Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Подписание Ассоциации с ЕС: курс в Европу на выгодных условиях

11 марта 2014, 11:30 9

В предложенной Программе деятельности Кабинета Министров Украины вопрос интеграционных намерений в Европейский Союз прописан довольно конкретно. Документ содержит четкую формулировку: «Подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, неотложная имплементация его положений. Выполнение всех необходимых условий для скорейшего достижения безвизового режима со странами Европейского Союза для украинских граждан». Назначенный вице-премьером по взаимодействию с ЕС Борис Тарасюк уже заявил, что Украина будет готова подписать соглашение об ассоциации уже в марте.

Следует указать, что революционные события последних трех месяцев несколько изменили акценты. Если в ноябре 2013 года протесты начинались под лозунгами евроинтеграции, то закончились требованиями отставки власти и ее последующей капитуляцией. Тем самым это отодвинуло на задний план важную, на взгляд экспертов, дискуссию и возможность трезвого обсуждения условий интеграции, а также их целесообразности для Украины.

Стоит начать с того, что европейские и украинские аналитики в один голос твердят, что подписание Соглашения об ассоциации не приведет к резкому улучшению экономической ситуации или повышению уровня жизни в краткосрочной перспективе. Более того, все сходятся на том, что экономика нашей страны будет вынуждена переживать немалые потрясения на протяжении продолжительного периода.

Знаковыми являются слова заместителя председателя комиссии литовского Сейма по европейским делам Линаса Бальсиса. Депутат считает, что Украина по-настоящему нужна Европе лишь зимой, когда необходимо задействовать все мощности отечественной ГТС для закачки значительных объемов газа на территорию ЕС.

Украина настаивала на пересмотре ряда дискриминационных для своих национальных интересов положений Соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Если официальный Брюссель готов к равноправному партнерству,  препятствий для подписания документа быть не должно. Однако вспомним, что же на самом деле стало причиной остановки движения Украины в Европу.

Экономические причины «европаузы» Украины

Еще в декабре 2013 года Кабинет Министров Украины тогда еще под руководством Николая Азарова обнародовал информацию с разъяснением экономических причин приостановки подписания Соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли (ЗСТ) с Европейским Союзом. Согласно экспертным данным, в случае  поспешного подписания Соглашения уже в 2014 году потери Украины в торговле с ЕС составили бы порядка 11 млрд. долларов. По мнению чиновников Кабмина, отсрочка евроассоциации необходима для того, чтобы в ходе переговоров получить согласие  ЕС на пересмотр некоторых, наносящих ущерб украинской экономике положений документа. При этом стратегический курс страны на европейскую интеграцию по заверениям руководства страны изменению не подлежал.

Объективная необходимость приостановки подписания ассоциации вызвана в том числе отказом Евросоюза предоставить Украине финансовую помощь. Ранее высшие должностные лица в Брюсселе недвусмысленно дали понять, что Киеву не следует рассчитывать на получение кредитов. Так, глава Европарламента Мартин Шульц заявил: «Если гипотетически представить себе, что Евросоюз мог бы выделить Украине заявленные ею средства, то еще неизвестно, как развивались бы события. Однако подобных денег у ЕС нет».

Официальный представитель Еврокомиссии Оливье Байи заявил, что ЕС не пойдет на смягчение условий для Украины или предоставление ей финансовых компенсаций при подписании Соглашения об Ассоциации. Более того, подписанные 17 декабря в Москве украино-российские экономические соглашения, похоже, сбили с толку руководителей европейских государств.  Они восприняли данный шаг Украины, как прелюдию к вступлению в Таможенный союз. В связи с этим, 21 декабря канцлер Германии Ангела Меркель официально предупредила украинское политическое руководство, что «Украина не может одновременно находиться в двух таможенных союзах».

Между тем, реальные причины приостановки евроассоциации лежат не в политической, а в сугубо экономической плоскости. Напомним, что еще в августе текущего года независимая украинская экспертная группа «Geostrategy» подготовила аналитический доклад, в котором перечислялся целый ряд серьезных рисков от ЗСТ с ЕС для национальной экономики Украины. Приведем только некоторые из них:

  • Усиление конкурентного давления на внутреннем рынке Украины.
  • Рост безработицы.
  •  Вытеснение национального производителя с внутреннего рынка.
  • Дефицит отечественных товаров на внутреннем рынке в связи с экспортной переориентацией производителей.
  • Нехватка средств и необходимость поиска партнеров и инвесторов с целью модернизации существующих производств.
  • Ограниченность возможности предоставления защиты «молодым» отраслям экономики, не достигшим должного уровня конкурентоспособности и нуждающимся в государственной поддержке.
  • Снижение конкурентоспособности национальной сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке в связи с наличием мощной системы государственной поддержки сельского хозяйства в ЕС.

Подчеркнем, что в самом тексте Соглашения об Ассоциации с ЕС содержится норма о возможности его предварительной доработки и изменения условий еще на стадии до непосредственного подписания. То есть, намерения Украины скорректировать ряд дискриминационных для своих национальных интересов положений полностью соответствуют юридическим установкам самого документа.

Соглашение Украины с ВТО как предметный урок

Для лучшего понимания мотивов решения Кабмина о приостановке евроассоциации следует вспомнить историю пятилетней давности – вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО). Документ о членстве нашей страны в ВТО был составлен таким образом, что украинская экономика в итоге понесла значительный ущерб. Согласно официальным данным экономической статистики, в результате действия дискриминационных условий соглашения за последние четыре года импорт в Украину увеличился на 46%с 45 млрд до 85 млрд долларов в год. Снова наступить на те же грабли в условиях современной экономической рецессии - означало бы крах промышленности и  социальный взрыв.

Под давлением национальных товаропроизводителей, стремительно терявших свои позиции на собственном, украинском, рынке Кабмин неоднократно предпринимал попытки добиться от ВТО более выгодных условий. Напомним, что в сентябре 2012 года  Украина подала заявку в ВТО на пересмотр пошлин, включающую 371 тарифную позицию. В ответ Европейский Союз официально предупредил, что будет требовать от Украины компенсации в случае пересмотра украинской стороной  этих тарифов. 13 февраля прошлого года в выводах Совета Евросоюза по экономическим и финансовым вопросам было принято следующее решение: «Совет принял решение поручить Еврокомиссии начать переговоры с Украиной, согласно статьи 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года, относительно получения полной компенсации в случае любых изменений Украиной обязательств относительно тарифов».

21 мая Кабмин снова был вынужден поставить перед ЕС вопрос о пересмотре тарифов ВТО. Уполномоченный Кабмина  по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий предложил компромиссный вариант: поэтапный пересмотр.  Однако реакция со стороны ЕС на сей раз оказалась еще более жесткой. Официальный Брюссель  призвал Украину отозвать свою заявку, подчеркнув, что ее действия в рамках ВТО «работают против подписания и ратификации Соглашения об ассоциации и создания зоны свободной торговли».

Необходимо особо подчеркнуть данный важный момент: без вступления в ВТО переговоры о подписании договора о зоне свободной торговли с ЕС были бы невозможными, так как  обязательства Украины в рамках ВТО составляют экономическую основу этого соглашения. Отсюда становится понятным и то, почему в ЕС препятствовали пересмотру невыгодных для Украины тарифов, и то, каковы глубинные причины конфликта экономических интересов, которые привели к решению Кабмина отложить подписание евроассоциации. В этом смысле показательна народная  мудрость: «Что написано пером, то не вырубить топором». Иными словами, если бы заведомо невыгодная  для украинской экономики редакция Соглашения с ЕС была бы подписана в Вильнюсе, то добиться пересмотра дискриминационных условий задним числом было бы уже невозможно. А последствия пришлось бы расхлебывать простым гражданам и предпринимателям.

Какие условия нужны Украине

Задолго до Вильнюсского саммита украинские  промышленники и предприниматели выражали глубокую обеспокоенность предстоящим подписанием ЗСТ с ЕС. Они совершенно справедливо предполагали, что могут попасть под серьезный экономический удар. Например, президент Всеукраинской ассоциации виноделов Наталья Благополучная заявила, что после подписания с ЕС договора о зоне свободной торговли винодельческой отрасли Украины придет конец. Схожие опасения высказывали представители национальной текстильной промышленности: «Не думаем, что у наших товаров действительно есть хорошие перспективы в ЕС».

Ничего хорошего от подписания ЗСТ с ЕС не ждали и руководители такой становой отрасли украинской экономики, как машиностроительная промышленность. Приблизительно за полгода до Вильнюсского саммита серьезную информацию к размышлению им предоставила история с попыткой Кабмина ввести утилизационный сбор с целью защиты интересов национальных производителей на автомобильном рынке.         В результате одним из пяти главных требований, выдвинутых ЕС в качестве условий для подписания Соглашения об Ассоциации, стало следующее: «Украина должна воздержаться от внедрения протекционистских мер, таких как утилизационный сбор с автомобилей, которые могут нарушать обязательства перед ВТО».

Отдельного разговора требует такой значимый вопрос, как содержащееся в проекте Соглашения об Ассоциации положение о переходе украинской промышленности на технические стандарты и регламенты, действующие в Евросоюзе. Такой переход требует колоссальных финансовых затрат. При этом перспективы сбыта продукции для становых отраслей украинской экономики на рынке ЕС де-факто отсутствуют. Отсюда неизбежно возник вопрос: а нужен ли вообще такой переход? И если да, то очевидно, что он представляет собой весьма непростой и длительный процесс. Именно поэтому представители Украинского союза промышленников и предпринимателей и Федерации профсоюзов Украины попросили у тогдашнего президента Украины Виктора Януковича перенести на один год подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.

Следует обратить внимание на еще один существенный момент. Обнуление пошлин  в рамках ЗСТ с ЕС будет выгодно только весьма ограниченному кругу украинских предприятий. Не секрет, что в сегментах  украинского экспорта в Евросоюз конечная продукция занимает лишь 6-7% , а остальное – сырье, полуфабрикаты, то есть не конечный продукт. А это значит, что на росте показателей  госбюджета в плане  налоговых сборов ЗСТ с ЕС существенно не повлияет. При этом импорт из Евросоюза в Украину возрастет весьма значительно – со всеми вытекающими для национальных товаропроизводителей последствиями.

Таким образом, для того, чтобы Соглашение об Ассоциации и ЗСТ между Украиной и ЕС носило взаимовыгодный характер, было бы целесообразно внести в его текст либо положения, существенно расширяющие экспортные возможности украинских предприятий, либо предусмотреть комплекс дополнительных защитных мер для тех отраслей национальной экономики, которые подвергаются наибольшему риску. Спешить с таким серьезным делом однозначно не стоит и новое руководство страны во главе с Арсением Яценюком должно как никто другой это понимать.

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях