Говорят, мы когда-нибудь войдем в ЕС. Юридически, а там, глядишь, и территориально. Несмотря ни на что, осталось чуть-чуть поднатужиться — и влезем! Перспективы радужны до водяных знаков. Еще чуть-чуть – и...
...всё изменится, всё будет не так. Начнем веселиться, как французы, убирать за собой, как немцы, и играть в футбол, как итальянцы! А радоваться будем по-гречески или по-киприотски...
Одно ясно — уже никогда не будет по-советски. Со звездочкой во лбу и в Европу — это как с обрезанием, да в нательный крест. Там — капитализм. С европейскими ценностями, но работающий на деньгах, как и положено капитализму. По его венам бегают денежные знаки, а не идеологии.
Ему все равно, какого ты цвета снаружи и по ориентации — внутри. Лишь бы не мешал жить другим и зарабатывать деньги. Каждый сам по себе, каждый сам за себя. Толерантность, потому что это выгодно. Разноцветность — потому что так дешевле. А вот тут и Украина — как нельзя кстати. В ассортименте личностей, эпох и диагнозов.
У нас же, оказывается, сохранились не только дети разных народов, но и разных времен. И феодалы есть, и помещики, и даже рабовладельцы. Откуда они здесь, с древним нутром, да в «айпадном» веке? В детстве перебрали романтики историй о князьях, пиратах и императорах? Отсюда и дворцы, и позолота, и манеры? Или что-то щелкнуло в генофонде и потащило с непреодолимой силой в ряды Наполеонов, Иванов Грозных, цезарей и кесарей? Повелевать, презирать и угнетать по всем законам психиатрии.
Лечить некому. Государство само заговаривается и в уходе нуждается, а граждане наши терпеливы до безумия исторически.
Вот и попрорастало на наших чернозёмах по недосмотру всякое. Разрослось на приватизациях по-скорому, укрепилось связями по-родственному, обзавелось поместьями и неприкосновенностью. «Господа»! Самопровозглашённые, самоизбранные. Передающие титулы по наследству. Вросшие в политику, в культуру, в экономику.
Так что и в Европу нам придется с ними. Нам — в качестве нагрузки. Европе — в качестве экзотики. Европейцы давно заслужили увидеть пробки из «майбахов» и «каейнов» и пятисот-евровые купюры в банковских пачках — наличными.
А мы заслужили капитализм. Только настоящий, а не тот, что у нас есть. Который уже развернулся маркетингом, но никак не разродится экономикой.
Внешне похоже. Вывески, одежда, автомобили, девайсы, корпоративная и социальная ответственность, «лайканье» в Фейсбуке по вечерам. Презентации, котировки, дивиденды, акции, акционеры, учетные ставки… Обозвать буржуем и у нас уже не обидно, а олигархом — почетно! Частная собственность — есть! Тюнингованная приватизацией, но есть!
Общество потребления — потребляет! Эксплуатация — эксплуатирует! Расслоение между бедными и богатыми — расслаивает! Прибавочная стоимость спотыкается об НДС, но куда-то прибавляется. Куда конкретно — понятно всем, но официально неизвестно. Где-то в бухучете есть дыра, куда всё утекает. Трубопровод счастья приватизирован. Поэтому место прорыва разглашать нельзя, потому что может «нанести вред персональным данным». Трубу регулярно перекрашиваем. Место утечки охраняем. С ведрами допускаем только «своих».
Маркетинг присутствует повсеместно. Продается всё — в детсадах места, в школах — образование, в судах — справедливость. Вузы штампуют бизнес-специалистов, по лицензии «Болонского процесса». Но на ключевых постах по-прежнему массово те, кому дипломы приходится покупать. Потому что «родословная» соответствует, но школьные учителя дали подписку о неразглашении реального положения дел с «суффиксами и синусами».
Да шиш с ними, с синусами! Если нужно, если прикажут, подправим синус хоть до 10, и с ответом сойдется. Чтобы оправдать и доложить с оптимизмом о «росте уменьшения скорости падения на фоне всеобщего кризиса». У нас же другие правила математики, налогообложения, экономики. Они тоже приватизированы, так что лучше не спрашивать про «сумму квадратов», и почему «гипотенуза» с удивительно знакомой фамилией упрямо длинней всех.
«Нефть дорожает — бензин дорожает» — это рыночное правило. У них. «Нефть дешевеет, бензин снова тупо дорожает» — это у нас. Чем больше денег вложить в дорогу, тем хуже дорога. Чем дороже купить поезд, тем чаще он останавливается. Чем прибыльнее объект приватизации, тем больше он банкрот. Чем больше государственных денег вложить в инфраструктуру, тем меньше в инфраструктуре остается государства.
У них цель: больше денег, чтобы больше покупать. У нас: «денег настолько больше — чтобы всё доставалось бесплатно!». Или почти бесплатно, в аренду на двести лет, с правом выкупа когда-нибудь.
Вот с «этим» мы в Европу. Есть надежда, что всё изменится. Может быть… Но скорее всего, включит Европа свою фирменную толерантность и закроет глаза на нашу экзотику. Живите как хотите, лишь бы не мешали зарабатывать деньги, не перекрывали зимой газ и не лезли через границу в поисках капитализма.
Того самого, что у нас почти такой же, как у них, но с 44 миллионами отличий. С нами. Потому что мы не такие, как они. Особенно в экономике. У них деньги делают деньги. У нас бабло побеждает зло. Причем зло — это наречие и отвечает на вопрос «как?».
Мы умеем копить «на черный день», но не умеем инвестировать в «светлый». У нас на руках 50 млрд долларов по данным НБУ. Да, мы можем просто купить этот НБУ с его жалкой «двадцаткой»! Но мы никак не можем понять, чего нам хочется больше: свободы и денег по правилам для всех, но завтра, или денег лично нам, но сегодня, пока никто не видит? И чтоб нам за это ничего! То есть, чтоб бесплатно. Мы все еще верим в «бесплатность» — образования, медицины, политики, наших поступков. Процент тех, кто не верит, разбавляется большинством почти до прозрачности.
Вот сюда бы на несколько лет голландцев миллионов двадцать, или немцев, или французов. Вот тогда бы рядом с ними и мы! Тогда бы запорожская сборка стала не хуже баварской, крымский берег не хуже турецкого, и слово «автобан» уже не казалось бы таким смешным.
Потому что они бы «не стали», «они бы не допустили», «они привыкли по-другому». Может, воспитание, может — традиции, но скорее всего они, в отличие от нас, умеют считать деньги не только «на сейчас», но и «на потом».
Мы подозреваем, а они точно уверены, что за всё приходится платить. Обязательно! И за глупость и за слабость, и за безразличие, и за ошибки. Проскочил на «красный» — дорого лечиться, заплатил не тому доктору — можно уже и не лечиться. Даже за возможность верить в то, «что повезет и пронесет», нужно заплатить в церковную кассу. Это они придумали бухгалтерию, в которой учитываются даже чаевые.
«Шары» не существует! Жизнь — супермаркет. Ценники на каждой полочке. Мы каждый день продаем то, что у нас есть, и меняем на всё остальное. Восемь часов дня + здоровье + нервную систему продаем за зарплату. Зрение и угрозу геморроя усидчиво меняем на интернет. Свои голоса — на своё будущее.
Все имеет свою цену. Нормальные люди — особенно. Потому что их мало. «Кадры решают все!» придумали у нас, но используют у них. Отбирают, выращивают, сортируют: самых предприимчивых — в бизнес, самых умных — в науку, самых талантливых — в искусство. Поэтому у них всё в порядке в бизнесе, в науке и искусстве.
Где их взять нам? Таких же, но — наших. Чтобы — соседями, коллегами, партнерами. Чтобы собрались в одном месте и разбавили нашу критическую массу до евроуровня. Чтобы из этого места началась эпидемия оптимизма. Чтоб включился естественный отбор и отключился неестественный.
«Живите среди успешных людей»! Где их взять? Инвестировать в нормальных!
Где взять нормальных людей? Нужно в них инвестировать! Сколько есть. По возможности. Для начала не подавать нищим и жуликам! Давать деньги только тем, кто заслуживает.
Играет на улице мальчик на скрипке — можешь заплатить, и мальчик выживет! И через год-два таких мальчиков станет больше. Скачал в инете «шару» — где-то умер программист, или остался без денег актер, режиссер, музыкант. Может, и не умер, но тогда не родился как музыкант, или не захотел тратить свое время на то, что не приносит денег ему и его семье. У всего есть последствия. Каждый поступок сегодня — инвестиция в завтра.
Оставляй продукты на столе — и будут мухи. Кормите бродячих собак во дворе, и спустя время будете жить в их окружении. Хочешь, чтобы было много гаишников, — плати гаишникам. Они расплодятся.
Классический западный бизнес-совет: живите среди успешных людей. Чтобы не менять при этом страну, придется отыскать нормальных здесь и помогать им вырасти до успешных.
Не разбрасываться деньгами куда попало. Меньше платить нормальным в Китае и больше нормальным здесь. Не писать на упаковках весь этот маркетинговый бред. А в качестве эксперимента написать просто: «покупая эту продукцию, Вы обеспечиваете работой работников молокозавода «Молочный» из поселка «Кефирный». Это — нормальные люди. Они такие же, как Вы. Они заслужили Ваших денег. Они их заработали. Купите эту продукцию, и Ваши деньги никогда не переедут Вас же джипом на пешеходном переходе.
А покупая вот эти холодильники, Вы финансируете ночные мордобои паренька, который лупит красивых девчонок только потому, что папа — владелец завода. Хочешь мордобоя за свои же деньги — покупай у него! Не хочешь — купи у другого. У того, кто не бьет, или, по крайней мере, в этом не замечен. Потому что порядочность имеет цену. Должна иметь, с точки зрения нормальной экономики.
Давно пора понять, что наши же деньги и наши же поступки всегда возвращаются к нам. Потому что это — экономика. В ней абсолютно всё — инвестиции.
…А 50 млрд долларов у нас на руках — это больше, чем у нашего государства. Так кто после этого главный инвестор?
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.