Фракция «Батькивщина» исключила из своего состава Андрея Павелко и его тестя Леонида Сергиенко. А Николай Рудьковский после избрания на пост главы СПУ вышел из фракции ПР. Все эти примеры говорят о том, что с приближением президентских выборов в Раде увеличится количество переходов депутатов между фракциями, а возможно даже появятся новые депутатские группы.
Как может измениться расстановка депутатских фракций в ближайшие месяцы? И какие факторы влияют на межфракционные переходы?
На межфракционные переходы депутатов Верховной Рады в будущие несколько месяцев будут влиять несколько факторов.
Фактором №1 было и остается поведение оппозиционных фракций в Раде. Кстати, в этом плане очень показательный случай произошел 16 октября, когда ВО «Свобода» обнародовала список своего Правительства национальной альтернативы. А ведь с момента принятия депутатами ВР своих полномочий прошел почти год! Чем «свободовцы» занимались все это время? И почему вдруг ни с того ни с сего кинулись создавать «теневое правительство» только сейчас?
Вспомним, почти год назад Верховная Рада VII созыва начала свою работу. Первым и наиважнейшим вопросом в работе парламента, естественно, стала задача формирования депутатского большинства. И сразу же стало очевидно, что власть и оппозиция имеют неустойчивые позиции в новом парламенте, ведь ни фракция Партии регионов, ни оппозиционные «Батькивщина», «УДАР Виталия Кличко» и «Свобода» не имели достаточно «штыков», чтобы сформировать парламентское большинство.
Спикеры Партии регионов сразу же заявили о своих амбициях сформировать большинство на основе фракции ПР, а потому предложили депутатам-самовыдвиженцам вливаться во фракцию «партии власти».
А что же оппозиция? Может быть, Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок вышли на совместную пресс-конференцию? И заявили что-то вроде: «Вот наша совместная оппозиционная программа для Украины. Предлагаем всем парламентариям, кто желает помочь стране в трудную минуту, объединяться вокруг оппозиционного плана действий»? Нет, нет и еще раз нет. В сухом остатке выходит так, что оппозиционеры «слили» ситуацию с формированием большинства в интересах «партии власти».
И многие депутаты от оппозиционных фракций, в первую очередь мажоритарщики, попали в патовую ситуацию. И проблема даже не в циничной задаче «отбить» потраченные на выборы деньги, хотя для многих бизнесменов, купивших выдвижение от оппозиции или от ПР, проблема формулируется именно так. А в том, что избиратели голосовали за мажоритарщика в первую очередь в надежде на решение бытовых вопросов: пустить между селами школьный автобус, починить дорогу или построить детский садик.
Не говоря уже о том, что в приемные народных депутатов не зарастает «народная тропа» ходоков с просьбами починить крышу, дать денег на лечение ребенка, посодействовать в получении путевок в Крым для младшеклассников. А теперь представим общественную приемную депутата где-нибудь в Тисменице Ивано-Франковской области или в Ирпене Киевской области.
Представим пришедших на прием к депутату бабушек, многодетных отцов и одиноких матерей – людей, которых волнуют проблемы на грани выживания. А в ответ, получается, парламентарий вынужден разводить руками и объяснять просителям из числа простых украинцев, что помочь не может, потому как находится в оппозиции. Ведь, кроме всего прочего, мажоритарщик несет ответственность перед своими избирателями за то, насколько эффективно он помогает своему округу ремонтировать дороги, строить школы и закупать медикаменты в больницы. Получается, у оппозиционного парламентария, избранного по округу, просто связаны руки.
А когда оппозиционеры блокировали трибуну, требуя персонального голосования, то мажоритарщику приходилось оправдываться еще и тем, что Верховная Рада не работает. Вот почему главные «группы риска» для оппозиционных фракций – это бизнесмены-списочники и мажоритарщики.
В роли фактора №2 выступают приближающиеся президентские выборы 2015 года. И если кандидатом от власти будет действующий президент Виктор Янукович, то в отношении «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» есть риск, что «единый оппозиционный кандидат» предстанет перед глазами избирателей в количестве трех штук. А то и четырех, если удастся найти правовые лазейки, чтобы в выборах приняла участие Юлия Тимошенко. И тогда депутатам из фракций Яценюка, Кличко и Тягнибока придется определяться, на кого из кандидатов делать ставку. Поэтому, чем ближе к выборам, тем все сильнее Верховная Рада будет напоминать «Лебедя, Рака и Щуку» из басни Крылова.
Может быть даже так, что депутаты будут переходить из одной оппозиционной фракции в другую, а внефракционные будут стремиться вступить во фракцию потенциального/реального победителя. К примеру, на президентских выборах 2004 года ситуация оказалась на порядок проще. Оппозиционные партии «Наша Украина» и «Блок Юлии Тимошенко» договорились выдвинуть на президентских выборах единого кандидата в лице Виктора Ющенко (а тайная договоренность заключалась в том, что в благодарность за отказ баллотироваться пост премьер-министра отходил Юлии Тимошенко). После первого тура о своей поддержке кандидата Ющенко заявили и социалисты во главе с Александром Морозом.
Поскольку еще за два года до президентских выборов ожидалось, что фаворитами будут кандидат от власти (которым стал премьер Янукович) и лидер самой популярной оппозиционной фракции «Наша Украина», накануне выборов все фракции Верховной Рады разделились на три глобальных группировки.
Группа №1 объединила провластные фракции в лице СДПУ (о), «Регионы Украины» и нескольких более мелких депутатских групп, сделавших ставку на победу Януковича.
Вторая группа представляла собой оппозиционные фракции «Наша Украина», «Блок Юлии Тимошенко» и СПУ, объединившиеся вокруг Ющенко.
И, наконец, третьими стали «нейтральные» вроде группы «Центр» и части депутатов фракции Народно-демократической партии. Такие нардепы заняли выжидающую позицию с тем, чтобы после оглашения результатов президентских выборов присоединиться к победителю, что некоторые из них и сделали затем с выгодой для себя.
Кстати, опыт трансформаций депутатских групп и фракций сразу же за финишной прямой выборов 2004-2005 гг. свидетельствует, что после выборов президента может появиться еще один фактор, влияющий на пертурбации внутри депутатского состава Рады. Так, сразу же после победы на президентских выборах Виктора Ющенко многие вчерашние союзники Януковича начали переговоры о вхождении в большинство на основе «Нашей Украины», БЮТ и СПУ.
К примеру, активные переговоры по схеме «посты в правительстве в обмен на голоса» вел глава фракции Народно-демократической партии Валерий Пустовойтенко. А ведь ранее НДП на партийном съезде официально заявила, что поддерживает Виктора Януковича на пост президента. А все дело в том, что вчерашним оппозиционерам НУ- БЮТ – СПУ не хватало голосов до необходимых 226 штыков. Поэтому такая ситуация оказалась для ряда вчерашних «кучмистов» шансом на «второе дыхание» в украинской политике.
Поэтому вырисовывается интересный политический «закон Архимеда» - чем меньше штыков будет во фракции победителя президентских выборов, тем большие пертурбации будут происходить в составе фракций Верховной Рады. Да, все уже привыкли к закономерности, что парламент всегда ориентируется на победителя выборов. Но для каждого конкретного депутата проблема заключается в том, что победителя надо угадать до оглашения ЦИК официальных результатов голосования. Потому что потом таких «умных» будет настолько много, что их можно будет выстраивать в многокилометровую очередь.
Например, если президентом станет Виктор Янукович, скорее всего, сохранится нынешний формат большинства. Разве что усилится приток депутатов во фракцию Партии регионов. И в самом оптимистическом варианте «регионалы» смогут принимать законы, не кооперируясь ни с коммунистами Петра Симоненко, ни с депутатами из числа внефракционных. А вот если голосов все же будет не хватать, возрастут шансы политиков, контролирующих «пакеты» депутатских голосов. И не стоит думать, что речь только о внефракционных Викторе Балоге или Игоре Еремееве, имеющих небольшие подконтрольные группы депутатов. Здесь свою роль может сыграть и нынешний оппозиционер Петр Порошенко, если сможет создать свою депутатскую группу из числа членов фракции «Батькивщина», ориентирующихся на экс-министра экономики в правительстве Азарова и только ждущих сигнала.
И наоборот, президент Яценюк или Кличко рискует оказаться в роли «сапожника без сапог».
Для стабильно работающего большинства необходимо 232-235 мандатов (чтобы выходить на минимально требуемый результат в 226 голосов, с учетом того, что кто-то из парламентариев может, к примеру, заболеть или улететь в заграничную командировку).
Учитывая, что фракция «Батькивщина» сегодня насчитывает 92 парламентария, а фракция «УДАР Виталия Кличко» – 42 депутата, выходит, что для полноценного большинства президенту Яценюку потребуется еще минимум 141-143, а президенту Кличко – 191-193 депутатских голоса. Вместе с тем, очевидно, что недостающие голоса придется привлекать за счет фракции Партии регионов.
И если «регионалы» продемонстрируют стойкость (для ПР «группа риска» - это независимые самовыдвиженцы, присоединившиеся к партии уже в Раде), а оппозиционные партии рассорятся во время выборов, тогда новый президент вообще может рискует остаться без большинства.
И, наконец, еще до президентских выборов сами депутаты Верховной Рады могут своими руками сконструировать вспомогательный фактор, способный подстегнуть миграцию парламентариев. Речь о варианте, когда Верховная Рада решит давно дискутируемый вопрос о снижении порога для создания депутатской группы до 15 вместо нынешних 32 человек.
Предлагается, чтобы такая группа обладала всеми или большинством прав депутатских фракций, начиная с права голоса во время Согласительного совета Верховной Рады (т. е. смогла бы инкорпорировать свои законопроекты в повестку работы парламента). Снова-таки, если сегодня внефракционные депутаты в основном договариваются о поддержке законопроекта по одиночке или группами по двое-трое, то компания в 15 человек – это ценный актив в парламентских торгах. Не говоря уже о том, что подобный закон может подстегнуть отток депутатов из оппозиционных фракций.
Сегодня выходцы из рядов «Батькивщины» в своем абсолютном большинстве состоят в группе внефракционных. Действительно, перейти прямо из оппозиционной фракции во фракцию ПР – это значит лично повесить на себя клеймо «предателя». А вот после снижения барьера такие депутаты плюс новые беглецы из крупных фракций смогут создать какую-нибудь группу с нейтральным названием вроде «Воля народа» или «Народное счастье» и голосовать вместе с Партией регионов. Или даже вместе с оппозицией, когда такой вариант посчитают более выгодным.
А в целом, выходит, первопричина появления перебежчиков – это кадровая политика крупных партий. К примеру, такие выходцы из «Батькивщины», как Владимир Купчак и Вячеслав Кутовый, по сути, просто бизнесмены, купившие официальное выдвижение по округу у оппозиционной партии. Идейные оппозиционеры вряд ли бы вышли из состава своей фракции, а бизнесмен рассматривает все, в том числе и свое участие в политике, как инвестицию, которую нужно вернуть сторицей. И до тех пор, пока продажа мест в списке и по округу будет массовой, мы будем наблюдать переходы депутатов из фракции во фракцию.
А случай с исключением Павелко и Сергиенко (коллеги уличили зятя и тестя в голосовании за проекты Кабмина и Партии регионов) свидетельствует, что с приближением выборов подобные казусы будут случаться все чаще. И если Рада все-таки снизит барьер для создания депутатской группы до 15 человек, такой поворот событий станет мощным катализаторов для «переформатирования» Рады и без всяких выборов.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.