Военный удар США по Сирии может не состояться. Сегодня стало известно, что Дамаск стал полноценным участником Конвенции ООН по запрещению химического оружия. Таким образом Башар Асад пошел навстречу мировому сообществу и получил весомый «козырь» против рвения Вашингтона провести военную операцию в отместку за якобы применение властями Сирии химического оружия. Дальнейшие события будут зависеть от поведения сторон в «треугольнике»: США — Россия — ООН, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Сирия стала полноценным участником Конвенции по запрещению химического оружия, заявил журналистам постоянный представитель Арабской Республики при ООН Башар Джафари. По его словам, приказ об этом подписан президентом страны Башаром Асадом, сообщает издание Вести.ру.
По словам Джафари, соответствующее послание направлено генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну от имени главы МИД Сирии Валида Муаллема. Ранее журналистам продемонстрировали неофициальный перевод этого документа, в котором утверждалось, что САР «обязуется следовать положениям Конвенции».
Заместитель представителя генсекретаря ООН Фархан Хак в связи с этим заявил, что Организации нужно время, чтобы изучить письмо. «Необходимо определить, можно ли считать его инструментом присоединения (к Конвенции). Для этого существуют определенные юридические процедуры», — сказал он.
По утверждению Башар Джафари, «с юридической точки зрения Сирия с сегодняшнего дня становится полноценным членом Конвенции по запрещению химического оружия».
Постпред Сирии при ООН также подчеркнул, что запасы химоружия рассматривались властями Арабской Республики в качестве «средства сдерживания ядерного арсенала Израиля».
Напомним, обострение ситуации в Сирии началось осенью 2011 года, когда в разных городах страны вспыхнули массовые беспорядки с требованиями отставки президента страны Башара Асада и прекращения почти пятидесятилетнего правления партии Баас. Со временем стычки переросли в вооруженное противостояние оппозиционных военных группировок с правительственными войсками, которые не утихают вот уже два года. Власти Сирии обвиняют в поддержке оппозиционных военных формирований страны Запада и США, а те в свою очередь говорят о внутреннем противостоянии сирийцев, жаждущих свержения режима Башара Асада ради демократического будущего страны.
В текущем году противостояние вышло на глобальный уровень и достигло апогея. 21 августа ряд иностранных СМИ со ссылкой на правозащитников сообщили о якобы масштабном применении силами сирийского правительства химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами химической атаки стали, по разным данным, от 600 до 1 500 человек. Оппозиция обвинила в использовании химоружия сирийские власти. Однако Дамаск отрицает свою причастность к атаке, возлагая ответственность за нее на связанных с оппозицией иностранных наемников.
26 августа инспекторы ООН посетили пригород Дамаска и приступили к сбору данных, чтобы установить, действительно ли там применялось химоружие. По дороге к месту предполагаемой химической атаки колонну экспертов обстреляли снайперы.
В субботу, 31 августа, группа инспекторов ООН завершила операцию и покинула территорию Сирии. Окончательный доклад по итогам расследования будет представлен только после того, как в европейских лабораториях будут проведены исследования собранных экспертами ООН материалов.
Сразу же после химической атаки о необходимости осуществить военные действия против режима в Сирии заявил президент США Барак Обама.
«После тщательного рассмотрения вопроса я принял решение, что США должны применить военные действия против сирийского режима», — сказал Обама. По его словам, режим президента Сирии Башара Асада несет ответственность за химатаку под Дамаском.
4 сентября Барак Обама сообщил, что в Сирию для борьбы с правительственными силами направились первые бойцы подразделения, которое проходило обучение у инструкторов ЦРУ.
Также стало известно, что Пентагон готовится к более длительной, чем планировалось изначально, бомбардировке Сирии: после тяжелого шквала ракетных ударов будут нанесены удары по объектам, которые уцелели после открытых залпов, а также тем, которые не удалось уничтожить с первого раза.
Планы о нанесении интенсивных атак в течение трех дней отражают растущую уверенность Белого дома и Пентагона в том, что США необходимо больше огневой мощи, чтобы нанести даже минимальный ущерб силам президента Сирии Башара Асада, которые были разбросаны на протяжении последних двух недель, сообщили чиновники.
Однако 9 сентября, как «гром среди ясного неба», в сирийском вопросе появился новый интересный поворот. Москва призвала Дамаск договориться о постановке под международный контроль мест хранения химического оружия и о его последующем уничтожении. Глава российского МИД Сергей Лавров указал, что министру иностранных дел Сирии Валиду Муаллему передано предложение о присоединении этой страны к Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Лавров отметил, что Москва ожидает «быстрого и позитивного» ответа. Этим предложением Россия надеется предотвратить военный удар по Сирии.
За несколько часов до заявления российского министра глава внешнеполитического ведомства США Джон Керри заявил в Лондоне, что Асад может избежать военного удара со стороны США, если в течение следующей недели передаст все запасы химического оружия под международный контроль.
По словам Обамы, в этом случае Соединенные Штаты могут отложить удар по Сирии. Он сказал в интервью нескольким американским телеканалам, что удар будет «абсолютно точно» отложен, если правительство Башара Асада передаст химическое оружие под контроль мирового сообщества.
Государственный секретарь США Джон Керри также заявил, что Сирия может избежать военной операции, если в течение недели передаст контроль над всем химическим оружием в руки международного сообщества. По словам Керри, руководство США полностью отдает себе отчет в том, что решение сирийского конфликта лежит исключительно в политической плоскости.
Между тем, журналист Le Point Армен Арефии полагает, что история с российским планом передать сирийское химическое оружие под международный контроль разворачивалась слишком гладко, чтобы быть абсолютно спонтанной.
Фееричная развязка вряд ли стала возможной благодаря одному лишь стечению обстоятельств, склонен думать автор статьи. Еще 1 сентября израильская газета Haaretz, опираясь на источники в европейских дипломатических кругах, писала, что США и Россия работают над проектом резолюции Совбеза ООН, обязывающей Башара Асада под наблюдением инспекторов ООН передать химическое оружие России.
11 сентября в другой газете, The Boston Globe, появилась статья, из которой следует, что Вашингтон и Москва обсуждают судьбу сирийских боевых отравляющих веществ уже больше года. Идея установить контроль над химическим арсеналом Асада возникла еще на саммите G20 в мексиканском Лос-Кабосе в июне 2012 года, сообщалось в публикации. С тех пор проработка этого вопроса не прекращалась, несмотря на охлаждение двусторонних отношений из-за списка Магнитского и Эдварда Сноудена.
Окончательно план оформился на саммите G20 в Санкт-Петербурге. Сообщается, что Обама и Путин на глазах изумленных глав других членов «двадцатки» проследовали в угол зала, где около 30 минут о чем-то разговаривали. По информации The Boston Globe, идею международного контроля выдвинул российский президент, а глава Белого дома ее поддержал.
А ответственный редактор Die Zeit Йозеф Йоффе проанализировал последствия предложенного Россией варианта решения проблемы с сирийским химическим оружием, согласно которому боеприпасы должны быть переданы под международный контроль.
«Барак Обама наверняка испытал не меньшее облегчение, чем Башар Асад, дамасский диктатор. Ведь оба теперь могут вынуть голову из петли. На какое-то время», — пишет Йоффе. Применительно к Обаме, поясняет он, это означает, что ему не придется искать поддержки в конгрессе, шансов получить которую у него мало, особенно в Палате представителей. Да и насчет других стран Запада автор призывает читателя не заблуждаться: там «у всех гора с плеч, что местные парламенты не поддержали большинством голосов военную операцию».
«Еще лучше Путину, — продолжает Йоффе. — Нравственность его не волнует, его волнует только выгода: он хочет любой ценой выручить своего протеже Асада, а заодно с ним — и стратегические позиции России». В лице Путина Асад получил «поручителя» перед международным сообществом, который не будет к нему чересчур требователен, убежден автор статьи.
«Но счастливее всех в этой драматической ситуации, должно быть, негодяи, — полагает журналист. — В распоряжении Асада теперь долгое, провозглашенное в одностороннем порядке перемирие. Американские крылатые ракеты остаются в пусковых установках... Начинается торговля за резолюцию ООН. (...) Теперь можно начинать игру с инспекторами ООН. Кто защитит их в зоне боевых действий размером с половину Германии? Как им найти и обеспечить охрану этих дьявольских веществ, если режим, находясь под дипломатическим прикрытием русских, может не опасаться жесткой резолюции?»
Подробнее о военном конфликте в Сирии читайте в статье Владимира Нестерова «Сирия: если завтра война».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.