафты нашей страны, так что выбор у современных автомобилистов в плане покупки «еды» для своей машины более чем достаточен. При всем при этом, на среднюю зарплату сегодня можно купить 325 литров 92-го бензина, в то время как советский гражданин на свои среднестатистические 140 рублей мог приобрести целых 665 литров топлива. Цифра по меньшей мере приличная, только вряд ли советский автолюбитель смог бы «выжечь» такое количество бензина даже за пять лет.
Как говорила легендарная героиня Нонны Мордюковой из «Бриллиантовой руки», «Наши люди в булочную на такси не ездят!».
И действительно, получая в собственность вожделенный автомобиль, «наш человек» ездил на нем зачастую только на «дальние дистанции» — в деревню, на дачу и т. п. Каждый день на работу на личном авто добирались только наиболее богатые и уважаемые граждане — руководители предприятий, ведущие специалисты заводов, чиновники, партдеятели и, естественно, высокопоставленные военные. Тем не менее, машина оставалась одним из золотых элементов триады «дача, машина, квартира» — высшего идеала жизни в Советском союзе. Стать автовладельцем хотели абсолютно все.
Менялись поколения, вместе с генсеками ЦК КПСС уходили целые эпохи из жизни страны, но именно автомобиль всегда оставался неким признаком самодостаточности и успешности непримечательной на фоне строительства коммунизма жизни обычного советского гражданина.
Именно автомобиль является сейчас одним из главных атрибутов современного человека, чем-то само собой разумеющимся. И купить его сегодня несравнимо легче, количество предложений просто-таки зашкаливает. Да и возможность кредитования тоже добавляет современному человеку в покупательной способности.
Однако собственная машина как была, так и остается роскошью, доступной далеко не всем. Ведь при средней зарплате в 3 380 гривен простому украинцу потребуется не один год, чтобы купить или выплатить кредит за свое пусть даже небольшое малолитражное авто.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.