Политическая система Украины за последнюю неделю претерпела невероятно быстрые и радикальные изменения. В чем-то они были даже сказочными, нереальными.
Если бы месяц назад кто-то бы сказал, что Виктор Янукович будет убегать из Украины, а его место временно займет Александр Турчинов, то такого человека посчитали бы либо безнадежным романтиком, либо просто полоумным.
Однако год за годом отечественная политика безотказно подтверждает лишь одно правило: в Украине возможно все. И мгновенное банкротство преступных олигархов, которые годами разворовывали государственный бюджет, и тотальная перезагрузка власти по самым неожиданным сценариям, и фактическая реализация перманентно действующего института «прямой демократии» в виде «майдана» на главной площади страны.
Все это в совокупности дает понимание украинских игр власти, в которых, как оказалось, после многочисленных убийств гражданских активистов нет ни писаных, ни неписаных правил игры.
В связи с этим вопрос о дальнейшей судьбе Юлии Тимошенко остается открытым. Она могла стать премьером, но уже успела отказаться от этой возможности. Она все еще может стать президентом, если звезды на "майдановском" небе не воспротивятся такому ходу событий.
Однако настоящий выбор, как и всегда, находится в руках Юлии Владимировны. И заключается, в сущности, этот выбор в возможности избрания одной из двух альтернатив: борьбе за высшую государственную должность на выборах или продвижении имиджа «совести нации». Одно с другим, как мы знаем из истории, плохо сочетается.
После сверхскоростной доставки Юлии Владимировны на киевскую протестную сцену и ее впечатляющего выступления (как для человека, который провел в закрытом пространстве два с половиной года) произошли два важных события.
Во-первых, всем стало ясно, что рядовые участники протестного движения воспринимают «газовую принцессу» не так тепло, как хотелось бы. В конечном итоге, такое положение вещей и привело к тому, что Юлия Тимошенко поспешила объявить о своем отказе от премьерского кресла.
Во-вторых, Юлия Владимировна на митинге 22 февраля весьма твердо заявила о желании дальнейшего участия в политической жизни страны. На данный момент, по всей видимости, происходит лишь поиск формата, который будет приемлемым в первую очередь для столичной инфраструктуры протеста.
Время идет. И чем быстрее Украина возвращается к своему мирному способу жизнедеятельности, тем больше вероятность того, что Юлия Владимировна на правах «моральных оснований» войдет в президентскую кампанию.
Основная особенность акций протеста, которые продолжились уже после переформатирования украинской власти, заключается в попытке изменить базовые принципы политического рекрутинга в Украине.
Оппозиция видела в завершении революции шанс занять позиции в соответствии с должностями в партийных командах (соответственно своему опыту, близости к «телам вождей» и прочим заслугам). Однако митингующие захотели изменить этот очевидный и проверенный временем способ распределения сладких государственных портфелей.
Протестное движение, пользуясь своим статусом «истинны в последней инстанции», навязывает стране другой способ подбора персонала на высшие руководящие должности в государстве. Заключается он в имплементации руководителей «служб Майдана» в штат государственных учреждений.
По сути, в этом есть определенный смысл. После завершения любой успешной революции «полевики» берут власть в свои мускулистые руки. Особенно это характерно для повстанцев-военных, которые после победы имплементируются в систему официальных войск и получают армейские звания.
Логика рекрутинга "майдана" плохо сопрягается с логикой рекрутинга сегодняшней власти и вчерашней оппозиции. В первую очередь, такая модель подбора персонала закрывает все возможные двери «великого возвращения» Юлии Тимошенко в политику.
Следует ожидать, что подобное навязывание политическое воли уже очень скоро прекратится. Например, Арсений Яценюк на днях заявил о создании специальной должности для митингующих в каждом министерстве, мол, будут «майдановцы» следить за тем, чтобы крутые пузатые дядьки деньги не воровали.
Думаю, многие «гражданские лидеры майдана» согласятся занять эти должности, после чего разговоры о «народном контроле» правительства быстро сойдут на нет.
Точнее, они будут постоянно актуализироваться в медиапространстве, но борцы с коррупцией в министерствах с завидной частотой станут заявлять об отсутствии взяточничества и других порочных атрибутов бюрократической системы в рядах новой власти.
Печальные мысли, на первых порах, будет навевать только увеличивающийся диаметр шеи борцов с коррупцией. Но все это в будущем, а пока – занавес и овации.
Юлия Тимошенко, конечно же, отказалась от премьерского кресла не только из-за понимания новой логики политического рекрутинга "майдана" (хотя это тоже сыграло свою роль). Просто еще очень свежи воспоминания о провале на президентских выборах 2010 года, в которых она стартовала с позиции премьер-министра Украины.
«Премьерское проклятье» – страшная вещь для человека, который может стать либо президентом, либо остаться неким патроном крупнейшей и сильнейшей, на сегодняшний день, политической силы в Украине.
С 25 февраля в Украине началась президентская гонка, регистрация в которой будет длиться еще 35 дней. Именно столько времени есть у Юлии Владимировны для того, чтобы определиться со своими президентскими амбициями, подлечится, вернуться в былую политическую форму и вновь радовать нас своей отшлифованной риторикой.
Стратегия Юлии Тимошенко в ближайший месяц обязательно будет содержать следующие блоки:
1. Работу с международным сообществом. Встречи с представителями стран ЕС, выезд в клинику Шарите (и попутная встреча с Ангелой Меркель). Все это внимание необходимо для возрождения международных контактов, создания информационных поводов и пиаре на теме евроинтеграции Украины.
2. Расчистку политического поля от потенциальных конкурентов. Учитывая то, что от Партии регионов на выборах не будет единого сильного кандидата (скорее, плеяда «вторых лиц», борющихся за электоральное золото ПР), реальные соперники остаются только среди оппозиционеров.
Естественно, основная агрессия в оппозиционной песочнице будет направлена против Виталия Кличко, который, потенциально, может получить поддержку на юго-востоке страны (где не воспринимается ни Арсений Яценюк, ни Олег Тягнибок, ни Юлия Тимошенко).
3. Навязывание в СМИ персоны Юлии Владимировны как политика, которого западные партнеры Украины хотят видеть в кресле президента (отсылка к первому блоку ее стратегии). Другими словами, аргументы «за» участие «узницы №1» в избирательном процессе будут искать не среди активистов на главной площади страны, а среди телезрителей центральных телеканалов.
Украина действительно находится на очень трудном, с психологической точки зрения, этапе собственного становления. Противоречия между «государством в государстве» ("майданом"), внешне работающим по охлократическим принципам, и новой властью нагнетает уже новый конфликт в обществе – конфликт по поводу реформирования политической системы.
Юлия Тимошенко находится в авангарде этого процесса. Именно поэтому огромная доля ответственности за будущее Украины лежит именно на ней и на ее персональном выборе.
Если она будет участвовать в президентских выборах то, скорее всего, спровоцирует новый конфликт между "майданом" и новой властью.
Если она откажется от участия в выборах, то откроет дорогу к президентству для случайных людей в отечественной политике.
В любом случае будут недовольные, в любом случае будут конфликты.
Однако резко начавшаяся массовая травля Юлии Владимировны в СМИ указывает на «сопротивление системы» и, косвенно, указывает на основных конкурентов президентской кампании 2014 года.
Это не власть и оппозиция.
Это старая и новая оппозиция, которая уже успела довольно плотно интегрироваться в тело государства.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.