Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Рождество Христово. От истоков до наших дней

6 января 2014, 14:00 2

Бесспорно, одним из самых больших и ожидаемых праздников является Рождество. За все то время, пока его отмечают христиане, он успел обрасти легендами, преданиями и мифами. Что же было до Рождества Христова и как изменились взгляды людей во всем мире на этот праздник?

Что праздновали предки

Во многих странах сегодня празднуется Рождество. При этом особо любознательным наверняка интересно узнать: а что же праздновали люди до Рождества Христова и праздновали ли вообще? Как известно, до возникновения и распространения христианства подавляющее большинство жителей Старого Света склонялись к язычеству. К примеру, у кельтских народов последняя декада декабря была особенным и самым священным периодом. Люди считали, что в течение трех дней, а именно — 21, 22 и 23 декабря, которые были названы «Днями Змеи» — Солнце находится в преисподней, где очищается от грехов старого года, и утром 24 декабря происходит рождение нового, чистого Солнца.

У древних германцев в этот период были общие точки соприкосновения со славянами, в частности, праздник под названием «Йуле» (от скандинавского iul, то есть «колесо»). Как следует уже из названия, это было торжество солнцеворота, отмечавшееся всю вторую половину декабря. То есть этот период являл собой празднование зимнего солнцестояния. Считалось, что в последних двух неделях уходящего года содержится весь последующий год, рождающийся именно в это время.

Из язычества пришла и традиция вешать игрушки на рождественскую елку. Древние египтяне за неимением елок украшали пальмы по случаю праздника; у германцев ель символизировала стойкость и вечную жизнь, поэтому они вывешивали на елки угощения и украшения в качестве жертвы богам. Кстати, в этот же период возникла традиция дарить друг другу подарки.

Зимние празднества на Руси начинались со дня солнцеворота. Даждьбог, податель тепла и света, рождался именно в день зимнего солнцестояния; с 25 декабря по 6 января проходили Святки, во время которых до сих пор совершаются святочные гадания и колядования. К слову, Коляда — имя ипостаси Даждьбога-Солнца (на это указывает корень «коло», то есть «круг», «солнечный диск»). В этот период также возник обычай печь круглые лепешки и блины, символизирующие Солнце. 

Эра «после Рождества Христова»

Считается, что первыми Рождество стали праздновать христианские общины в Риме. Самое раннее упоминание об этом относится к 354 году, а принятие праздника для всего христианского мира произошло лишь спустя столетие — в 431 году.

В отличие от Европы, на Руси традиция празднования Рождества Христова появилась достаточно поздно — в X веке — после принятия христианства. Несмотря на то, что важнейший праздник христиан имел языческие корни, церковь начала активную борьбу со староверами-язычниками, соблюдавшими старые обряды наряду с христианскими. Для этого стали организовывать особые церковные зрелища — «мистерии» из жизни Иисуса Христа.

Надо сказать, что Рождество праздновалось в средние века с особой торжественностью. Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении служб при участии хора певчих и всех прихожан. В числе древнейших церковных песнопений был, например, гимн, повествующий о поклонении пастухов родившемуся Богомладенцу. С XI века в Западной Церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей» — особый обряд, наглядно описывающий историю рождения Спасителя. Само название средневековых действ — «мистерии» — указывает на богослужение: «мистериум» или «министериум» означает «служба, церковный обряд».

Одна из древнейших мистерий в виде так называемого «Вертепного действа» была известна и на Западной Украине, куда перешла из Польши.

С середины XIII века в больших городах Западной Европы стали появляться особые корпорации, члены которых специально занимались организацией мистерий во время церковных праздников. Представители церкви лишь наблюдали за общим ходом дела, так как Церковь по-прежнему поддерживала такие действа. Так продолжалось до XVI, а в Испании — до XVII-XVIII веков, после чего мистерии вышли из церковного обихода.

Когда же христианские традиции празднования Рождества более-менее устаканились, пришел неспокойный XX век. В России вихрь Октябрьской революции начал понемногу вытравливать из сознания людей «пережитки буржуазного строя», к коим была отнесена и рождественская елка.

После 1924 года вообще начался запрет Рождества как праздника на фоне агрессивной атеистической пропаганды со всеми вытекающими последствиями: в первую очередь репрессиями священников и разрушениями храмов с предварительными разграблениями, а также уголовными преследованиями за посещение церкви. Но даже под страхом ареста люди тайно крестили детей и сохраняли рождественские традиции: готовили праздничную кутю и дарили детям подарки.

Впоследствии, вплоть до распада советской империи, тиски атеизма заметно ослабли, но привитая мораль еще долгое время заставляла верующих праздновать Рождество и посещать церковь полуподпольно.

Так как же быть с датой?

Ныне католики и православные празднуют Рождество в разные дни. Кто-то связывает эту разницу с религиозными войнами и бесконечными спорами о том, чья религия правильнее, кто-то — с неопределенностью времени рождения Христа. В первые века христианства египетские христиане стали считать датой Рождества 7 января. Уже к V веку этот обычай распространился по всей восточной части континента, но Западная Церковь перенесла рождение Христа на 25 декабря, и Восток согласился с этим. Почему так произошло?

В Церкви чуть ли не с самого начала существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное количество лет, так как это число совершенное. Многие, в частности, блаженный Августин, святой Иоанн Златоуст и Ипполит Римский, считали, что Иисус был зачат в тот же день, в который пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Если отсчитать отсюда 9 месяцев, то получится дата Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю), но это лишь одна из гипотез.  

Стоит отметить, что одиннадцать православных церквей мира, включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую, празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря. Они пользуются не католическим григорианским календарем, а так называемым новоюлианским, который до 2800 года будет полностью совпадать с григорианским. В России была предпринята попытка ввести такой календарь в октябре 1923 года патриархом Тихоном, но это вызвало несогласие РПЦ, поэтому нововведение пришлось отложить.

Мнения историков и писателей

У историков-религиоведов также расходятся мнения относительно даты празднования Рождества Христова. Одни считают, что христианство искало противовес языческому празднику Солнца в день зимнего солнцестояния. При этом церковь вполне могла сослаться на тот факт, что в Библии Христос назван «солнцем правды». Другие настаивают на том, что дата Рождества Христова была рассчитана на основе свидетельств-откровений, впрочем, для многих не особо доказательных. А именно: ученые-богословы сходятся во мнениях, что Иоанн Креститель родился в день летнего солнцестояния. А поскольку евангелист Лука упоминает, что Иисус появился на свет спустя шесть месяцев после рождения Иоанна Крестителя, то логично предположить, что Рождество приходится на день зимнего солнцестояния, что, кстати, позволило рассчитать дату Благовещения.    

Интересен взгляд на христианство известного писателя и драматурга Михаила Булгакова, выросшего, как известно, в семье священника. В своей повести «Собачье сердце» Булгаков  приурочил историю превращения собаки в человека к рождественскому циклу. Операция сделана Шарику в канун католического Рождества, а перед Рождеством православным  происходит окончательное превращение собаки в человека. Таким образом Булгаков пропустил евангельскую историю через призму современной России, хотя история в целом лишена религиозного контекста.

Рождество Христово вдохновляло многих писателей и поэтов. Например, Иосиф Бродский рассказывал, что когда ему было 24-25 лет, у него появилась идея на каждое Рождество писать по стихотворению: «У меня семь или восемь рождественских стихотворений... Это был 1972 год. В те времена я относился к этому более, так сказать, «систематически»... К этому можно еще добавить, что художественное произведение мешает вам удержаться в доктрине, в той или иной религиозной системе, потому что творчество обладает колоссальной центробежной энергией и выносит вас за пределы, скажем, того или иного религиозного радиуса».

В произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» главный герой Вакула — не только кузнец, но и иконописец, то есть занимающийся ремеслом, угодным Всевышнему. А в описанной истории Вакуле удалось заставить служить доброму делу даже черта.

Навскидку еще можно вспомнить и «Мальчика у Христа на елке» Федора Достоевского, и «Лето Господне» Ивана Шмелева, и многое другое. Но, читая каждое из произведений, нет-нет да закрадывается мысль, что святочные истории в русской литературе намного богаче по жанровому разнообразию, чем рождественские рассказы в литературе европейских стран.

Кстати, о Европе. В сердце Евросоюза — Брюсселе — традиционную елку в этом году  заменили светодиодной инсталляцией, так сказать, во избежание оскорбления чувств представителей других конфессий. По мнению мэра бельгийской столицы Фредди Тилеманса, это отображает «современный и мультикультурный облик города». Однако для христиан на площади Гран-Плас установили небольшой рождественский вертеп. То, что при этом ущемляются чувства других, брюссельского мэра не смущает.

