Вчерашний рабочий день в Верховной Раде поистине стал «днем борьбы с офшорными махинациями». После долгожданной ратификации конвенции между правительствами Украины и Кипра об избежании двойного налогообложения депутаты приняли еще один скандальный законопроект — о контроле за трансфертным ценообразованием, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Верховная Рада Украины одобрила во втором чтении и в целом инициированный правительством скандальный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс в части контроля за трансфертным ценообразованием. Законопроект был разработан Министерством доходов и сборов и впервые предусматривал механизм борьбы с выводом прибыли предприятий в офшорные зоны и страны с низким уровнем налогообложения, сообщает «УНИАН».
За принятие закона проголосовал 231 народный депутат при необходимых 226.
Законопроект предусматривает налоговый контроль за трансфертным ценообразованием, а также предусматривает применение центральным органом государственной налоговой службы системы мероприятий по установлению соответствия цен в операциях между связанными лицами уровню рыночных цен.
Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием основывается на принципе «вытянутой руки» (Arm’s length principle) — международном стандарте, согласованном государствами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве рекомендуемого к использованию по установлению трансфертных цен для налоговых нужд.
Законом предусмотрено, что контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется при проведении операций, объем которых с каждым контрагентом составляет более 50 млн грн в год: между связанными лицами; между лицами, хотя бы одно из которых зарегистрировано на территории, в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на пять и более процентных пунктов меньше, чем в Украине.
Для контроля за трансфертным ценообразованием будут использоваться пять методов с последующей приоритетностью их применения: сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи); цены перепродажи; издержки плюс; чистой прибыли; распределения прибыли.
Налогоплательщики вместе с годовой декларацией налога на прибыль будут подавать отчет о проведенных ими в течение года контролируемых операциях.
Исключено предложение о невозможности использования инспекторами других методов определения рыночных цен, кроме тех, что применяются плательщиками, а также норма о том, что рыночной стоимостью считается цена, согласованная на момент составления договора.
Нормы закона должны вступить в силу с сентября 2013 г., а не с 1 января 2014 года.
Кроме того, члены комитета поддержали предложение о добровольности применения механизма отклонения от рыночных цен на 5% аграриями, металлургическими и химическими предприятиями. Так, по данным Министерства доходов и сборов, сумма дополнительных доходов, которые поступят в бюджет в случае принятия закона о трансфертном ценообразовании, составит около 20 млрд грн. Вместе с тем, в Миндоходов отмечали, что перед рассмотрением в парламенте крупный бизнес пытается добиться ограничения действия трансфертного закона лишь внешнеэкономическими операциями, в то время как министерство настаивает на распространении госконтроля и на операции между резидентами внутри страны, сообщает «РБК Украина».
В ходе обсуждения парламентарии отклонили все поправки, поданные народными депутатами преимущественно от оппозиционных фракций (порядка 460 поправок), включая вопрос определения обычной цены посредством биржевых торгов, определения ценовой базы (установления базовой цены на момент подписания контракта), использования таких цен при контроле внутренних операций, а также неприменения норм закона к внутренним операциям и определения круга «связанных» лиц. Кроме того, не нашла поддержки поправка об отсрочке штрафов за нарушение норм закона в размере 5% от объема операции.
Вместе с тем, народные депутаты от оппозиции утверждали, что законопроект не соответствует нормам и требованиям ОЭСР, которые были положены в основу законопроекта. В частности, народный депутат Оксана Продан назвала законопроект «петлей на украинской экономике». «Законопроект позволяет влиять на внутреннее ценообразование, чего нет во всем мире. Законопроект станет петлей на экономике Украины», — подчеркнула она.
Напомним, 20 июня Верховная Рада приняла за основу законопроект о трансфертном ценообразовании, разработанный Министерством доходов и сборов Украины.
В декабре 2012 года Государственная налоговая служба (ГНСУ), вошедшая в состав Министерства доходов и сборов Украины, представила деловым кругам законопроект о трансфертном ценообразовании, разработанный специалистами ГНСУ совместно с консультантами ведущих консалтинговых агентств, в частности PriceWaterhouseCoopers, и зарубежных компаний.
Справка
Трансфертное ценообразование — реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов.
Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 года «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.