Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Религии в мировых и украинских поисковых трендах: христианство или ислам

28 февраля 2014, 12:00 1
Поделиться

Данная статья является продолжением аналитики политических идеологий через призму поисковых запросов в Гугле.
Именно во время аналитики запросов об идеологиях стали появляться «следы» мировых религий. Причем уровень запроса на «религию» был на порядок выше, чем у любой из идеологий.

Стало понятно, что полный анализ альтернативных моделей развития, которыми интересуется мир, невозможен без анализа поискового спроса по основным мировым религиям.

Поисковые запросы — чтобы не запутаться

Перед тем как перейти к анализу запросов и графикам, сначала нужно напомнить, что любой поисковый запрос вбирает в себя очень много понятий, как матрешка.

Например, за поисковым запросом «islam» стоят и запросы на мусульманские имена для новорожденных (значит, мы говорим об аудитории верующих мусульман), и запросы общеобразовательные (кто-то пишет реферат по исламу и не обязательно является верующим). Точно так же, за запросом «jesus» стоят запросы на Иисуса, так и на имя «Jesus» — весьма популярное в латиноамериканских странах.

Помните об этой «матрешности» понятий внутри таких мега-запросов, иначе графики ниже могут сбить с толку и неправильно показать действительность.

И еще одно важное замечание — в рамках анализа мы измеряем поисковый спрос, а не представленность какой-либо темы в новостных поводах. Это позволяет отсечь растиражированные темы и оставить только те, которые вызывают интерес у людей.

Религия и идеология

Поскольку данная аналитика «родилась» при анализе запросов по идеологии — сравним уровень поисковых англоязычных запросов в Google с 2004 года по сегодняшний день по словам «идеология» (на примере внизу — синим цветом) и «религия» (красным).

Как видно из примера, уровень спроса на религию во много раз превышает спрос по слову «идеология».
Однако, если после кризиса 2008 года тренд по слову «идеология» выровнялся и начал стабильно расти. То «религия» продолжает терять позиции. Спад замедлился, но это — спад.

Топ 5 запросов по мировым религиям

Теперь рассмотрим график поискового спроса по основным мировым религиям — в пятерку лидеров попали христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм.

Ислам — явный лидер. На примере ниже его график показан красным цветом, и видно как поисковый спрос по исламу оставляет далеко позади остальные религии.

Но разница не только в уровне поискового интереса. Все остальные религии идут на спад, а вот спрос по исламу стабильно набирает обороты.


Кроме того, на графике ниже показано — поисковый запрос «ислам» с 2004 года вышел на один уровень с общим запросом «религия». А с конца 2009 года победил его и наращивает этот разрыв. На примере зелеными стрелками показаны моменты, когда «ислам» вышел на уровень, а затем победил тренд «религия».

География стран с наибольшим количеством поисков по «исламу» — на карте мира

Топ 10 стран по запросу «ислам»

Данные географические данные помогаю понять, кто жаждет информации по исламу. Кто те люди, которые сейчас представляют наиболее горячее ядро спроса из всех мировых религий.

Тотальная победа ислама?

Как ни сильна разница поискового запроса по исламу и другим религиям, все равно рано говорить о безоговорочном лидере.

Во-первых, потому что мы помним про «матрешечность» такого глобального запроса. За ним стоят не только верующие, но и просто интересующиеся люди.

Во-вторых, не надо забывать, что интерес к исламу значительно подогревается политическими событиями. «Этот интерес вызван не так исламом, сколько всем связанным с исламом. События 11-го сентября, карикатурный скандал, дальнейшие события арабской весны — все это стимулирует интерес людей к тому, “а что же такое ислам?”» — поясняет экс-глава Госкомнацрелигий Юрий Решетников.

В-третьих, на фоне такого растущего интереса и внутренний мусульманский резерв еще больше подогревает интерес к исламу внутри себя. Раз мир с таким интересом смотрит на мою религию, то повышается «самооценка».

«Перекрестьем внешнего интереса к исламу со стороны не-мусульман и внутреннего возвращения заинтересованности к собственным традициям и корням, которое сейчас наблюдается у приверженцев ислама, и можно объяснить тенденцию, о которой мы говорим», — считает религиовед Андрей Юра.

Поисковые запросы по именам пророков

При анализе поисковых запросов по именам «пророков» — среди запросов «jesus», «muhammad» и «buddha» — именно запрос «jesus» опережает остальные.

Казалось бы — это идет вразрез с очень сильным поисковым трендом на ислам. Однако факт остается фактом.

И кроме объяснения «матрешечности» этого запроса, мы еще можем говорить об очень большой инерции христианства, давно интегрированного в мировую культуру. Иисус чаще востребован в поисках Google (вплоть для подбора имени для латиноамериканского новорожденного).

«Христиан больше всего в мире и они в той или иной степени стараются искать корни собственной религии, обращаясь к главной фигуре христианства», — отметил религиовед Андрей Юраш. Так что наработанный потенциал других религий рано списывать в утиль.

Ситуация в Украине

При анализе украинского сегмента — по русскоязычным запросам — среди трех лидеров появляется «православие», на графике ниже именно «православие» значительно опережает все остальные запросы.

По украиноязычными запросами ситуация похожая. Только здесь первое место у запроса «християнство», а запрос «православ’я» на последнем месте.

Запросы «ислам» и «іслам» в Украине

Отдельно рассмотрим запросы по исламу в Украине, чтобы сравнить с общемировым трендом поисков. В Украине по запросам «ислам» и «іслам» наблюдается стабильный спад интереса — поисковые запросы на русском и украинском языках идут на спад.

Это идет вразрез с мировым трендом, но Украина не впервые выпадает из мировых трендов :)
Тем более это лишний раз доказывает, что наше общество более ориентировано на свои религиозные ценности.

***

Как видим, общемировой интерес к запросу «ислам» с 2004 года очень высокий. Причем его уровень продолжает расти при спаде поискового интереса к другим религиям. Мировые события показывают, как можно на волне политических процессов вывести одну из религий на авансцену. Пересечение религии и политики — не в новинку для мировой истории. Но на ее новейшем этапе мы можем видеть, на кого именно «поставила» политика и как быстро она смогла добиться повышенного интереса к исламу.

В то же время у христианства остался большой внутренний потенциал роста. Хотя он более направлен «внутрь себя». При этом в Украине на данный момент — стойкое доминирование поискового интереса к христианству. В русскоязычных запросах это выражено через «православие», в украиноязычных — через «християнство». Поисковый тренд на ислам понижается в противовес мировому тренду.

Аналитика поисковых запросов Google сделана проектом SaitiVKredit.kiev.ua. Следующий материал аналитики посвятят религии в мировых и украинских поисковых трендах.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях