В центре украинской столицы продолжается противостояние между работниками правоохранительных органов и активистами «евромайдана». Власти призывают оппозицию прекратить конфликт, перерастающий в гражданскую войну. В столкновениях уже погибло 25 человек, из которых 10 - правоохранители. По мнению политолога, лидеры парламентской оппозиции давно уже не контролируют ситуацию на Майдане, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Лидеры парламентской оппозиции не могут выступать полноценной стороной переговоров с властью по урегулированию вооруженного противостояния. Сегодня не понятно, являются ли бандиты, которые нападали на офис Партии регионов и стреляли в правоохранителей оппозицией. А потому, ожидать от них какой-то внятной инициативы сложно. Такого мнения придерживается директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
По мнению политолога, лидеры парламентской оппозиции давно уже не контролируют ситуацию на Майдане. Именно по этой причине ждать от них каких-то внятных инициатив по прекращению дальнейшей эскалации вооруженного конфликта не стоит, передает ForUm.
«Власть имеет субъектность. А у оппозиции нет этой субъектности. И непонятно, кто такая эта оппозиция – Ярош со своим «Правым сектором», или бандиты, которые нападают на правоохранителей, или Черновол, которая нападала на офис Партии регионов? Может она – оппозиция? Поэтому с ними сложнее. И от них ожидать какой-то внятной инициативы сложно», - говорит аналитик.
По его словам, на данный момент Кличко, Яценюк и Тягнибок оказались заложниками европейской агрессии по отношению к Украине, которых попросту использовали для разжигания массовых беспорядков. Они не ведут самостоятельной политической игры, а лишь «идут на поводу того, что им подсказывают».
«То там Карл Бильдт, что-то скажет, то там Сикорский, то Ангела Меркель, после разговорас которой они приехали на войну», - возмущается эксперт.
«Я слышал комментарий министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что на руках Януковича кровь. Я бы хотел сказать, что кровь на руках у Бильдта. Я считаю, что руки Бильдта в крови. Ведь как он вел всю свою линию в отношении украинского конфликта, как он стал на одну сторону, как он пытался убеждать общество, что - правда, добро, мораль на стороне бандитов. И таким образом он провоцировал их на то, что произошло. Таким образом, я считаю, что руки в крови у Бильдта. Эти замашки европейские они и привели, в конечном счете, к тому, что они и внушили оппозиции, что можно так себя вести, как она себя повела», - говорит Погребинский.
Эксперт считает, что в любом случае, инициатива примирения должна исходить от власти.
«Сегодня нужен конкретный план от власти – давайте сделаем то-то и то-то, а завтра придем к какому-то результату. И потом уже путь оппозиция скажет, что и где ей не выгодно. Нас, к примеру, не устраивает переход к парламентской республике через две недели, мы хотим завтра. Вот пусть они об этом скажут», - резюмировал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
Погребинский также уверен, что оппозиционные лидеры прекрасно осведомлены о том, что среди присутствующих на Майдане граждан есть сотни людей, целенаправленно готовящихся к войне.
По мнению эксперта, оппозиция знала, что так называемое «мирное наступление» на правительственный квартал повлечет за собой вооруженный конфликт и кровопролитие.
«Я невысокого мнения об интеллектуальных способностях некоторых оппозиционных лидеров, но не считаю их до такой степени безнадежными глупцами, чтобы они не понимали, что призыв на так называемый «мирный наступ» не закончится силовым противостояниям. Они прекрасно знали, что на Майдане находятся сотни, а по некоторым оценкам тысячи людей, которые готовятся к войне. Это и самооборона Майдана, и «Правый сектор», и просто сеть радикальных организаций самого разного толка. Эти люди ждут повода для того, чтобы пойти на войну. Самостоятельно сделать это им довольно сложно. Я уверен, что оппозиция это прекрасно понимает», - сказал Погребинский.
По его мнению, поводом начать масштабное силовое противостояние стало наступление на правительственный квартал и последующие за ним события.
«Зачем им было это нужно? Они считали, что они таким образом достигнут двух целей. Первая цель заключается в том, что они, загоняя в тупик президента, таки заставят его огрызнуться. А Богу понятно, что терпение не бесконечно. Ведь уже и амнистия была объявлена, сколько можно. Поэтому у них была надежда, что президент огрызнется, и они это получили. Получили кошмарную картинку беспорядков на центральных улицах Киева. То есть, формальный повод есть. Еще зачем им это было нужно – они надеялись, что они смогут перетянуть на свою сторону часть внефракционных регионалов для того, чтобы создать новое большинство и легитимизировать новую власть. Новое большинство бы, в свою очередь, приняло постановление, которое бы вернуло старую Конституцию, а потом сформировало бы правительство при поддержке Запада», - подчеркнул Погребинский.
Напомним, 18 января в центре Киева разразилась настоящая уличная война.
Утром тысячи сторонников «майдана» и радикальных организаций выдвинулись к зданию Верховной Рады, где лидеры оппозиции настаивали на первоочередном решении вопроса о проведении конституционной реформы.
Дорогу митингующим перекрыли кордоны правоохранителей. На улицах Грушевского, Шелковичной, Институтской начались столкновения. В Мариинском парке на стороне правоохранителей в столкновениях также принимали участие сторонники Партии регионов.
Активисты-радикалы бросали в правоохранителей петарды и «коктейли Молотова», правоохранители применяли слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
На улице Липской протестующие захватили и разгромили офис Партии регионов. Во время штурма погиб сотрудник хозяйственного отдела.
Позже сотрудники спецподразделения «Беркут» были вынуждены применить силу и оттеснили радикальных нападавших из правительственного квартала. Правоохранители окружили периметр баррикад на Майдане Незалежности.
На протяжении ночи было несколько попыток штурма и «зачистки» «майдана», однако они не увенчались успехом.
По данным МВД, в ходе уличных беспорядков, погибли 10 правоохранителей.
По данным Министерства здравоохранения на утро среды, погибли 25 человек: восемь — после госпитализации в городские учреждения здравоохранения (в том числе журналист газеты «Вести»), четверо в госпитале МВД, 13 погибших были доставлены в Киевское городское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы. Сотни получили ранения.
С 00.00 среды, 19 февраля, ГАИ ограничило въезд транспорта, в том числе и общественного, в город Киев.
Ситуация в Киеве и других городах Украины очень напряженная и продолжает обостряться.
Кабинет Министров Украины «делает все возможное для обеспечения правопорядка на улицах столицы, а также неприменения огнестрельного оружия во время противостояний».Об этом и.о. премьер-министра Сергей Арбузов сказал в ходе телефонного разговора с еврокомиссаром по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефаном Фюле.
Также Сергей Арбузов выразил свои соболезнования близким погибших в противостояниях.
Напомним, что президент Украины Виктор Янукович призвал немедленно прекратить вооруженное противостояние, сложить оружие и сдаться правоохранительным органам тем, кто нарушил закон и провоцирует гражданские противостояния, говорится в заявлении членов рабочей группы по урегулированию политического кризиса Андрея Портнова и Елены Лукаш.
А исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Леонид Кожара обратился к иностранным государствам и международным организациям с призывом дать объективную оценку событиям в Киеве.
Президент Украины Виктор Янукович объявил 20 февраля днем траура в Украине в связи с человеческими жертвами вследствие массовых беспорядков.
Партия регионов предлагает подписать документ о недопустимости человеческих жертв. Об этом заявил народный депутат фракции Партии регионов Владимир Олийнык.
Напомним, уже почти три месяца в Киеве и других городах Украины проходят акции общественных активистов и оппозиции под общим названием «евромайданы», которые были спровоцированы решением правительства о приостановлении евроинтеграции от 21 ноября 2013 года.
После того как в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года бойцы спецотряда милиции «Беркут» жестоко разогнали мирную акцию протеста на Майдане Незалежности, гражданские акции «евромайдана» переросли в политический протест, приведший к общественно-политическому кризису.
19 января 2014 года акции протеста перешли в радикальную фазу, когда в Киеве на улице Грушевского и в близлежащих районах началось противостояние активистов «евромайдана» и радикального «Правого сектора» с правоохранителями.
Позже активисты по стране начали захваты органов власти в областных центрах. В некоторых городах правоохранителям удалось освободить захваченные здания, в некоторых «евромайдановцы» блокируют админздания либо держат их в осаде.
В столь напряженной ситуации уличного противостояния власть и оппозиция попытались решить конфликт путем мирных переговоров.
После нескольких раундов круглого стола, 27 января, по результатам встречи президента Украины Виктора Януковича и участников рабочей группы по урегулированию политического кризиса с лидерами оппозиционных парламентских фракций, было принято решение об отмене всех «законов 16 января», о принятии «закона об амнистии» всех участников акций протеста, а также решение создать комиссию по возврату Конституции Украины в редакции 2004 года.
Также президент Янукович предложил лидеру «Батькивщины» Арсению Яценюку пост премьер-министра, а лидеру УДАРа Виталию Кличко — вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам в новом правительстве. Однако оба оппозиционных лидера отказались от такого предложения.
29 января Верховная Рада Украины приняла «закон об амнистии» всех участников акций протеста, авторства депутата фракции Партии регионов Юрия Мирошниченко.
Закон «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место во время проведения мирных собраний» предусматривает освобождение митингующими всех захваченных административных зданий и транспортных развязок в течение 15 дней после вступления закона в силу (срок истекает 17 февраля). В обмен закон предусматривает полную амнистию всех осужденных, которые принимали участие в массовых акциях с 21 ноября и находятся сейчас под следствием.
Оппозиция и активисты «евромайдана» заявили, что закон был принят с нарушением процедуры, и отказались его выполнять.
14 февраля Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка заявил, что по состоянию на 13.00 пятницы, 14 февраля, в Украине все ранее арестованные участники «евромайдана» освобождены из СИЗО.
По его словам, если условия закона об освобождении от уголовной ответственности участников «евромайдана» будут выполнены митингующими, то «закон об амнистии» может быть реализован до 18 марта и все уголовные дела будут закрыты, а все подозреваемые будут освобождены от уголовной ответственности.
16 февраля активисты «евромайдана» освободили здание Киевской городской государственной администрации (КГГА).
Однако возобновившиеся столкновения завели мирный переговорный процесс в тупик.
О причастности украинской оппозиции к уличной войне в Киеве читайте в статье Игоря Лесева «Украина снова в огне: кто ответит за кровь».
Более подробно о методах подавления массовых беспорядков за рубежом читайет в материале Федора Михайловского «Демократия на дубинках, или Как разгоняют протесты в ЕС».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.