Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Парламентские выборы 2014: стратегии доминирования и потенциальные лидеры

26 июня 2014, 08:00 2

Непрекращающееся военное противостояние на востоке Украины обостряет политические требования к новым киевским властям со стороны общественного сектора столицы. В первую очередь, речь идет о необходимости проведения фасадной люстрации представителей «преступного режима», нового силового блока (руководителей СБУ, МВД и Минобороны), а также необходимости изменить избирательное законодательство и назначить дату досрочных парламентских выборов.

Этот комплекс требований команда Петра Порошенко выполнит лишь отчасти, в том варианте, который не будет подрывать новую вертикаль власти. И если с люстрацией, в принципе, всё понятно (она будет проходить по линии «помогал кампании Порошенко» / «не помогал кампании Порошенко»), то с выборами всё сложнее.

Выборы, выборы…

Для Петра Порошенко сейчас важно вернутся к пропорциональной избирательной системе с максимально высоким проходным барьером. Это, во второй части (по поводу проходного барьера), противоречит интересам общественного сектора столицы. И именно вопрос о прохождении «малых партий» в парламент будет основой для первого серьезного конфликта между «организациями Майдана» и новой президентской номенклатурой.

Аргументы команды Петра Порошенко (по поводу необходимости внесения изменений в избирательное законодательство) будут следующими:

• Пропорциональная система – единственная адекватная избирательная модель для государства, которое не может гарантировать проведение выборов на всей своей территории. Это будет основной аргумент в пользу отмены мажоритарки.

• Высокий проходной барьер (5% или выше) – залог того, что партии-маргиналы не попадут в парламент. Этот аргумент будет весьма актуальным, если депутаты не смогут протолкнуть закон о запрете КПУ, коммунистической символики и даже коммунистических мыслей. Если коммунистов запретят, то будут говорить о непопадании в ВРУ Партии регионов, радикалов Ляшко и т.п.

• Дополнительный аргумент сохранения высокого проходного барьера – внесение изменений в избирательное законодательство, позволяющее принимать в выборах участие партийным блокам (здесь можно уловить желание Петра Порошенко создать блок на основе партии УДАР и ВО «Солидарность»).

По сути, главная причина по которой Петр Порошенко будет изо всех сил придерживаться линии сохранения высокого проходного барьера, заключается в том, что его политический проект Блок «Петра Порошенко» имеет сейчас самый высокий рейтинг (следовательно, чем больше наберут «малые партии», тем больше процент в пересчете получит Блок Петра Порошенко).

Также, дополнительным бонусом в установлении высокого проходного барьера для Президента является возможность недопущения в парламент ВО «Свобода», ВО «Батькивщина», «Правого Сектора», «Демократического альянса» и прочих оппозиционных проектов (по крайней мере в их чистом, партийном виде).

Конечно, подобный закон о выборах может пройти в парламенте только в том случае, если его поддержат перебежчики из ПР и оппозиционных сил. Шанс на такой исход событий очень большой, по той причине, что всем этим «тушкам» найдется место в новой президентской команде.

Основным же оппонентом подобных изменений будет столичные активисты и Юлия Тимошенко, которая может вообще оказаться за бортом украинской политики. В крайнем случае (при старте массовых протестов) проходной барьер могут снизить, скрипя зубами, до 4%, но не более того.

Также очень интересным был тезис о том, что выборы должны проходить по «открытым спискам» (его повторяли и повторяют многие депутаты и «эксперты», близкие к новому Президенту). Если бы политики, которые заявляли о «открытых списках» хотя бы примерно знали, что это такое, сейчас было бы не так стыдно.

Открыты списки – это процедура ранжирования кандидатов от определенной партии в каждом отдельном территориальном округе (области). Т.е. избиратель одновременно голосует за партию, а потом в списке, предложенном партией, выбирает среди нескольких кандидатур ту, которая, по его мнению, достойна попасть в парламент.

Для проведения выборов по такой схеме необходимо изменение структуры подсчета результатов голосования, наличие развитых партийных структур, готовых предоставить расширенные списки кандидатов и более качественная инфраструктура выборов. Ничего этого в Украине нет, и для внедрения этой практики 2-3 месяцев, очевидно, будет мало.

Следовательно, вместо «открытых списков» украинцы, в лучшем случае, получат суррогат примитивной пропорциональной системы с «жесткими списками» по областям. Избиратель сможет голосовать только за партию (а рядом с названием партии в бюллетене будет идти её региональный список в порядке, который избиратели не смогут ранжировать).

Социологией будет просчитан рейтинг партий и, в принципе, торговля «проходными местами» продолжится в лучших традициях «преступного режима».

Претенденты

ВО «Солидарность» / УДАР / Блок Петра Порошенко. Использование бренда нового президента в политической рекламе даст возможность собрать значительный электоральный ресурс и провести в парламент самую большую депутатскую группу. Конкретную численность этой группы трудно просчитать, однако следует подчеркнуть, что это будет самая большая фракция в парламенте.

ВО «Батькивщина». У политического проекта Юлии Владимировны впереди серьезные испытания. Во-первых, часть «верных» депутатов, фактически, сбежали к Петру Алексеевичу (самые лицемерные экземпляры – Владимир Арьев и Николай Томенко). Во-вторых, политическая сила требует ребрендинга и обновления собственного состава.

Сможет ли Юлия Владимировна перестроить свой политический проект – вопрос открытый, так как она всегда дорожила персональной лояльностью больше, чем профессионализмом кандидатов. За что, кстати, сейчас и поплатилась…

Короче говоря, ВО «Батькивщина» рискует вообще не попасть в следующий парламент при проходном барьере в 5% (учитывая их результат на последних столичных выборах).

ВО «Свобода». Основная борьба этого политического проекта будет идти против «Правого Сектора». В принципе, партия Олега Тягнибока сейчас испытывает серьезные трудности с удержанием своего ядерного электората, который постепенно уплывает к «Правому Сектору» и, даже, к радикалам Ляшко (в этом отношении ВО «Свобода» очень похожа на ВО «Батькивщина»).

При высоком проходном барьере эта националистическая сила может и не попасть в стены ВРУ, учитывая то, что никаких мощных «козырей в рукаве» у неё реально нет. Однако сейчас ещё рано говорить о том, что эта партия погибает (учитывая высокий уровень имплементации ВО «Свобода» в новую президентскую вертикаль власти).

Радикальная партия Олега Ляшко. «Колхозные радикалы», очевидно, стали цениться намного больше, чем старые нацдемы (по крайней мере, именно на это намекает результат столичных выборов). Капитализация РПЛ растет, к проекту будут подключаться одиозные политики или те, кто вообще ничего не понимает в современном политическом процессе Украины, в надежде купить депутатский мандат.

Возможно, РПЛ пройдет в парламент, однако это усилит только позиции Сергея Левочкина, который, кстати, будет делать основную ставку на другой свой политический проект – Партию развития Украины (одну из «пострегиональных партий»)

Партия развития Украины. Странно, но идеолог новой партии Сергея Левочкина (формальный лидер – Сергей Ларин) Андрей Ермолаев так и не смог выдумать название, которое бы не ассоциировалось с Партией регионов (ПР – «Партия регионов»; ПР-У – «Партия развития Украины»). Так что за креатив «пять баллов» – полный провал.

Если серьезно, то эта политическая сила, по всей видимости, надеется собрать ядерный электорат Партии регионов и попытаться в будущем парламенте завладеть «золотой акцией». Фактически, Партия развития – это попытка сохранить политическое будущее для менее одиозных членов ПР. Однако, уже сама аббревиатура «ПРУ» будет прямо отсылать к ПР и всему негативу, который с «регионами» связывают не только противники, но и бывшие сторонники этой силы.

«Сильная Украина». Партию Сергея Тигипко, при всем его желании, не получится качественно возродить. Во-первых, все партийцы прекрасно помнят как их слили под ПР в 2010 году. Во-вторых, качественный состав этой партии и в 2010 году вызывал огромное количество вопросов. Нет никаких шансов на то, что СУ пройдет в парламент, однако составить конкуренцию ПРУ в борьбе за электорат эта политическая сила может и будет.

Социалисты. В ближайшее время стоит ожидать возрождения бренда СПУ. Очевидно, что на развалинах КПУ уже ничего дельного возникнуть не может, а бренд социалистов и соответственная риторика может стать мантией-невидимкой для всех тех политиков, которым не найдется места в проекте Петра Порошенко или ПРУ.

Вполне возможно, что при должном финансировании СПУ сможет актуализировать свой образ среди пенсионеров и, в конечном итоге, небольшой фракцией зайти в парламент.

«Правый Сектор». Самостоятельно этот политический проект не сможет провести в парламент депутатов (даже при 3% проходном барьере). Однако у этой политической силы есть определенная перспектива если она, например, объединятся в «националистический» блок, скажем, с ВО «Свобода».

«Демократический альянс» и «Гражданская позиция». Эти две партии недаром находятся в одном пункте. И первая, и вторая, скорее всего, в парламент самостоятельно депутатов провести не смогут. Но причины этого – разные.

Демальянс сейчас является киевской региональной партией без реально действующих ячеек в других городах. У них недостаточно рекламы, денег и узнаваемых лиц. Однако динамика роста у этой политической силы существует, поэтому, как активного участника избирательного процесса, её стоит выделить.

«Гражданская позиция» – это традиционный аутсайдер любых выборов в силу серости его лидера Анатолия Гриценко. Совершенно никаких предпосылок для развития проекта нет, однако в среде национально-демократических сил Анатолий Гриценко, обычно, играет весомую роль (как медиатор, спикер и провокатор).

Возможно, и Демальянс, и ГП станут участниками какого-нибудь партийного блока (и в этом амплуа они смогут ввести в парламент своих представителей). Однако если этого не произойдет, то всё закончится получением 1-2% и тихой спячкой до следующих выборов.

Партия регионов. «Старые донецкие» могут рискнуть и позволить себе борьбу за электорат юго-востока Украины. Вполне может быть, что ПР получит поддержку 3-5% населения Украины, однако борьба на конкурентном поле с ПРУ, СУ и СПУ, а также постоянный троллинг со стороны большинства отечественных СМИ, может привести к развалу партии ещё до конца выборов.

Итоги

Подбивая итоги, можно попытаться смоделировать состав следующего парламента (исходя из того, что партийные блоки будут разрешены).

Политические силы, которые пройдут в парламент: Блок Петра Порошенко (ВО «Солидарность» / УДАР), ВО «Свобода»

Политические силы, которые имеют высокий шанс на прохождение в парламент ВО «Батькивщина», Радикальная партия Ляшко и СПУ.

Политические силы, которые могут пройти в парламент в составе блоков: «Гражданская позиция», «Сильная Украина», Демальянс, «Правый сектор», Партия регионов, Партия развития.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях