Недавно отшумевшие на турецких площадях протесты органично вписываются в общую концепцию гражданских восстаний, сотрясающих арабский мир с 2011 года. За исключением одного: в Ливии, Египте, Сирии, Тунисе и прочих «беспокойных» странах воевали за отказ от исламизма и приближение к моделям мировой демократии. В Стамбуле же, напротив, протестовали против ухода от политики легендарного Кемаля Ататюрка, ломавшего все в стране на европейский манер. О восстановлении исламистских позиций в Турции для информационно-аналитического портала Inpress.ua подробно рассказал Федор Михайловский в своей статье «Кризис самодержавия — Путин близок к Эрдогану».
Массовые протесты на улицах турецких городов вызвали внезапный интерес к стране, уверен автор. Долгое время Стамбул казался оплотом стабильности на Ближнем Востоке, а благодаря своей политике невмешательства сумел добиться мощного влияния в регионе, аналогичного временам Османской империи. Даже экономический кризис пятилетней давности прошел незаметно для Турции, ставшей эдаким регулятором перманентных конфликтов в арабском мире. Однако наметившийся исламистский вектор в политике премьера Реджепа Эрдогана серьезно ударил по былому благополучию страны.
«Манифестанты протестуют против политики турецкого премьера Эрдогана. Харизматический лидер партии умеренных исламистов уверенно реформирует страну, отказываясь от наследия Кемаля Ататюрка. Сопротивлявшиеся представители военной верхушки были отправлены в тюрьму или на пенсию. Массмедиа — взяты под контроль, а оппозиция маргинализирована. И когда Эрдоган уже был готов выступить на первых всенародных президентских выборах, оказалось, что не весь народ этого хочет...» — пишет Михайловский.
Установленная его же Кабинетом Министров внешняя политика «нулевых проблем» резко сменилась на империалистические замашки. Молчание дипломатов, конечно, не сменилось аргументами пушек, но в Стамбуле все чаще стали играть мускулами. Как, например, в отношении Израиля, отмечает автор. «Он (Эрдоган — Inpress.ua) резко рассорился с Израилем, с которым у Турции были давние военные и торговые связи, и пообещал усилить группировку турецких ВМС в Восточном Средиземноморье. Эта группировка должна была угрожать относительно слабым израильским ВМС и следить за ситуацией на Кипре».
Параллельно, пишет Михайловский, Турция стало жадно поглядывать в сторону Кипра, где, хоть и на греческой части острова, имеются газовые месторождения. Неугомонный Эрдоган даже жестко раскритиковал ассимиляцию турков в Германию, забыв, видимо, что никто жителей его страны силком в Европу не тянет. Решением данной проблемы, считает премьер, станет открытие турецких школ в государстве, где сосредоточено наибольшее число мигрантов.
Напомним, что в ходе общественных беспорядков в конце мая-начале июня в Турции пострадали по меньшей мере 3 тыс. 195 человек, 26 из них находятся в тяжелом состоянии. Еще два демонстранта погибли. Согласно данным агентства Anadolou News Agency, антиправительственные выступления распространились на 67 из 81 турецких провинций. Телеканалы мира сообщают о массовом задержании демонстрантов полицией. По их информации, в Стамбуле были задержаны 1 тыс. 149 человек, в Анкаре — 500, в Измире — 571 человек, еще 36 человек задержали в Анталье.
Ситуация накалилась после того как турецкие СМИ опубликовали на первых полосах фотографию 22-летнего юноши, погибшего в понедельник в ходе столкновений. Им стал Абдуллах Джомерт, являвшийся активистом оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/, которая занимает жесткую позицию в отношении партии Эрдогана и фактически поддерживает охватившие Турцию волнения.
Беспорядки в Турции начались со Стамбула. С 28 мая жители города проводили акцию протеста против вырубки парка рядом с площадью Таксим. «Свободная пресса» сообщала, что в ночь на 31 мая полиция жестко разогнала демонстрантов, после чего 1 июня на улицы города вышли уже несколько тысяч человек. Кроме того, солидарность с ними проявили жители еще нескольких городов, в том числе Анкары. Демонстранты стали требовать отставки правительства Эрдогана, которого они обвинили в чрезмерной авторитарности. Полиция продолжила разгон акций, что вылилось в столкновения с их участниками.
Ситуацию в Турции прокомментировал председатель Европейского парламента Мартин Шульц. Он заявил, что жестокое обращение полиции с участниками антиправительственных выступлений, прокатившихся по стране, несовместимо со стандартами европейского сообщества. «Для того, чтобы стать членом ЕС, необходимо придерживаться демократических ценностей, — отметил он. — Мы видим, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в определенные моменты к этому не готов». Руководитель Европарламента призвал страны Евросоюза выработать общую позицию относительно происходящего в Турции.
В свете данных событий Австрия и Германия считают преждевременным вопрос о вступлении Турции в Евросоюз. Об этом заявил вице-канцлер, глава МИД Австрии Михаэль Шпинделеггер журналистам по итогам своих переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель на полях съезда Европейской народной партии. «Мы видим Турцию скорее в роли привилегированного партнера, нежели члена Евросоюза», — сказал он.
Тем временем официальная Анкара выступила с критикой в адрес канцлера Германии Ангелы Меркель в связи с появившимися сообщениями о блокировании переговоров о присоединении Турции к ЕС. Министр правительства Турции по делам ЕС Эгемон Багис обвинил Меркель в использовании вопроса о планах Турции войти в ЕС в качестве политической карты в предвыборной борьбе.
Подробнее об истинных причинах народных волнений в Турции и неоднозначном освещении событий в СМИ читайте в статье Владимира Нестерова «Протесты в Турции — правда и вымысел».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.