Сегодня проблема состоит в том, что если не выдержать сейчас высокоскоростные реформы, которые не такие уж сложные и непопулярные, например реформу дерегуляции бизнеса, можно сколько угодно идти традиционными методами. Но это долгий путь, и он уже не устраивает Украину. В противном случае отчитываться по поводу того, что произошло, уже будет некому и не перед кем. В этом и состоит проблема.
Я думаю, что понимание этого есть, но есть и колоссальные риски. Мы были на пике политического цикла, и все еще на нем находимся. Формируется новый парламент. По-моему, серьезнейший экономический тест или экзамен, который он должен сдать – это его тест на популизм. А популизм мы сможем проверить через государственный бюджет. Если вдруг мы с вами увидим, что дефицит государственных финансов находится на отметке, приближающейся к 10% ВВП, это значит, что этот тест не пройден.
К сожалению, мы и так живем не очень хорошо, а резать при этом затраты государственного бюджета – сложно и плохо. Это может вызвать дополнительное социальное недовольство. Но также правда и то, что если не сделать такого рода ревизию или инвентаризацию расходной части государственного бюджета, то наш дефицит, к которому мы придем, может нас столкнуть в пропасть, из которой выбраться будет уже просто невозможно.
Если бы мы сейчас хотели выйти, как государство Украина, на внешние рынки заимствования капитала и попытаться одолжить там деньги, то должны были бы платить больше 15% годовых. И это по валюте. Но управлять государством под 15% годовых – это просто фантастика.
Сейчас наши 5-летние обязательства со сроком погашения в 2017-м году торгуются на отметках между 16-17% годовых. Это реальная катастрофа. Да, можно возразить, что есть страны, которые хуже нас, и это правда. Но если посмотреть по страховке за риск, то хуже Украины выглядит только Аргентина и Венесуэла. Но извините, мы себя с кем хотим равнять, с Аргентиной и Венесуэлой? Или мы хотим себя равнять с какими-нибудь центральными восточно-европейскими странами? И если курс туда, то извините, друзья и коллеги, вы должны делать непопулярные вещи.
Но непопулярная вещь означает, что ты рискуешь своей политической репутацией. Проблема состоит в том, что политик всегда хочет нравиться своим избирателям. Если он делает непопулярные вещи – он не нравится. Но расплата за неделание или недостаточное делание может быть катастрофически серьезной.
Я надеюсь, что новая коалиция или новое коалиционное правительство или если оно будет техническим правительством, будет осознавать это. Выхода другого нет – мы вынуждены двигаться по пути непопулярных мер. Причем именно непопулярных, так как уже традиционные меры использовать нельзя, надо находить нетрадиционные меры стимулирования экономики.
Всякие рассказы по поводу того, что Запад нам поможет – это хорошо. Но Запад дает очень четкие сигналы, чтобы мы делали свое «домашнее задание». Никто не сможет расчистить наше законодательное поле, никто не сможет навести порядок в наших судах и никто не будет этого делать. Все это лежит на плечах Украины. Если вдруг это не доходит, тогда надо быть готовыми к самому негативному развитию событий в экономическом плане.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.