Воистину бесконечная история конфликтов (или ощущения таковых) между предыдущей украинской властью и её западными коллегами (представителями США и ЕС) для рядового обывателя в нашей стране превратилось в мыльную оперу.
Количество раз, когда уполномоченные представители ЕС и США угрожали ввести против отечественных чиновников адресные санкции, сопоставимо лишь с количеством поломок поездов Hyundai. По идее, эти угрозы должны были вызывать священный трепет у политиков, однако, по факту, они вызывают недоумение и ассоциации из разряда «последнего китайского предупреждения».
После революции и отделения Крыма отношения между Украиной и ЕС значительно интенсифицировалась: уже подписана политическая часть ассоциации, ведется переговоры о финансовой помощи. Но все же давайте разберемся: что же Запад хочет от нас, и что мы жаждем получить от Него?
Гражданское общество в Украине ещё только начинает вкушать плоды современного открытого политического рынка, а поэтому оно чрезвычайно подвержено риску глубоких патриотических, да и вообще, социальных разочарований.
Вспомним, с каким разочарованием в середине 90-х годов украинцы воспринимали идею независимого государства. Ностальгия по СССР и былым порядкам была настолько мощной, что в 1999 году во второй тур президентских выборов вышел глава КПУ Петр Симоненко.
В 2005 году тотальное разочарование прокатилось по всем участникам «оранжевой революции», когда оказалось, что один лидер без программы системных реформ, решительности и монолитной команды не обладает политической потенцией. Более того, бестолковость этого лидера нивелирует всё то рвение прозападной части общества, которая и обеспечила его приход к власти.
Таким образом, украинцы уже преодолели два важных (в контексте гражданского взросления) испытания: осознание независимости и разочарование в «революционных» политических лидерах.
С большой долей вероятности можно сказать, что следующим психологическим испытанием украинского гражданского общества станет разочарование в поведении западных политических структур, а также крах надежд быстрой евроинтеграции. Это будущее разочарование, с одной стороны, субъективно, ведь именно оно послужило формальным поводом для старта «Евромайдана».
С другой стороны, оно закономерно, ведь игра Европы под названием «Мы поддерживаем евроинтеграционные стремления украинцев» просто красивый жест, за которым нет совершенно никаких активных действий или даже желания таковых.
А, вот, ЕС не заинтересован в реальной европеизации наших сограждан. Для европейских государств Украина выгодна исключительно как потенциальный рынок и сырьевая база, но не как составная часть Большой Европы с полным спектром политических прав.
Украина бедная, обворованная страна с колоссальным ресурсным потенциалом. Государство, которому не доверяют. Необходимо понимать, что в глазах наших соседей (и России, и ЕС) мы выглядим слабой овцой в стаде, легкой добычей. Поэтому никто кроме нас в развитии нашей же независимости не заинтересован.
Именно поэтому нужно реалистично оценивать те заявления, которые декларируют западные политики, чтобы окончательно не увязнуть в постреволюционном разочаровании.
Во-первых, следует отметить, что виденье будущего Украины у ЕС и США сильно отличается. Для Соединенных Штатов Украина это ещё одно недомодернизированное постсоветское государство, на реформировании которого можно поддерживать миф об экспорте демократических ценностей.
Другими словами, главное, что может получить от нас США, – это пиар. Поэтому дипломаты из Америки могут давать оценки любой жесткости, угрожать и играть мышцами перед своим собственным электоратом.
Для Европы всё намного сложнее, ведь, с одной стороны, мы выглядим перспективными бизнес-партнерами (вспомним, например, о масштабных проектах компании Shell или о желании создать зону свободной торговли). С другой стороны, перманентные политические кризисы в Украине мешают реализации этого партнерства.
Когда у ЕС был шанс купить лояльность сегодняшнего режима в Украине, он им не воспользовался, передав инициативу в руки России. Однако желание зарабатывать на Украине, и решать свои внутренние политические проблемы за счет Украины, у руководителей ЕС настолько сильное, что они продолжли бесконечную игру в «нереализуемые угрозы» и «невыполнимые обещания».
Если украинская власть разгоняла демонстрации, то еврочиновники тут же начинают угрожать им какими-то эфемерными санкциями, которые никогда не будут приняты по отношению к потенциальным бизнес-партнерам. То же самое можно сказать и об их обещаниях финансовой поддержки в обмен на реформы в отечественном законодательстве. Последние события безусловно активизировали переговорный процес по финпомощи. Но, вот, помощ может поступить лишь после получения кредита МВФ со всеми его условиями.
Суммируя всё вышесказанное, можно сказать, что для Запада нужна Украина, обладающая следующими характеристиками:
Однако ждать того, что ЕС даст право голоса в своих политических структурах ещё одной многомиллионной и нищей республике не стоит. Поэтому в ближайшие 5-10 лет ожидаемый максимум – упрощение миграционного законодательства для рабочих. На этом всё, по-видимому, и остановится.
Для части украинского общества, которая воспринимает Европу как царство справедливости и благоденствия, Запад жизненно необходим.
Именно Запад манит своими жизненными стандартами, ценностями и модернизационными перспективами основную электоральную базу «Евромайдана» и всего протестного движения в Украине. Он дает ей «кислород» – призрачную перспективу на счастливое будущее.
Если вкратце, то прозападные украинцы хотят/ожидают от Запада следующего:
Реальность этих перспектив совершенно мизерная, учитывая тот факт, что Украину окружают огромные политические акулы, защищающие исключительно свои интересы. Однако будущее разочарование в Западе важно и полезно для украинцев, ибо оно принесет трезвость и понимание того, что кроме нас самих мы никому не нужны.
Никто не будет беспокоиться о наших дорогах, зарплатах, культуре, законах. Именно к этому выводу мы все опять придем после того, как протесты в Украине завершатся, политическая система укрепится, а заграничные партнеры продолжат зарабатывать деньги на нашей стране, кормя её перспективами «тонких границ» или «братского единства».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.