Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Государственная казна — для всех бюджетников одна!

23 декабря 2013, 14:00 0

Как известно, государство определяет стандарты материальной помощи различным социальным и демографическим категориям своих граждан в соответствии с их потребностями и жизненными проблемами, а также устанавливает право на получение дополнительных дотаций.

Как, кому и насколько может помочь правительство Украины? Выполнило ли оно свои обязательства перед населением в 2013 году и что этому могло помешать?

Государство — гарант и источник социальной помощи

Уходящий 2013 год ознаменовался ростом гражданских протестов по всей Украине в результате решения правительства страны «О приостановлении процесса подготовки к заключению Соглашения об ассоциации с ЕС». Кабмин между тем призывал людей вернуться на рабочие места и прекратить блокировку общественных и административных зданий в Киеве, а также беспорядки и забастовки. Премьер страны Николай Азаров заявил, что «от уличных противостояний не появляются деньги для финансирования пенсий, зарплат, социальных выплат, поддержания работы жилищно-коммунального сектора и медицинских учреждений».

По его словам, органам власти нужно подготовить и принять необходимые решения, чтобы с первого января 2014 года было обеспечено бесперебойное финансирование из государственного и местных бюджетов, особенно в социальной сфере. Также премьер «напомнил»: для начала январской выплаты пенсий нужны поступления в бюджет, которые в первые недели нового года традиционно незначительны. И необходимо накопить эти деньги уже сейчас, в декабре.

Предпримем попытку разобраться в реалиях социального обеспечения украинцев, исходя из финансовых возможностей и социальных гарантий со стороны государства. Стал ли «евромайдан» отправной точкой социального коллапса финансового благополучия наиболее уязвимых категорий населения страны? Для этого сначала выясним, какие социальные гарантии установлены государством, а также какие виды материальной помощи предусмотрены в соответствии с законодательной базой.

Размеры основных государственных социальных стандартов и гарантий, прежде всего, определены Законом «О государственном бюджете».

Как видим, минимальная заработная плата украинцев не опускается ниже установленного прожиточного минимума. Минимальная пенсия соответствует категории лиц, утративших свою работоспособность.

Если учесть, что размер минимального прожиточного уровня соответствует установленному Всемирным банком минимуму — 4 долл. в день или 32,89 грн в национальной валюте — и даже превышает его на 6,40 грн, то показатель минимальной пенсии — ниже на 2,27 грн.

Также следует учитывать, что в Украине, как и в большинстве бывших социалистических стран, основным критерием оценки допустимого уровня жизни является потребительская корзина. Однако этот стандарт характеризуется не только количеством средств, необходимых для физического существования человека, но и материальными возможностями для его духовного выживания и развития. Поэтому установленный бюджет прожиточного минимума в любом государстве, в том числе и нашем, официально обозначает границу бедности. И если заработная плата или пенсия украинца ниже установленного жизненно допустимого стандарта, то он официально считается нищим. Это означает, что гарантированная сумма в 949 грн автоматически делает украинца бедняком.

Касательно пенсий, то ситуация крайне усложнилась после проведения пенсионной реформы. Так, минимальная пенсия по возрасту в Украине положена только тем гражданам, которые имеют определенный страховой стаж. Для мужчин он составляет 35 лет, а для женщин — 30. Если данный показатель не соответствует установленному возрастному сроку, то сумма социального обеспечения по возрасту уменьшается пропорционально наличию трудового стажа. Это значит, что если человек отработал несколько меньше, чем 30-35 лет, то размер его пенсии может не дотянуть даже до минимального уровня, не говоря уже о выплатах в размере прожиточного минимума, что не есть панацеей в жизни.

Безработным гражданам в текущем году были предусмотрены гарантированные выплаты в размере от 544 до 882 грн — в зависимости от наличия страхового стажа. Такая материальная помощь также не может обеспечить человеку установленный государством прожиточный минимум на период безработицы. Нехватка денежных средств в месяц составляет от 336 до 674 грн — в зависимости от количества отработанных лет (соответственно, ниже прожиточного минимума на 28-55%). Прожить на такую дотацию невозможно: она, как известно, далеко не соответствует материальному уровню сегодняшней жизни.

В последние годы одной из самых социально значимых и актуальных для Украины определена проблема рождаемости. Государством разработана стратегия, предусматривающая в 2013 и 2014 годах план по усовершенствованию законодательства в сфере поддержки украинских семей. Планируется введение стандартов предоставления социальных услуг для них в условиях сложных жизненных обстоятельств или зоне риска попадания в таковые. На протяжении 2013 года семьям с детьми Госбюджетом были гарантированы социальные выплаты с учетом демографических категорий.

Исходя из данных, можно отметить, что изменения материальных дотаций семьям с детьми на протяжении 2013 года характеризуются положительной динамикой. Если к тому же учитывать размеры социальных гарантий и выплат при рождении ребёнка и его гарантированной поддержки со стороны государства, то, безусловно, за последние годы был сделан большой прорыв в данном вопросе.

Также ощутима материальная помощь на детей, над которыми установлено опеку или попечительство, на детей-сирот и детей, родители которых лишены этих прав. Размер дотаций в несколько раз превышают уровень прожиточного минимума. Помощь одиноким матерям, согласно нормам законодательства, имеет строго разработанную методику расчёта, что соответствует фиксированному размеру помощи.

Но, с другой стороны, как, к примеру, обеспечить ребёнку нормальный уход, даже не выходя за рамки прожиточного минимума, если заработная плата матери не превышает 1600-1800 грн? Например, такую заработную плату получают не только женщины за неквалифицированный труд, такова ставка врачей, учителей с высшим образованием. Даже с учётом максимальной доплаты в таком случае не может быть обеспечен установленный государством гарантированный уровень из расчёта на двоих. Поэтому ситуация требует пересмотра систем начисления материальной помощи одиноким матерям с целью выравнивания размера дотаций до установленных социальных стандартов на жизнь, которые, безусловно, необходимо повышать.

Также в 2013 году была повышена государственная социальная помощь малообеспеченным семьям, насколько существенно, судите сами:

Итак, уровень выплат малообеспеченным семьям также имеет положительную динамику, как и помощь при рождении и уходе за ребёнком. Более того, их размер перекрывает заложенный уровень инфляции. Насколько соответствует данный стандарт установленному в стране прожиточному минимуму, можно судить лишь из ситуации расчёта реального дохода среднестатистического украинского домохозяйства.

Например, семья, претендующая на получение дотаций, состоит из четырёх человек: двое работающих родителей и двое несовершеннолетних детей в возрасте шести и десяти лет. Сначала подсчитаем уровень обеспечения прожиточного минимума для нашего случая: 255,78 грн х 2 (родителя) + 964,50 грн х 2 (несовершеннолетних ребёнка 6 и 10 лет) = 2440,56 грн. Теперь выясним совокупный доход семейства, состоящий из папиной (2400 грн) и маминой (1600 грн) заработной платы: 4000 грн. Таким образом, размер пособия будет составлять 4000 грн – 2440,56 грн = 1559,44 грн.

При этом следует учесть, что для данной категории украинцев максимальная социальная помощь не может превышать 75% от общего прожиточного минимума с учётом всех членов семьи. В нашем случае это составляет: 2440,56 грн х 75% = 1830,42 грн. Как видим, размер рассчитанного пособия не превышает допустимые нормы. В результате общий доход семьи с дотациями составит 4000 грн + 1830,42 грн = 5830,42 грн, или в среднем 1457,60 грн на одного человека. Полученная сумма помощи вполне обеспечивает гарантированный прожиточный минимум и свидетельствует о реальной помощи населению Украины.

Законом «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» выделена категория граждан, которые по каким-либо причинам лишены права на пенсию, но требующие материальной дотации, или инвалиды. Им государство с 1 января 2013 года гарантировало такой размер выплат: «матерям-героиням», а также людям с инвалидностью первой группы — 949 грн, второй группы — 759,20 грн, третьей — 569,40 грн. Такая материальная помощь, как и в случае с выплатами по безработице, к сожалению, не может обеспечить человеку гарантированный государством прожиточный минимум.

Матпомощь: кому и сколько?

Продолжая тему социальных выплат в Украине, стоит акцентировать внимание не только на гарантированной материальной помощи, но и показать, какие права на дополнительные дотации от государства имеют наши граждане.

Законами «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам», «О Государственном бюджете на 2013 год», Постановлением КМУ «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан» определено право на материальное обеспечение инвалидов с детства и детей-инвалидов. Законодательной базой предусматривается градация социальной помощи в зависимости от группы, категории получения инвалидности (с детства или в результате Чернобыльской катастрофы), необходимости дополнительного ухода. С первого декабря 2013 года размер выплат для данной категории льготников составляет соответственно от 949 до 1660,75 грн. Такая помощь установлена в пределах минимального прожиточного минимума по утрате трудоспособности и превышает его верхний показатель для трудоспособного населения.

Законом «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам» также предусмотрено право на дополнительные пенсии по инвалидности, полученной в период Великой Отечественной войны и Войны с империалистической Японией 1945 года, по возрасту или за выслугу лет для лиц, уволенных с военной службы по этой же причине. Размеры материальных дотаций для данных подкатегорий граждан существенно разнятся и составляют от 134,10 до 894 грн. Размер помощи зависит от группы инвалидности, возможностей ухода ближайшими родственниками и степенью общей обеспеченности граждан данной категории. Здесь стоит отметить некоторую противоречивость: учитывается не столько степень необходимой материальной помощи (лечение, оздоровление, моральная компенсация и т. д.), сколько общая сумма обеспеченности человека с учётом его возрастной категории и трудового стажа, т. е. общая система пенсионного обеспечения.

Законами «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «О жертвах нацистских преследований» и «О социальной защите детей войны» предусмотрено право на дополнительную материальную помощь гражданам Украины: бывшим малолетним, которые были признанны инвалидами по причине заключения в коцлагерях, местах принудительного содержания, созданных фашистской Германией в период Великой Отечественной войны, несовершеннолетним участникам боевых действий во времена Второй мировой войны и ветеранам, достигшим 85-летнего возраста. В зависимости от группы инвалидности, дополнительная материальная помощь составляет от 268,20 до 447 грн. Статус «дети войны» дает право получить материальную дотацию от государства в размере 62,58 грн. Как оценивается степень не только материальной, но моральной поддержки со стороны государства людей, которые вынесли на своих плечах все тяготы немецкой оккупации и добились победы в самой страшной войне человечества, сложно судить вслух, учитывая указанные цифры дотаций.

Законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» определён ещё один вид дополнительных выплат пенсий лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. В зависимости от категории инвалидности в результате ликвидации или причастности к аварии на ЧАЭС с 1 января 2013 года размер этой материальной помощи составлял от 53,84 до 447 грн. Безусловно, человек, нуждающийся в реальном восстановлении и поддержании своего здоровья в результате последствий чернобыльской катастрофы, не может в полной мере обеспечить себе нужный уход при такой государственной поддержке.

Также к законодательной базе украинского государства, закрепляющей право на материальные дотации других категорий граждан страны, следует отнести Законы «Об особых заслугах перед Украиной», «О донорстве крови и ее компонентов», «О повышении престижности шахтерского труда». Данные нормативные акты определяют уровень социальных прав на дополнительную материальную помощь, как выплата к общей пенсии, в зависимости от рода деятельности и степени заслуг человека перед государством. Размер дотаций колеблется от 110,80 грн (для почётных доноров) до 2682 грн (минимальный размер пенсии шахтеров).

Люди, отмеченные почётными званиями, орденами и медалями за выдающиеся заслуги перед отечеством в период Великой Отечественной войны, существования УССР и независимого украинского государства дополнительно получают от 178,80 грн до 353,60 грн. Данный вид материальной помощи, скорее всего, свидетельствует об установлении определённой степени уважительности к заслугам человека. Получается, что труд шахтёра – бесспорно важный и нужный, но намного ценнее в нашей стране, чем заслуги ветерана ВОВ, награжденного в период боевых действий двумя, тремя орденами или военные и трудовые подвиги Героя Украины, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда.

О защите и долге

Как уже отмечалось, актуальность проблемы социальных выплат и выплат зарплат бюджетникам особо обострилась с момента начала событий на «евромайдане». Однако ещё задолго до них министр социальной политики Наталия Королевская в своих выступлениях не раз поднимала данный вопрос.

Приведём статистику задолженностей по заработным платам в сравнении с предыдущим 2012 годом.

Представленные данные позволяют, прежде всего, отметить динамику повышения сумм невыплат в 2013 году по отношению к предыдущему году за весь период, за исключением января, февраля и августа. Наибольший разрыв в показателях в рассматриваемый сравнительный период отмечен в октябре-ноябре текущего года. Но, как заявила Наталия Королевская во время заседания Комиссии по вопросам погашения задолженности по заработной плате, пенсиям и другим социальным выплатам, невыплаченные суммы по зарплатам, начиная с марта 2013 года в Украине сократились на 10% или на 111,8 млн грн. При этом Министерство соцполитики активно реформирует социальную сферу и предусматривает повышение размера государственного обеспечения. По её словам, сегодня система социального обеспечения работает в штатном режиме, на начало декабря практически ликвидированы задолженности по всем видам бюджетных выплат населению, а значит – события «Евромайдана» не предусматривают никаких сбоев касательно дальнейшего ассигнования бюджетников, пенсионеров, студентов и других льготных категорий населения страны.

В свою очередь, премьер-министр Николай Азаров в октябре на очередном заседании правительства — в момент возврата к повышению сумм задолженностей по зарплатам — признал, что в Украине действительно возникают проблемы в сфере социальной политики государства. «Очевидно, что проблемы в отдельных секторах экономики прямо влияют на выполнение бюджета», — отметил премьер.

Остаётся непонятным одно. Почему уже в декабре на своей странице в фейсбука премьер, рассматривая причину невыплат, ссылается на другие проблемы в стране: «Блокирование работы государственных учреждений, в первую очередь правительства и Министерства финансов (это учреждение не блокировалось митингующими, — авт. Inpress.ua), помешало нам полностью решить вопрос с выплатой задержанных социальных пособий до 10 декабря. Вчера Государственное казначейство перечислило 800 млн грн на выплату пособий по безработице, временной утрате трудоспособности, помощи после родов и так далее. Мне очень жаль, что этого нельзя было сделать раньше в силу блокирования госструктур». Почему же эти перечисления не производились ранее — до «евромайдана»?

Как бы там ни было, положительным остаётся тот факт, что материальные дотации на различные социальные выплаты активизировались, а задолженности сокращаются. По результатам договорённостей в ходе встречи президентов Украины и России 17 декабря Николай Азаров уверенно утверждает, что Украина — едва ли не единственная европейская страна, которая продолжает политику повышения социальных стандартов. По его словам, одним из приоритетов госбюджета-2014 станет решение проблем финансирования социальных задач. Так, повышение минимальной зарплаты предусматривается в три этапа — с 1 января, 1 июля, 1 октября, и достигнет размера в два раза большего, чем получали граждане в 2009 году. Прожиточный минимум также будет расти в три этапа: для детей в возрасте от 6 до 18 лет он увеличится на 597 грн. Что ж, дожидаться обещанного остаётся совсем недолго.

Новый 2014 год страна будет встречать в надежде на социальный прорыв и путь к благополучию! А пока …

Гарантии… бедности?

Как видим, с 1 декабря текущего года на 6% повышен уровень социальных гарантий для всех социальных категорий граждан Украины. Это вполне перекрывает заложенный госбюджетом уровень годовой инфляции в размере 4,5-4,6%. Но несмотря на тот факт, что инфляционные колебания со стороны правительства и Нацбанка довольно сглажены и составляют практически нулевой показатель, это не способствует повышению покупательной способности населения.

Об этом свидетельствуют данные Минфина и Госстата: на конец октября уровень доходов населения в динамике с аналогичным периодом прошлого года снизился на 5%. Как следствие, впервые в 2013 году был зафиксирован индекс снижения потребительских цен в сравнении с предыдущим годом. Это подтверждают исследования Госстата «Об уровне социально-экономического развития Украины за январь-октябрь 2013 года».

Анализ социальных гарантий и прав материальной дотации от государства показал, что для различных социальных и демографических категорий граждан страны положительным моментом является наличие достаточно разветвлённой структуры социальной и демографической поддержки в Украине. Бесспорно, наиболее значимую материальную помощь сегодня получают матери при рождении детей и по уходу за ними до трёх лет. Остальные гарантированные и дополнительные выплаты в определённых жизненных ситуациях для украинцев имеют весьма спорную оценку их реальной поддержки.

Размер материальной помощи для перечисленных в статье социальных и демографических категорий населения с 1 декабря 2013 года изменён не более чем на 6%. Это строго соответствует установленному государством размеру социальной гарантии прожиточного минимума от государства с учётом его повышения на заложенный уровень инфляции. Сложившаяся ситуация не предусматривает реального улучшения материального положения граждан по сравнению с предыдущим периодом.

Таким образом, на текущий момент государство осуществляло жесткое нормирование всех видов социального обеспечения по принципу «разумной достаточности». Основу социальной политики государства и его заботы о своих гражданах составляет весьма сомнительный расчёт размера прожиточного минимума для различных категорий населения. Без внимания остаются реалии экономических условий жизни в стране. Определяемый государством уровень жизни украинцев не соответствует действующим стандартам жизни в Европе и других развитых странах мира.

Похоже, государство в 2013 году выступило в качестве гаранта равенства в бедности, предоставляя старшим людям, инвалидам, семьям с детьми не только низкий, но и не всегда стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствует порождению иллюзии «обеспеченной старости» и «уверенности в завтрашнем дне».

(продолжение следует)

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях