Для жителей стран, входящих в Европейский Союз, въезд на територию Украины не представляет проблем. В то время как для наших сограждан этот процес и длителен, и затратен. Причем подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не гарантирует либерализацию визового режима между Киевом и Брюсселем. Почему так случилось?
Итак, в 2005 году по распоряжению президента Виктора Ющенко Украина в одностороннем порядке разрешила безвизовый въезд для всех граждан ЕС. Тогда решения принимались исходя из интересов «революционной целесообразности». Визы отменили, не проведя толком никакой подготовки, переговоров, отменили просто так, в качестве жеста доброй воли со стороны «оранжевой» власти.
Наиболее наивные из украинцев при этом рассчитывали на адекватную реакцию со стороны ЕС. Однако никакого нормального ответа не последовало. Вместо симметричного ответа на доброжелательность украинской стороны Европа предложила длительный процесс переговоров.
В 2007 году в Европейский Союз вступили Румыния и Болгария. А уже в конце этого года Украина стала объектом давления со стороны ЕС, который потребовал распространения нашего безвизового режима и на граждан новых государств-участников Европейского Союза.
В 2006 году сторонами было парафировано Соглашение об упрощении процедуры оформления виз для граждан Украины. И эксперты расценивали это как первый шаг для того, чтобы в будущем достичь полной отмены визового режима.
1 января 2008 года Соглашение вступило в силу. Это соглашение было названо успехом украинской дипломатии, хотя никакого существенного изменения правил не произошло.
Так, в соглашении была зафиксирована единая сумма визового сбора — 35 евро. Для двенадцати категорий украинских граждан была предусмотрена бесплатная выдача виз. В этот список вошли члены официальных делегаций, близкие родственники граждан ЕС, студенты, аспиранты, инвалиды, участники международных соревнований. При этом действие Соглашения не коснулось такой страны, как Великобритания. Для нее был сохранен прежний порядок выдачи виз. На деле для большинства украинцев стоимость услуг по оформлению въездных виз в страны ЕС зачастую оставалась прежней, так как консульства стали прибегать к услугам посреднических центров.
Что же касается бесплатных категорий получателей европейских виз, то их представителям также приходится зачастую долго и нудно объяснять «шенгенским» консульским работникам цель своего визита, название и род деятельности принимающей стороны и уточнять сроки запланированного мероприятия.
Европейская сторона еще в 2005 году объясняла сохранение визового режима тем, что Украина занимает одно из первых мест по количеству нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС. Кроме того, в ЕС считали, что и так пошли навстречу Украине, «упростив» получение виз.
Украина, как видно, в этой ситуации рассчитывала на принцип дипломатической взаимности. В европейской дипломатии, как правило, иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам предоставляются определенный режим или права на обоюдной основе. Согласно дипломатическому этикету, нарушение этого принципа может быть расценено как проявление неуважения или даже враждебности.
В ситуации с отменой виз для граждан стран Европейского Союза зарубежные дипломаты как раз не захотели соблюсти принцип взаимности. Может, их не стоит в этом сильно винить, так как сами власти Украины своей поспешностью спровоцировали Европу на такое игнорирование украинских интересов.
В ходе всего диалога между европейскими и украинскими политическими лидерами Европа учит нашу страну правилам поведения. При этом сами европейцы в ситуации с безвизовым режимом нарушили базовые принципы отношений между странами. Они не ответили взаимностью на жест доброй воли с украинской стороны.
Еще в ноябре 2010 года был обнародован план действий по визовой либерализации Украина — ЕС. Этот документ разделен на две фазы. Вначале Украина должна внести необходимые изменения в действующее законодательство, а во второй стадии — ввести принятые законодательные изменения в практику. В настоящее время Украина занимается выполнением первой части Плана действий по визовой либерализации.
Для завершения первой фазы украинской стороне необходимо принять так называемый «антидискриминационный» закон, который уравнивает в трудовых отношениях лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией с остальными гражданами.
Этот закон уже действует во всех государствах-членах Европейского Союза. Его также приняли страны, которые завершили план действий по визовой либерализации и в настоящее время пользуются безвизовым режимом с Европейским Союзом.
Учитывая консервативные настроения в украинском обществе и политикуме, можно предположить, что принятие этого закона столкнется с сопротивлением различного вида. Против такого закона однозначно выступает церковь, и не только она. Попытка протолкнуть такой закон может вызвать к жизни самые неожиданные общественные и политические коалиции. «Антидискриминационный» закон может сплотить доселе самых непримиримых противников.
Кстати, ожидаемое подписание Соглашения об ассоциации Украина — ЕС автоматически не решит для украинцев визовый вопрос. Даже сейчас, в период весьма теплых отношений между странами Европейского Союза и Украиной, самые оптимистичные еврочиновники воздерживаются от прогнозов по поводу обозначения четкой даты полной отмены визового режима.
Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, в частности, заявил в начале октября, что Германия поддерживает введение безвизового режима между Украиной и Европейским Союзом, но это касается долгосрочной перспективы.
Есть, правда, и более отрадные новости. Так, к примеру, польский МИД поручил своим консулам в нашей стране выдавать «шенгенскую» визу на 2-5 лет. В настоящее время украинским гражданам выдают «шенгенские» визы в основном на месяц и максимум — на год.
О переходе ко второй фазе выполнения Украиной Плана действий по либерализации визового режима с Европейским Союзом стороны должны были заявить в ходе ноябрьского саммита Восточного партнерства в Вильнюсе. Однако таких заявлений не прозвучало.
Возможно, что позиции Украины на этих переговорах были изначально ослаблены односторонними шагами предыдущих властей. Если бы не эмоциональные решения 2005 года, то Киев мог бы увязывать свое сближение с Европой и отдаление от Российской Федерации с уступками с европейской стороны. Не факт, что это удалось бы сделать. Но возникает впечатление, что украинские элиты мало торговались с европейцами по ряду спорных вопросов.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.