Но в общем и целом праздник идет своим чередом. Предстоятель католической церкви Папа Римский Франциск в этом году дебютировал с первой своей рождественской мессой в базилике Святого Петра. Для членов британской королевской семьи Рождество стало особенным уже потому, что это первый праздник с участием одного из наследников престола — принца Кембриджского Джорджа, первенца принца Уильяма и его супруги Кейт Миддлтон.

Главы государств и представители церкви выступают с речами, в которых уже традиционно подводят итоги уходящего года, выражают надежду на будущее и призывают стремиться к Богу, сохранять и преумножать веру в своих сердцах. В странах Нового Света, таких как Мексика, в канун Рождества наблюдается наплыв канадцев и американцев, которые пользуются возможностью поплавать в теплом море, чего в это время они не могут делать у себя дома. Немцы на Рождество любят получать деньги, чеки или купоны на покупку товаров, хотя люди старшего поколения больше рады туристическим путевкам. То есть взгляды на Рождество у отдельно взятых народов отличаются по своему отношению, но все видят в этом большом и великом празднике только хорошее.

Современное Рождество. Что изменилось?

На сегодняшний день более чем в ста странах мира Рождество Христово отмечают 25 декабря: католики, англикане, лютеране, баптисты, методисты, а также верующие множества поместных православных Церквей. И в разных государствах сохранились свои традиции празднования.  

В Италии Рождество является, прежде всего, семейным праздником, и все подарки связаны с домом или семьей. Вообще украшению своего жилища к этому празднику итальянцы придают огромное значение: накануне праздника даже улицы украшаются живыми елями и дорожками, обычно, красного цвета.

Немцы начинают подготовку к Рождеству за месяц и ведут ее очень тщательно. С утра накануне праздника они обязательно идут в церковь. Затем все члены семьи собираются в доме и садятся за большой праздничный стол.

В США принято задаривать друг друга подарками. Американцы складывают их под елку в течение всей предпраздничной недели. Дети в сочельник получают презенты от Санта-Клауса и оставляют ему под елкой конфеты. В небольших городах популярны походы друг к другу в гости и пение рождественских песен.

В Канаде 24 декабря дети рано ложатся спать, в надежде поскорее дождаться подарков от Санта-Клауса. А взрослые, вернувшись с рождественской службы, садятся за щедрый праздничный стол. В канун Рождества в Канаде многие театры организовывают концерты, программа которых состоит преимущественно из рождественских песен. Актеры и зрители вместе поют и водят хороводы.

В качестве главного украшения рождественского стола в Англии выступает праздничный пирог. Согласно старинному обычаю, он начиняется разными предметами-«сюрпризами», которые предсказывают судьбу на следующий год. Англичане верят, что кольцо — это знак скорой свадьбы, монета означает грядущее богатство, а подкова — удачу в новом году. Дома в Великобритании украшают ветками остролиста, символизирующего достаток, а также омелы, означающей плодородие и гостеприимство. Помимо этого, согласно традиции, в канун Рождества парень и девушка, оказавшись под веткой омелы, обязаны были поцеловаться.

В Австрии принято украшать елку не стеклянными игрушками, а шоколадными конфетами и фигурками из мармелада. Во время рождественского ужина все присутствующие должны быть нарядно одеты. В этот вечер австрийцы, как правило, не закрывают входные двери — в любой момент к ним в гости могут заглянуть друзья и соседи.

В Чехии накануне праздника наиболее ходовым товаром считается рыба. Все дело в том, что, согласно обычаю, на рождественском столе жителей этой страны не должно быть блюд из мяса. Его заменяют жареным карпом. Но иногда рыбу не подают к столу, а отпускают в речку, даря свободу и жизнь в сочельник, который чехи называют «щедрым днем». После ужина принято гадать на яблоках. Яблоко разрезают поперек, и если внутри симметричная звездочка, то будущий год будет удачным.

Жители Польши кладут на рождественский стол хлебцы, которые принесли из церкви. А еще раскладывают немного сена, закрывая его скатертью, на которую ставят посуду, купленную специально для праздника. Также поляки обязательно оставляют за столом свободные столовые приборы и одно место — для Иисуса Христа.

То есть у кого-то прослеживается больше консерватизма, у кого-то — больше набожности и веры, у кого-то — простого умения радоваться жизни и воспринимать ее такой, какая она есть. Но все эти факторы, как и любые другие, зависят от ментальности народов и отношения к вере и религии, между которыми постепенно исчезает знак равенства.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях