Холодная война разделила Европу на два лагеря: либеральную, капиталистическую западную часть континента и условно авторитарную, коммунистическую восточную половину. Насильственный распад Югославии вместе с сопутствующей политической и экономической стагнацией в Румынии и Болгарии поделил континент в 1990-х на стабильный, демократический cеверо-центр Европы и хаотические Балканы, соседствующие с отсталым Ближним Востоком.
Присоединение Словении к Европейскому Союзу в 2004 году, Румынии и Болгарии в 2007 году и теперь Хорватии — летом 2013 года, казалось бы, поможет объединить Европу, но в действительности для аналитиков группы глобальной разведки Geostrategy — это намек на новое, хотя и более тонкое внутреннее разделение. Что, конечно же, не сулит ничего хорошего для европейских перспектив Украины.
Прежде всего, экономическое ядро Европейского Союза уже само претерпевает серьезные разногласия между относительно экономически здоровым Севером (Скандинавия, Германия и страны Бенилюкса) и кризисным Югом (Италия, Испания, Греция и Португалия) с почти депрессивным уровнем безработицы и ошеломляющими долгами. Между тем Греция, расположенная на крайнем юго-востоке еврозоны и переживающая эквивалент Великой депрессии, как, кстати, и Франция (в которой беспрецедентно высокий уровень социальной защиты), продолжает двигаться в направлении южноевропейских стандартов экономической агонии.
На вершине этих разногласий стоит условное деление внутри большего Европейского Союза на «белых» и «черных». Румыния и Болгария являются членами Европейского Союза, но они не находятся в еврозоне: также, что более важно, они не являются участниками Шенгенского договора. Другими словами, есть еще разногласия между этими бывшими коммунистическими балканскими странами и «старой» Западной Европой, хотя и менее глубокие, чем в 1990-х годах.
Теперь более внимательно посмотрим на Хорватию, которая стала новым членом Европейского Союза, в результате чего число стран в рамках организации достигло 28 членов. Некоторые чиновники ЕС приветствовали последнее расширение как признак продолжающейся европейской жизнеспособности. Но вряд ли Хорватии удастся так просто стать новым полноправным членом Европы.
Эта страна сегодня имеет более чем 50-процентную безработицу среди молодежи, это третий показатель уровня безработицы в Европейском Союзе после Греции и Испании. Хорватия находилась в состоянии рецессии в течение половины десятилетия, и сейчас ее экономика слабее, чем она была пять лет назад. По нашим прогнозам, в обозримом будущем Хорватия не будет ни в еврозоне, ни участником Шенгенского соглашения.
Что касается ее политики, то Хорватия имеет нестабильную левоцентристскую коалицию с критическим рейтингом поддержки — 24 процента. Следует добавить, что Хорватия является одним из самых коррумпированных государств в Европе (после Румынии и Болгарии), пронизана организованной преступностью, большим количеством неэффективных государственных компаний, которые сложно будет приватизировать.
Конечно, имея население около 4,4 млн человек (приблизительно столько проживает в столице Украины — Киеве), она будет относительно незначительным проблемным дополнением к уже хрупкому Европейскому Союзу. Самым большым практическим эффектом присоединения для Хорватии будет — из-за относительной бедности — доступ к фондам развития ЕС, что еще больше расширит дыру в бюджете Брюсселя.
Конечно, тот факт, что Хорватия будет в еврозоне, делает ее потрясающе красивое побережье Далмации более доступным для многих туристов. Так что, это можно считать одним ярким пятном в грустной евроинтеграционной картине. Другим ярким моментом может быть то, что с высоким уровнем безработицы и относительно слабой валютой Хорватия может создать возможности для предпринимателей внутри еврозоны, которые переместят некоторое производство и другие формы бизнеса на территорию новоспеченного члена ЕС. И это факт, по мнению аналитиков группы Geostrategy, не следует недооценивать.
Сегодня Хорватия всеми силами пытается исправить свое не очень выгодное географическое положение, стремясь построить терминал для сжиженного импортного природного газа для обслуживания собственных потребностей в энергии и государств региона. Хорватия, например, пытается заинтересовать этим проектом богатых на природный газ Катар (в Персидском заливе). Согласно этому проекту, Катар поможет финансировать терминал в качестве узлового звена для собственного экспорта энергоносителей в Центральную и Юго-Восточную Европу.
