Академик НАН Украины и бывший министр экономики Богдан Данилишин считает, что за годы независимости в Украине сформировались квазигосударство и квазиэкономика, которую вполне можно назвать «олигархократия», а причина возникшей ситуации — опыт жительства в коммунистическом Советском Союзе. В то же время эксперт уверен, что принятые Верховной Радой законы о финансовых векселях и о трансфертном ценообразовании могут существенно декриминализировать отдельные сферы экономики и уменьшить влияние олигархических групп в стране, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
«Ни одна из стран, которые более чем 20 лет назад лишились тоталитаризма, не смогла избежать двух явлений, характерных для посткоммунизма: коррупции вместе с деморализацией и потери чувства этики», — пишет академик НАН Украины и бывший министр экономики Богдан Данилишин в своей статье «Удастся ли действующей правительственной команде деолигархировать экономику?», размещенной на сайте Радио «Свобода».
По мнению эксперта, в государствах, которые в прошлом сталкивались с грузом коммунизма, население погрязло в разочаровании и апатии. В пример он приводит слова бывшего чешского президента Вацлава Гавела, который назвал это явление «посткоммунистической депрессией» или «мафиозным капитализмом».
«Бывший узник Гавел сравнивает эту ситуацию с конкретным психически неуравновешенным заключенным, выпущенным на свободу после многих лет отсидки в маленькой камере в тюрьме с суровой дисциплиной, — он выходит из тюрьмы и грызет все, что попадается на пути. Мы действительно вышли „голодными“ с СССР — и бросились „жрать“ в зависимости от своих аппетитов и возможностей. В конце концов — сформировали квазигосударство и квазиэкономику, которую реально ни один из учебников охарактеризовать не может», — пишет академик в своей публикации.
Аналогичные примеры, по мнению Данилишина, можно привести и в отношении Украины.
«Что мы сформировали за эти годы? Олигархократию, которая срослась со всеми сферами государственного управления и фактически парализовала страну? Оранжевую революцию, которая стала борьбой миллионеров с миллиардерами, но которая была последней надеждой для выхода из посткоммунистической депрессии? Сформированы олигархократия и люмпен, который только и стремится к зрелищам, которые ему время от времени демонстрируют все правительства в виде различных шоу.
Понимают ли сейчас люди, которые руководят страной, что они просто винтики, механизмы в руках олигархократии, которая может распорядиться ими по своему усмотрению: мы вас породили — мы вас и убьем, как говорил один известный литературный персонаж?» — задается вопросом эксперт.
По мнению Данилишина, пока в Украине не исчезнет олигархократия, «мафиозный капитализм», не сформируется средний класс, «мы будем просто „догоняющей“ экономикой, следующей в фарватере олигархических потребностей».
Далее эксперт рассказывает о принятых перед летними каникулами Верховной Радой законах, которые «могут существенно изменить тактику экономической политики Украины». По его мнению, в Украине чрезвычайно велико влияние разного рода олигархических групп, а уровень олигархизации экономики уже давно превышает 80%. Поэтому он уверен, что «без экономических реформ дальнейшее продвижение для Украины является патовым».
«Поэтому даже на уровне деклараций, медленно, с ошибками, но они должны декларироваться и воплощаться в жизнь. Даже если они не дают моментальных ощутимых результатов — для формирования будущих структурных форм это будет иметь большое значение», — считает академик НАНУ.
«Отмечу, что после обновления состава Кабинета Министров страна наметила соответствующие планы, в осуществление которых верилось с трудом, — пишет Богдан Данилишин и продолжает: — Последние решения Верховной Рады Украины говорят „сами за себя“: в стране приняты важные для развития экономики законы, которые могут существенно декриминализировать отдельные сферы экономики страны и уменьшить влияние олигархических групп. И это также свидетельствует о том, что руководителю экономического блока правительства Сергею Арбузову удалось сконцентрировать думающих людей в парламенте на конструктивной работе построения прозрачной экономической среды. Однако возникает логичный вопрос: удастся ли ему, как и нам всем, кто родился с врожденными пороками „посткоммунистического синдрома“, побороть сопротивление олигархократии и воплотить в жизнь хотя бы что-то из задуманного?» — задается вопросом академик.
Вексельная эпопея
Говоря о законе о финансовых векселях, Богдан Данилишин отмечает, что «внимательно следил за тем, какие преграды принятию закона о финансовых векселях создавали отдельные народные депутаты», причем «как оппозиционные, так и представители провластного большинства». Такое сопротивление некоторых народных избранников эксперт связал с тем, что появление на финансовом рынке такого инструмента, как вексель, лишает владельцев финансово-промышленных групп, имеющих мощное лобби в парламенте, искусственно созданных экономических преимуществ над конкурентами.
Он также сообщил, что «отныне закон ограничит практику формирования фиктивного налогового кредита с целью возмещения НДС».
«Кроме того, Министерство доходов и сборов получило действенные законодательные рычаги по строгости борьбы со схемами налогового мошенничества: минимизации налоговых обязательств, уклонения от налогообложения, попыток незаконного возмещения НДС из госбюджета.
Вексельный инструмент давно и широко используется в большинстве цивилизованных стран Европы и мира. С узакониванием такого инструмента перед экономикой Украины открываются новые возможности. И это очень кстати на фоне огромного внешнего долга и существенных сумм выплат по кредитным обязательствам, приходящихся на текущий год», — полагает бывший министр экономики Украины.
В подтверждение позитивного влияния вексельного закона на украинскую экономику академик НАНУ привел два следующих твердых аргумента: «Во-первых, финансовый казначейский вексель, как я уже сказал, поставит в равные условия всех субъектов предпринимательской деятельности. Но самое главное — этот инструмент упростит и ускорит процедуру возмещения НДС налогоплательщикам, сделает ее максимально прозрачной. И данная практика, без всяких сомнений, создаст предпосылки для активизации инвестиционного интереса к реальным секторам экономики Украины.
Во-вторых, вексельный инструмент позволит снять существенную нагрузку с государственного бюджета, который, повторюсь, в текущем году испытывает огромные трудности в свете гарантированных выплат по внешним долгам. Проще говоря, вексельный инструмент позволит сбалансировать платежный баланс финансовой сметы без проведения эмиссии национальной валюты. А это, в свою очередь, не допустит раскрутки маховика инфляции, роста цен на товары и услуги».
В то же время эксперт отмечает два принципиально важных момента процесса перехода на вексельную систему, которые заключаются в исключительной добровольности участия в вексельной программе и ее временности.
«Как показывает содержание закона, воспользоваться правом вексельных взаимозачетов из НДС субъекты предпринимательства могут до 1 января 2014-го. Это очень показательный момент. Есть общий номинал выпущенных векселей и предусмотренная процентная ставка в размере 5%, которая будет подкреплена четкими, защищенными статьями расходов в государственных бюджетах ближайших пяти лет, на протяжении которых будут находиться в обороте финансовые казначейские векселя.
Принцип добровольности участия в программе также весьма показателен. Насколько мне известно, законопроект был разработан по инициативе субъектов предпринимательской деятельности. Для бизнеса вексель выгоден во всех аспектах. Ценные бумаги также снижают финансовую нагрузку на бизнес при отчислениях НДС. Кроме того, предприниматели получают возможность обналичить вексель в четко обозначенные сроки возмещения НДС. Проще говоря, появляется реальная возможность получить компенсацию НДС живыми деньгами без задержек и к тому же заработать проценты», — считает Богдан Данилишин.
Последний принципиальный момент в вексельной теме, по его мнению, заключается в том, что закон не меняет схему автоматического возврата НДС живыми деньгами: «Вексельные расчеты будут предложены исключительно тем категориям налогоплательщиков, которые не получили права на автоматическое бюджетное возмещение по причинам несоответствия критериям Налогового кодекса Украины».
Что делать с офшорами?
Не менее дискуссионным и антиолигархическим, по мнению Богдана Данилишина, является принятый Верховной Радой закон о трансфертном ценообразовании: «Что он реально может дать экономическому развитию? Положительным моментом в построении прозрачной модели экономики этот закон Украины может стать, кроме того — он подкреплен достигнутыми и ратифицированными Верховной Радой Украины межправительственными договоренностями с Кипром об избежании двойного налогообложения».
В статье эксперт также информирует, что «против принятия этого закона, позволяющего детенизировать экономику, украинские олигархи и их парламентские лоббисты стояли «не на жизнь, а на смерть».
Каждый год, пишет специалист, используя офшорные схемы, с финансового оборота Украины за границу выводились сотни миллионов долларов. «Данная практика с каждым годом все более обескровливала финансовый рынок Украины. Поскольку выведенные в обход налогообложения средства потом обратно вводились в страну, но уже под видом пакетных инвестиций или кредитов. При этом государство было вынуждено платить проценты. Таким образом, снежный ком вывода валюты с территории Украины только нарастал. На финансовом рынке образовался дефицит наличных. Нацбанк был вынужден тратить золотовалютные резервы на поддержание стабильного курса национальной валюты», — сообщил академик НАНУ.
Теперь, по мнению эксперта, этой порочной практике положен конец. Эксперт считает, что отток денег из Украины если не прекратится, то существенно снизится: «Надеюсь, что процесс найдет прозрачные цивилизованные формы, которые позволят государству получать налоги от трансфертных операций, более эффективно контролировать и регулировать платежный баланс, наращивать золотовалютные резервы».
Кроме того, Данилишин уверен, что введение законодательных принципов трансфертного ценообразования и ратифицированная конвенция с Кипром создадут мощные стимулы для притока в Украину реальных, а не бутафорских инвестиций с целью модернизации производственно-технологических мощностей, а не обогащения определенных финансово-промышленных групп на так называемом «кредитовании» украинской экономики украденными у этой же экономики деньгами.
«То есть можно говорить о том, что уже сейчас в Украине идет ожесточенная борьба за деолигархизацию экономики и межолигархическая борьба за сферы влияния», — уверен эксперт.
Подытоживая, бывший министр экономики Украины позитивно охарактеризовал инициативы нынешней украинской власти.
«Думаю, что «даже в нынешней власти есть люди, которые трезво понимают, что они — министры, депутаты, вице-премьеры и т. д. — являются только винтиками системы, которых открутить и выбросить ничего не стоит. Способны ли они сами стать вирусом для системы и заставить ее работать на страну — это вопрос, над которым стоит задуматься и тем, кто у власти, и тем, кто ее хочет получить», — резюмировал академик НАНУ Богдан Данилишин.
Справка
Как сообщалось, 4 июля Верховная Рада разрешила Кабинету Министров реструктуризировать фактическую бюджетную задолженность по определяемым правительством расходам госбюджета, возникшую по состоянию на 1 января 2013 года, путем выдачи казначейских финансовых векселей.
Также в тот день парламент принял законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании».
В Украине после подписания принятого документа главой государства пороговой суммой дохода для контроля трансфертных цен будет 50 млн грн (1,5 млн долл.) с обеих сторон за календарный год. В других странах таким пороговым значением являются: в России — 30 млн долл., в Польше — 60 тыс. долл., во Франции: 400 млн евро.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.