Политолог Евгений Магда считает, что Волынская трагедия возникла из-за сложных отношений между польским и украинским народами в период между Первой и Второй мировой войной. По мнению эксперта, термин «геноцид» означает государственную политику и потому не очень подходит к событиям на Волыни, ведь на западных землях УССР в тот период не существовало государства и не велась какая-либо государственная политика. В то же время, эксперт допускает, что события Волынской трагедии могли спровоцировать малоизвестные истории военизированные подразделения, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
События на Волыни нельзя рассматривать оторванно от общего контекста отношений между Украиной и Польшей, поскольку после Первой мировой войны отношения между польским и украинским народами были достаточно драматичными. Об этом в пятницу, 12 июля, в эфире онлайн-студии Inpress-клуб, заявил политолог Евгений Магда.
«Если Польше при поддержке стран Западной Европы и США удалось создать собственную государственность, то Украина потерпела поражение в боях за создание и УНР (Украинская Народная Республика — Inpress.ua), и ЗУНР (Западно-Украинская Народная Республика — Inpress.ua). Соответственно, часть украинских и белорусских земель отошла к Польше, и именно на этих землях, т. н. „Схидных Кресах“, польская официальная власть проводила достаточно жесткую политику», — считает эксперт.
По его словам, в Центральной Европе в межвоенный период не особо соблюдались и процветали демократические ценности, хотя это и не оправдывает жесткую политику польских властей.
«Это не оправдывает польскую власть, которая проводила на украинских и польских землях политику пацификации, полонизации, которая организовала печально известный концентрационный лагерь "Береза Картузская" на территории нынешней Брестской области для политических противников польского режима. То есть ситуация была достаточно непростой», — отметил политолог.
Термин «геноцид», по мнению Евгения Магды, означает государственную политику и потому не очень подходит к событиям Волынской трагедии: «Если мы говорим о терминологии то, на мой взгляд, геноцид — это государственная политика. Не будем забывать, что украинская государственность на тот момент не существовала. УССР не претендовала на собственное государственное образование, а на западных украинских землях мы также не видели государственной политики».
Кроме того, эксперт допускает, что к началу событий Волынской трагедии могут иметь отношение и малоизвестные истории военизированные подразделения.
«Существовала не только УПА и не только Армия Крайова. Существовали и различные отряды самообороны, военизированные подразделения и украинцев, и поляков, которые действительно боролись за территории, боролись за земли. Я не хотел бы, чтобы это служило оправданием убийствам мирного населения, но на землях Волыни после Первой мировой войны та же "линия Керзона" проходила по этническому признаку. И украинские националисты, и польские националисты, имевшие военизированные отряды — кто-то сотрудничал с немцами, кто-то с Москвой, кто-то сотрудничал с Лондоном, — они действовали в условиях военной целесообразности. И следует признать, что они совершали военное преступление», — подчеркнул политолог Евгений Магда.
Как сообщалось, на заседании в пятницу, 12 июля, польский сейм отказался назвать Волынскую трагедию «геноцидом» польского народа и учредить 11 июля Днем памяти жертв Волынской трагедии, мученичества кресовян.
Перед голосованием перед депутатами сейма выступил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, который призвал «не обострять» позицию в вопросе Волынской трагедии, напомнив, что пять лет назад польский парламент уже признавал те события «этнической чисткой». Он подчеркивал, что с тех пор в действительности ничего не изменилось, и обращал внимание, что более «острая формулировка» негативно повлияет на перспективы европейской интеграции Украины.
Депутат Роберт Тишкевич отметил, что комиссия решила отказаться от установления этого дня Днем памяти кресовян из-за того, что в действительности кресовяне пострадали не только на Волыни. Он напомнил, что многие поляки, проживавшие на так называемых «кресах», пострадали от Советского Союза, который напал на Польшу 17 сентября 1939 года.
Более подробно о Волынской трагедии читайте в статье Федора Михайловского «Волынская трагедия — 70 лет спустя».
О проблемах и особенностях украинского национализма в Западной Украине читайте в статье Виталия Колтовского «Украинский национализм — Drang nach Osten!».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.