Но при продолжении экономического спада в Европе, а также учитывая планы России использовать соседнюю Венгрию и другие страны региона в качестве центральных пунктов назначения для собственного энергетического трубопровода «Южный поток», не ясно, каким образом катарцы будут оставаться заинтересоваными в хорватском предложении.
Но более интересно сравнить новое положение Хорватии в Европе с интересами других стран бывшей Югославии, поскольку Балканы по-прежнему составляют отдельную зону, хотя и без конфликтов 1990-х годов.
Югославия во время ее более чем семидесятилетнего существования с конца Первой мировой войны до конца Холодной войны всегда была источником массы противоречий — Первая мировая война с ее этнонациональними признаками, Австро-Габсбургским влиянием на север и Османским влиянием на юг. После распада в 1991 году Югославской федерации различные республики, учытивая их географическое положение и уровень их развития в период Холодной войны, более или менее преуспели в своем развитии. Однако происходило такое «государственное вызревание» при сохранении старых исторических противоречий.
Словения, самая северная бывшая Югославская республика с глубочайшей исторической интеграцией в империю Габсбургов, присоединилась к Европейскому Союзу почти десять лет назад и является частью еврозоны. Тем не менее, в то время как уровень ее экономического и социального развития всегда был самым высоким в Югославии, в рамках коммунистического мира Словения по-прежнему далеко позади в своем развитии по сравнению с соседней Австрией и другими странами Центральной Европы. Недавний банковский кризис в Словении должен рассматриваться частично в этом контексте.
Словения, возможно, продвинулась слишком далеко и слишком быстро в последние годы. Хорватия, южный сосед Словении, только вступила в Европейский Союз в 2013 году. Такой разрыв является результатом не только глубоких экономических и социальных проблем, но также свидетельствует о попытках Словении блокировать вступление Хорватии в ЕС — это наследие распада Югославии, которое подняло огромное количество различных пограничных и других споров между двумя государствами.
Сербия, политическое ядро старой Югославии, находится как раз на юге Балкан, и только недавно достигла слабого политического баланса, уступив под давлением Евросоюза автономию Косово. Вступление Сербии в Европейский Союз по-прежнему возможно через несколько лет. Что касается южных югославских регионов — Боснии, Косово, Черногории и Македонии — они все еще, не в обиду для этих стран, представляют «третий» сорт для обьединенной Европы.
Итак, будущая карта Европы, судя по существующим политическим тенденциям, не будет выглядеть как единое целое. Идея единой Европы, выступающей центром силы и власти, наравне с такими гегемонами, как Соединенные Штаты и Китай, является пока что химерой. Это, кстати, признают сами американские эксперты, которые, в общем-то, заинтересованы в сильном противовесе России в данном регионе.
Но тем не менее, не будь у Европы жестокого наследия раздела со времен «холодной войны» и кровавых последствий распада, то картина могла бы выглядеть совсем иначе. Реальная же геополитическая карта, к огромному сожалению, представляется потрясающе сложной, в ней заключены несколько слоев, в частности ЕС в рамках еврозоны, «страны Шенгена», страны вне этих договоров и вообще не члены ЕС. Ну, и не стоит забыть нанести на эту карту очаги сложных экономических кризисов (Грецию, Португалию, Италию, Испанию).
В общем говоря, чем дальше от Германии и стран Бенилюкса, тем больше в европейских странах наблюдается склонность к кризисам и отсталости. И чем дальше на Восток и на Юго-Восток, тем больше ощущается жесткое деструктивное влияние энергитически мощной, и вообще газо- и нефтедолларово богатой России.
Да, Варшавский договор канул в лету. Но среди соседей не такой хаотичной, как было при Борисе Ельцине, России, влияющей на экономическое развитие региона, появится еще один усложненный слой на карте Европы. И это не говоря уже о растущей экономической и демографической близости Турции и Северной Африки к Европе.
Кстати, результаты Вильнюсского саммита «Восточного Партнерства», на котором в основном из-за «российского фактора» (а также политической слабости самого Киева) было сорвано подписание Соглашения об ассоциации, не добавляют аналитикам Geostrategy хотя бы отдаленного еврооптимизма. Поэтому вступление Хорватии является признаком не так развивающегося единства ЕС, как неоспоримого осложнения геополитической борьбы Европы.
Но вместе с тем Киеву совершенно не стоит опускать руки и «ложиться под Москву». Поскольку и российское доминирование, судя по многим экономическим, демографическим и иным признакам, не будет долгим.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.